«Белорусам в качестве национальных героев не нужны кровавые польские палачи»

« Назад

«Белорусам в качестве национальных героев не нужны кровавые польские палачи» 10.03.2016 14:28

В то время, когда в Белоруссии власти рассматривают предложение о присвоении одной из улиц или площадей Минска имени Тадеуша Костюшко, а в честь одного из руководителей польского восстания 1863 года Викентия Константина Калиновского организуютcя многочисленные выставки и другие прославляющие его мероприятия, белорусские эксперты заявляют о том, что у белорусов есть другие исторические авторитеты и герои, действительно им близкие.

Политолог Кирилл Аверьянов-Минский рассказал EADaily, что Костюшко и Калиновский, которых в современной Белоруссии пытаются прославлять, являлись польскими патриотами, которые поднимали восстание против Российской Империи за восстановление Польши «от можа до можа»

«Они стремились вернуть Белоруссию в состав Польского государства. Для белорусов это означало тотальную полонизацию. Когда Речь Посполитая была восстановлена в 1918 году, то западная часть Белоруссии оказалась в ее составе, и там польские власти проводили довольно жесткое ополячивание. То есть, белорусам внушалось польское самосознание. Ничего хорошего ни Костюшко, ни Калиновский белорусам, конечно, не несли», — заявил Аверьянов-Минский.

Политолог перечислил и тех, кто для него является истинными героями Белоруссии. «С моей точки зрения, это, прежде всего, Михаил Николаевич Муравьев-Виленский. Это генерал-губернатор Северо-Западного края, которого сегодня в Белоруссии ненавидят всеми фибрами души белорусские националисты. В то время как Михаил Николаевич подавил Польское восстание 1863 года, то есть спас белорусов от возвращения в состав Польши, защитил их от бесчинств польской шляхты. После подавления этого восстания он провел важные для Белоруссии реформы, целью которых было улучшение положения белорусского крестьянства и повышение роли православной церкви в обществе. Помимо него, к героям можно отнести Михаила Осиповича Кояловича — основоположника западнорусизма, который считал белорусов частью русского народа. При этом он, по сути дела, заложил и основы белорусской историографии. Его можно назвать первым человеком, который с научной точки зрения описал прошлое Белоруссии. И, конечно, же это Иван Лукьянович Солоневич. Это белорусский мыслитель, который изначально вместе с отцом издавал монархическую газету «Северо-Западная жизнь». После Революции он остался в Союзе. Прошел ГУЛАГ. Был одним из немногих, кто сумел сбежать оттуда. После того, как сбежал, он написал книгу «Россия в концлагере. Эта книга, с моей точки зрения, сильнее, чем произведения Солженицына, раскрывает все ужасы ГУЛАГа», — сказал Аверьянов-Минский.

В советский период у Белоруссии, по его словам, тоже были свои герои. «Прежде всего, я думаю, что это Андрей Андреевич Громыко — многолетний министр иностранных дел Советского Союза. Его личность примечательна тем, что он по своему происхождению — из деревни, из крестьян, но, благодаря своим талантам, занял высокий пост в советском государстве, и был одним из тех людей, которые вершили судьбы мира. В период, когда он находился на посту министра иностранных дел, был Карибский кризис, и он оказался одним из тех людей, которые этот кризис разрешили», — отметил эксперт.

Белорусский политический аналитик Жанн Чубуков заявил EADaily, что сейчас в Белоруссии действительно «имеют место попытки некоторых представителей властных кругов проталкивать в белорусский пантеон поляков: кровавых палачей, оккупантов — Сапег, Радзивиллов или польских погромщиков Костюшко и Калиновского».
«Принцип здесь достаточно простой — кто платит деньги, тот и заказывает музыку. Министерства культуры и образования имеют крайне неудовлетворительное финансирование в структуре бюджетных затрат и для самосохранения вынуждены обращаться к совместным грантовым программам с другими государствами. Если запущены совместные проекты с Польшей или Прибалтикой по гуманитарным дисциплинам, то и разработки будут вестись в интересах спонсоров и заказчиков из ЕС», — сказал Чубуков.
Страны Восточной Европы, по его словам, не жалеют денег на улучшение собственного исторического имиджа и продвижение его в белорусских учебниках и научной литературе.
«Когда случается ситуация, при которой надо актуализировать информацию, то исследователь сталкивается с тем, что большинство серьёзных и свежих статей в доступном ему пространстве написаны в интересах соседей-грантодателей. А те, кто в дальнейшем учатся по этим учебникам, актуализированным к состоянию современной научной среды, воспринимают изложенное в них за неопровержимую истину», — отметил Чубуков.

Политолог напомнил, что «по такому же принципу в начале 90-х незаконно захватившие власть националисты из банды Шушкевича (Станислав Шушкевич — советский и белорусский политический деятель, подписавший в 1991 году как глава Белоруссии Беловежские соглашения — прим. EADaily) при тяжелейшем экономическом положении страны нашли средства, чтобы в каждой школе и у каждого ученика была бело-красно-белая книжка с „погоней“ и преподавался предмет „Мая краiна Беларусь“».

«Занятия проводились тоталитарно — детей заставляли конспектировать учебник и чуть ли не дословно его воспроизводить, проводить ксерокопирование глав и реферирование текста. Содержание учебника вполне себе соответствовало взглядам современных местечковых националистов. Именно оттуда и вылез весь этот пантеон польских „героев“ для Белоруссии», — пояснил Чубуков.

По его мнению, Россию в этой ситуации также следовало бы упрекнуть в бездействии. «Уверен, что и историки и культура с гораздо большей радостью грантовались бы от РФ, нежели от прибалтов и поляков, но серьёзных шагов в этом направлении не делается», — констатировал Чубуков.

Он обратил внимание на то, что Белоруссия — страна высокоурбанизированная, «городская», и такая среда обитания порождает отнюдь не сельские запросы и амбиции. «Когда в апреле прошлого года нам довелось проводить анализ социальных медиа на предмет эмоционального отклика аудитории на достижения — трёхкратная олимпийская чемпионка Дарья Домрачева и сборная по хоккею, достойно выступившие на Чемпионате мира, — сорвали эмоциональный джек-пот в белорусской медиасреде. В Белоруссии есть спрос на героев. Но власти нечего предложить людям на этот запрос», — сказал Чубуков.

Эксперт указал на то, что «даже искренне любимых белорусским народом деятелей вроде Петра Мироновича Машерова (советский белорусский партийный деятель, один из организаторов и руководителей партизанского движения на территории Белоруссии — прим. EADaily) приходится задвигать на второй план».

«Достижения Машерова — это десятки запущенных новых предприятий, крупнейшие мемориальные комплексы и величественные памятники героям Великой Отечественной войны, прекращение раскола на Западную и Восточную Белоруссию, строительство столичного метрополитена, в конце концов. На фоне этих достижений деятельность современных правящих структур выглядит жалко», — утверждает Чубуков.

Резюмируя, Жанн Чубуков заявил, что в том случае, если Россия не подключится к процессу, то объектами подражания станут совсем не лучшие люди. «Вот американское радио „Свобода“ уже много лет издает сборник „имена свободы“. Там в герои записывают всех русофобов, вплоть до откровенных нацистов. Я не думаю, что затраты на фундацию историков и культуры столь уж неподъемны для России, если уж Польша и Прибалтика могут себе это позволить», — полагает Чубуков.

Он также назвал и тех, кто, на его взгляд, мог бы быть для Белоруссии некими ориентирами и героями. «Для меня лично этими личностями могли бы быть лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов, князья Паскевичи, прежде всего Иван Федорович Паскевич, граф Петр Румянцев, советский психолог Лев Выготский и выдающийся советский авиаконструктор Павел Сухой. Личности сильные, объединяющие, фундаментальные», — заявил Чубуков.

Белорусский общественный деятель, руководитель организации «Союз молодых интеллектуалов» Евгений Константинов заявил EADaily, что героизация Костюшко и Калиновского принадлежит изначально советской историографии.

«О чем можно говорить, если в свое время серия ЖЗЛ выпустила апологетические биографии Костюшко, Ярослава Домбровского, „Героев 1863 года“? Миф создавался почти все XX столетие, он внедрялся на уровне школьного образования. И сейчас его очень сложно искоренить», — сказал Константинов.
Что касается белорусских героев, то в их числе он назвал Андрея Полоцкого, Довмонта Псковского и его сына Давыда Городенского. Первый, по его словам, «принимал вместе со своим братом Дмитрием участие в Куликовской битве, что символизирует единство славян в борьбе с иноземным врагом, а последние активно противостояли натиску крестоносцев на западнорусские земли».

 

 

Eur Asia Daily

 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru