
В начале нового тысячелетия сложилась особая ситуация, характеризующаяся тем, что каждое новое поколение живет в мире, принципиально отличном от мира родителей.

В наши дни привычно получать сведения о военных подвигах конкретных людей и боевых подразделений. Нынешний мир чаще всего знакомится с этими официальными данными во время военных кампаний и «горячих» конфликтов. Другие подвиги обычно сопутствуют предотвращению каких-нибудь страшных бедствий, опасностей или приводят к спасению человеческих жизней. Гораздо реже, как не крути, нас по-настоящему привлекают духовные подвиги. Такое подвижничество сегодня считается естественным для тех, кто предпочитает находиться подальше от мирской суеты – либо на дорогах паломничества, в кратковременных поисках благонравия, либо в действительно строгих условиях постоянного проживания за высокой монастырской оградой.

Сегодня, в дни потрясений и поиска дальнейшего будущего постсоветского пространства в целом, и в особенности трёх государств Русского мира – России, Белоруссии и Украины, как никогда ранее, возрастают роль и значение православной церкви. Более того – именно православная церковь сегодня является едва ли не единственной цивилизационной структурой, которая, словно скрепами, продолжает удерживать от распада триединый русский народ – русских, белорусов и украинцев. И это не проходит для церкви даром – на Украине совершаются нападения на православных священников, захватываются храмы.
Еще с советских времен принято считать, что Белоруссия – это партизанский край и поэтому в белорусском обществе как нигде сильна прививка от какого-либо воздействия нацистской идеологии. Действительно, память о Великой Отечественной войне является в Республике Беларусь важным элементом государственной идеологии. Уже немногочисленные ветераны войны окружены должной заботой со стороны государства, помимо идеологической вертикали патриотическим воспитанием молодого поколения занимается целый ряд общественно-государственных общественных объединений: Белорусская пионерская организация, Белорусский республиканский союз молодежи, ДОСААФ Республики Беларусь, Белорусская общественная организация ветеранов, Белорусский союз офицеров и другие.

Факт упорного юридического непризнания самопровозглашённых законным, конституционно-правовым способом народных республик Новороссии заставляет даже разделяющих идею Русского мира политиков и журналистов по-прежнему рассуждать про «конфликт на юго-востоке Украины» таким образом, будто речь идёт о сугубо внутреннем деле агонизирующего марионеточного режима и его искусственного территориального образования. Поэтому, с лёгкостью принимаемые на веру, в электронную сеть продолжают вбрасываться «информационные сообщения» вроде безобидных юбилейных заметок, скажем, о нынешней 215-й годовщине запуска в Луганске «первой доменной печи на Украине» 4 октября 1800 года. Хотя нельзя не вспомнить – в Екатеринославской губернии собственное имя «Украина», кроме административного понятия о Слободско-украинном устройстве и старой пограничной линии, в помине не знали: Славяносербский уезд никуда не переезжал из Новой России.

Благодаря громкому историческому названию, напоминающем об исчезнувших цивилизациях и важнейших события античного мира, бывшая республика Югославии (СФРЮ) Македония сегодня имеет возможность обращаться к самой глубокой древности для мифологического конструирования истоков своей государственности, которое стало столь модным в восточноевропейских странах.

Мы уже привыкли к тому, что разговор про Первую Отечественную войну, как правило, связывается с представлениями о подвигах летучих партизанских отрядов, о долгом отступлении, московском пожаре и преследовании голодных французов вплоть до заснеженной переправы, которая и теперь является символом краха бывшей Великой армии Наполеона. В один ряд с грозой двенадцатого года встают Бородино, Смоленская дорога, Малоярославец, Красное, Березина. Вместе с ними неразлучны и имена трёх главных полководцев – Барклая, Багратиона и Кутузова. Многие, пожалуй, смогут прибавить возникающие в памяти громкие фамилии Платова, Коновницына, Раевского, Давыдова, Фигнера. Реже припомнят адмирала Чичагова, «упустившего» Бонапарта, или командующего 3-й Обсервационной армией генерала Тормасова…

«Наша нива», хорошо известная своими русофобскими публикациями, в очередной раз решила порассуждать на тему белорусской суверенности, а также ненужности русской литературы и русского языка. Вначале с сайта Kyky.org была перепечатана статья Николая Янкойтя с весьма красноречивым названием «Как выгнать Москву из головы? Пересмотрите программу литературы в школе». Далее поместили отклик небезызвестного «пушкиниста» Александра Федуты «Какой человек нужен суверенной Республике Беларусь». Естественно, заранее предполагалось, что «Москву из головы нужно как-то выгонять», а также что всех без исключения волнует некий типаж «человека для суверенной Беларуси».

Результаты состоявшихся 11 октября 2015 года президентских выборов в Белоруссии, как и ожидалось, оказались вполне предсказуемыми. Нынешний глава республики, по официальным данным, набрал более 83% голосов избирателей, а его оппоненты совместными усилиями собрали всего около 10 %. Разобщенная местная оппозиция, которая уже окончательно дискредитировала себя в глазах простых обывателей, не смогла не только объединиться и выступить единым фронтом, но и высказать свой протест после закрытия избирательных участков. Немногочисленная толпа «протестующих» на главной площади Минска была неинтересна даже представителям западных СМИ, которые вяло фотографировали собравшихся, прекрасно понимая, что сенсации из данного материала не будет.

В своё время Сталин сформулировал основные критерии номенклатуры: «Люди, умеющие осуществлять директивы, могущие понять директивы, могущие принять директивы, как свои родные, и умеющие проводить их в жизнь». Решая на заре своего президентства задачу о кадровом обеспечении государственных структур, Лукашенко заложил в фундамент белорусской властной вертикали похожий принцип, справедливо полагая, что такой подход вернёт государственную машину на старую проверенную колею.

За последние сто с небольшим лет маленькая страна с длинным официальным названием Босния и Герцеговина парадоксальным образом сконцентрировала вокруг себя неимоверное количество политических противоречий, превратившись в одну из самых напряженных кризисных точек не только на Балканах, но и во всей Европе

Есть в русской истории герои, которые не только своими великими делами обессмертили свое имя, но и коренным образом изменили судьбу нашего народа и вывели его на дорогу национального величия. Одним из таких выдающихся людей является Великий князь Московский Дмитрий Иванович (12 октября исполнилось 665 лет со дня его рождения), вошедший в историю со славным прозванием Донской.

Нынешние президентские выборы в Белоруссии, как и в прошлые годы, являются для страны своеобразным маркером ее политической и экономической жизни. Взаимоотношения между государством и обществом внутри республики, а также деятельность официальных властей на международной арене – все это перед днем голосования приобретает крайне важное значение. Именно от того, как себя проявила власть накануне и во время выборов, зависит не только ее будущее, но и будущее простых граждан.

В последнее время на Западе всё больше опасаются возможного заключения военного альянса между Россией и Китаем. Если в Брюсселе и Вашингтоне подобное развитие событий многими будет воспринято как самая настоящая катастрофа, то в Москве и Пекине часть элит напротив возлагает на потенциальный союз большие надежды. На первый взгляд, подобный стратегический поворот России на Восток откроет перед ней ошеломляющие перспективы и наверняка приведёт к ревизии существующего мирового порядка. Однако при ближайшем рассмотрении можно заметить, что “свободное плавание” двух великих держав способно принести им намного больше пользы, нежели дипломатическая авантюра, пусть даже такая многообещающая.

Беседа с белорусским политологом и публицистом Николаем Сергеевым.

Трагические события на Украине, нашествие африканских и азиатских беженцев на страны Евросоюза ясно свидетельствуют о том, что в обозримом будущем определяющим будет противоборство на мировой арене не просто государств или их союзов, а цивилизаций-миров с различными базовыми ценностями. О характерных чертах Русской цивилизации как социокультурном феномене рассуждает известный ученый, профессор Белорусского государственного технологического университета, доктор исторических наук Владимир Егорович Козляков.

Прошедшая в Нью-Йорке юбилейная 70-я Генеральная ассамблея Организации объединенных наций, как и предполагалось многими аналитиками, не стала разворотным моментом в развитии данной организации – стандартные выступления, заезженные темы, скучающие в основное время делегаты и все то, что происходит ежегодно на подобных мероприятиях. Некоторые скандалы, как например, выходка украинской делегации, сначала выставившей «пробитый пулями» флаг, а затем и вовсе выдворенной из зала, лишь немного разбавили ситуацию. Складывалось впечатление, что собравшиеся на ассамблеи представители различных государств ожидали выступления лишь двух мировых лидеров – В. Путина и Б. Обамы, чтобы определить для себя, стоит ли мир на гране войны или ситуация не столь критична. И, похоже, многие так и не нашли для себя ответа.

Предвыборная ситуация в Белоруссии сегодня, как никогда прежде, демонстрирует абсолютную политическую индифферентность простого населения к политическим процессам внутри страны. Более того, не только в Минске, но и в Москве и даже Брюсселе уже, пожалуй, знают, кто будет следующим главой республики на ближайшие 5 лет, а потому стараются не форсировать события. В таких условиях, когда будущее внутри- и внешнеполитическое развитие страны уже фактически определено, оказалось, что в самое ближайшее время за бортом большой политики могут оказаться многие нынешние белорусские «борцы за независимость», перед которыми сегодня встала реальная задача выжить.

Информационное пространство Белоруссии представлено различными видами и типами СМИ, имея существенные отличия от других европейских национальных информационных пространств. К отличительным чертам относится, прежде всего, относительно большой удельный вес и особый статус государственных СМИ, финансирование которых осуществляется из бюджетных источников (республиканский и местные бюджеты) и (или) бюджетов госкомпаний.

В 1991 году был разрушен Советский Союз. Наверное, события 1939 года особенно ненавистны тем, кто желает и дальше отдалять друг от друга русских, украинцев и белорусов, старается не допустить ни в каком виде восстановления нашего общерусского цивилизационного пространства. Однако 17 сентября 1939 года заставляет нас вспомнить о том, что никакие преграды, никакие внешние силы не способны разделить единый народ, помешать людям жить вместе, если они сами к этому стремятся. Союзное государство России и Белоруссии, Евразийский экономический союз – логичное, зримое продолжение того, что произошло в результате Освободительного похода Красной армии 1939 года. Именно поэтому так велико значение этой даты. Безусловно, 17 сентября должно быть объявлено государственным праздником и выходным днём – Днём воссоединения белорусского народа! Чем быстрее это поймут на государственном уровне, тем это будет лучше для всех нас.