
В начале августа стало известно, что Соединенные Штаты Америки, которым, как известно, есть дело абсолютно до всего, что происходит в мире, по-прежнему остаются недовольными ситуацией в области религии, которая сложилась в некоторых странах постсоветского пространства. Администрация Вашингтона, как это было уже ни один раз, официально заявила, что в Белоруссии и России сегодня продолжается наблюдаться притеснение различных верований и религиозных течений.

Появление католицизма на западнорусских землях непосредственно связано с роковым для всей последующей истории Западной (Белой) Руси событием – Кревской унией 1385 года. В современной белорусской историографии Кревская уния преподносится как исключительно как положительное событие, которое способствовало сложению военных сил Польши и Великого княжества Литовского и Русского (ВКЛР) в борьбе против такого хищного и опасного врага, как германский Тевтонский орден, агрессивные устремления которого ставили под сомнение само существование этих государств. Такая точка зрения сложилась еще в советской исторической науке под несомненным влиянием известных трагических событий XX века.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося белорусского историка, доктора наук, члена-корреспондента АПН СССР Лаврентия Семеновича Абецедарского, однако событие осталось практически незамеченным как белорусскими властями, так и местной общественностью. Как всегда в подобных случаях, причины подобного пренебрежительного отношения к знаменитому ученому исключительно идеологические. Последние два десятилетия представители так называемого “свядомага кола”, в том числе и коллеги по цеху, обвиняли Абецедарского в конъюнктуре, идеологизированности, тенденциозности и даже в том, что он чуть ли не угробил белорусскую историческую науку.

Инновации и идеология – самые модные в постсоветской Белоруссии слова, без которых не обходится ни одно выступление уважающего себя чиновника. На поверку оказывается, что под инновациями понимается давно уже ставшее банальными и даже морально устаревшим за рубежом, а «заниматься» инновациями, идеологией, наукой и образованием приходится зачастую тоже немолодым людям, причём в условиях дефицита компетенций и разворовывания скудного финансирования.

Проблемы белорусских учебных и научных учреждений давно и хорошо известны, как и рецепты решения данных проблем. Тысячи статей и выступлений, монографий и госпрограмм доносят до широких масс непреходящую озабоченность интеллигенции и бюрократии состоянием школы, вуза, научного института. Если ранее часть проблем списывали на невнимание «союзного центра» к насущным проблемам республик, то в период обретения пресловутых суверенитета и независимости кивать на Москву стало невозможным.

Недавно стало известно, что заместитель председателя Государственной Думы Российской Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Вадим Соловьев подготовил обращение на имя генерального прокурора РФ Юрия Чайки, где предложил изучить деятельность партии БНФ (Белорусский народный фронт) и молодежной организации «Молодой фронт» (МФ).

Когда на свет появился будущий Всероссийский император Николай Павлович, обрадованная Екатерина II-я, которой оставалось править империей менее полугода, написала своему известному заграничному респонденту, другу-философу и дипломату барону Ф. Гримму: «Голос у него бас, и кричит он удивительно… В жизнь мою – в первый раз вижу такого рыцаря». Через две недели она снова сообщала Гримму: «Рыцарь Николай уже три дня кушает кашку, …беспрестанно просит есть. Я полагаю, – отмечала императрица, – что никогда осьмидневный ребёнок не пользовался таким угощением, это неслыханное дело».

В русско-турецкую войну 1877–1878 годов плечом к плечу с русскими солдатами и военачальниками сражались и многие белорусы, о которых, увы, уже почти никто не помнит. Если о шипкинском герое генерале И.В. Ромейко-Гурко и начальнике полевого штаба А.А. Непокойчицком местная публика краем уха что-то слышала, то имена тысяч других участников войны за освобождение братьев-славян нынешнему поколению белорусов неизвестны. Одним из таких безвестных героев является Казимир Васильевич Левицкий.

Воцарение шестнадцатилетнего Михаила Фёдоровича на московском престоле, как мы знаем, положило конец Смуте. Суверенная государственность России, её преемственное развитие и самобытное строительство правовых основ государственного строя, несмотря на тяжелейшее положение разорванной на части страны, восстановились. Началась ликвидация материальных и политических последствий вероломных иноземных вторжений и варварской оккупации столицы.

Пристальный интерес Польши к Белоруссии как главному объекту своей внешней политики в восточноевропейском регионе уже давно ни для кого не секрет.Варшава уже не первое десятилетие предпринимает усиленные попытки закрепить свое влияние в соседней республике, используя для этого всевозможные инструменты: начиная от финансов и заканчивая религией.

И хотя генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил, что «холодная война канула в историю, и она должна остаться историей», нынешние решения в Варшаве продемонстрировали обратное

Как бы там ни было на самом деле, но осенью 1596 года церковная уния стала состоявшимся фактом. Впрочем, счастья Речи Посполитой она не принесла и стала одной из главных причин её гибели.

Общеизвестно, что Президенты России и Белоруссии Владимир Путин и Александр Лукашенко квалифицировали разрушение СССР как геополитическую катастрофу ХХ века. На V Всебелорусском народном собрании белорусский лидер вновь подчеркнул, что «крушение Советского Союза действительно было крупнейшей геополитической катастрофой».

Время от времени на историческом пути каждого народа невесть откуда появляются люди, которые, ярко вспыхнув, вновь растворяются во мраке веков. Их имена и деяния предаются забвению. Лишь скупые строки из чудом сохранившихся летописей и хроник напоминают нам об этих призраках прошлого. Одним из таких исторических фантомов был Константин Поклонский – человек, которому судьба предоставила шанс стать белорусским Богданом Хмельницким. Впрочем, сам Поклонский выбрал иную дорогу – ту, по которой спустя полвека после него пройдёт Иван Мазепа.

Ведя речь об оккультном рейхе нельзя обойти вниманием такую до сих пор загадочную организацию как «Германское общество по изучению наследия предков» (Deutsche Ahnenerbe).

История православия в Речи Посполитой – это история трагедии и борьбы предков нынешних белорусов и украинцев за веру своих отцов. До заключения Люблинской унии (1569 год) Великое княжество Литовское по праву считалось одним из самых веротерпимых государств Европы. Здесь столетиями спокойно уживались друг с другом православные, католики, протестанты, мусульмане, иудеи и бежавшие со всего континента сектанты, однако после объединения ВКЛ с католической Польшей ситуация резко изменилась.

Начало лета в белорусско-российских отношениях ознаменовалось весьма значимым событием – проведением 7-8 июня в Минске Третьего форума регионов Белоруссии и России. Белорусская столица уже во второй раз принимала у себя многочисленные делегации. Первый такой форум прошел в Минске еще в 2014 году, когда главной темой для дискуссий был, как и в этот раз,агропромышленный комплекс. Год назад саммит состоялся в российском городе Сочи, где обсуждалась промышленная политика двух стран.

В результате выборов, прошедших по всем правилам буржуазной демократии, Гитлер в январе 1933 года стал канцлером Германии, а затем ее неограниченным властителем. Однако превращению немецкого народа в индогерманскую «расу господ» в значительной степени препятствовало традиционное для Германии христианское вероисповедание с его «муками совести» и «нет ни эллина, ни иудея»

31 мая в Астане прошло заседании Высшего Евразийского экономического совета в расширенном составе, где присутствовали лидеры стран-участниц Союза. В столице Казахстана стороны были намерены решить ряд серьезнейших проблем, которые сегодня по-прежнему явятся тормозом развития ЕАЭС. И совсем неудивительно, что больше всего критики было слышно со стороны белорусского президента, в то время как главы России, Армении, Казахстана и Кыргызстана говорили Союзе только в положительном ключе.

Хиппи внесли свой особый шарм в масс-культуру Запада, а затем – и всего мира. Их влияние на общество достигло пика в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг., в силу чего ряд культурологов и философов озадачились «феноменом хиппи», «субкультурой хиппи». Заговорили даже об «идеологии хиппи».