Итоги 2016 года: Лев Криштапович. Возвращение счастья

« Назад

Итоги 2016 года: Лев Криштапович. Возвращение счастья 26.12.2016 17:33

Необходимо ясно осознать, что подлинное счастье человека – это не столько проблема физического, телесного здоровья, сколько здоровья духовного, умственного, государственного. Телесное здоровье человека есть лишь следствие его ментального здоровья. Проблема, таким образом, сводится к выяснению сущности человека: сущности физиологической, биологической или сущности умственной, социальной, исторической. Медицина трактует сущность человека биологически, физиологически и тем самым объективно затушевывает главную причину несчастья человека – причину социальную, гносеологическую.

В свое время отечественная философская наука, увлекшись западными антропологичесикими концепциями, занялась реабилитацией плоти (на философском языке это означало акцентировать внимание на индивидуальности человека) и формулировала ложный тезис о биосоциальной природе человека. Так был сделан шаг назад от научного понимания сущности человека и эклектически соединены несоединимые качества – добро и зло. Как говорил великий немецкий философ Гегель, «зная и желая себя в своей особенности и отметая всеобщее, человек зол, и этим злом является его физиологическая субъективность». И те исследователи, которые акцентировали внимание лишь на биологии человека, фактически занялись оправданием человеческого несчастья, что нисколько не вело к формированию здоровой человеческой личности. Медицина, поскольку она рефлектирует о своей деятельности, совершает ту же ошибку, не осознавая того факта, что в таком случае она не лечит, а калечит человека, так как рассматривает последнего в контексте биологической субъективности, то есть эгоистических целей вожделений.

Человек здоровый биологически, но ущербный нравственно, социально есть только животное. Но животное бытие человека – это именно его субъективность (индивидуальность), отметающая всеобщее, социальное, разумное. И весь парадокс в том, что медицина, гипертрофируя свою роль в лечении человека, объективно занимается оздоровлением зла, а не добра.

Известно, что врач, приступая к своей профессиональной деятельности, приносит клятву Гиппократа. В чем смысл клятвы Гиппократа? В том, что подчеркивается социальная сущность человека. В том, что человек как разумное существо не должен приносить несчастья другому человеку. Ведь от ветеринара не требуют клятвы Гиппократа. Почему? Потому, что природное бытие животного – это совсем не то, что природное бытие человека. Именно наличие принципиальной разницы между природой животного и природой человека является критерием разграничения между ветеринаром и врачом. Ветеринар просто обслуживает биологию животного, для которого не существует проблемы знания добра и зла. Врач же, обслуживая биологию человека, на самом деле работает с социальной природой человека, имеет дело не с восстановлением целей вожделений, а с разумом человека, для которого ориентация на добро, счастье – основа человеческого здоровья.

В этом можно убедиться на примере таких сегодняшних негативных явлений, как алкоголизм, наркомания, аномия, демографический кризис и другие. Как объясняют, к примеру, сегодняшний демографический кризис? Чисто биологическими факторами. А поэтому говорят о необходимости улучшения системы здравоохранения, занятия физкультурой и спортом, повышения материального благосостояния, для того чтобы стать здоровым человеком. Но нет осознания того, что сегодняшний демографический кризис, как и другие негативные явления, это следствие не столько неблагоприятных материальных факторов, а смысловой потерянности, когда человек находится в ситуации несчастья. К примеру, после разгрома фашистов под Сталинградом и прорыва блокады Ленинграда рождаемость к 1944 году взлетела выше довоенного уровня, а смертность от болезней снизилась вдвое, хотя материальное положение населения было гораздо хуже, чем до войны. То же самое происходило по всей стране. Причиной демографического «чуда» стала радость великой победы и надежда на скорое завершение войны, то есть ощущение наступившего счастья.

Разрушение СССР привело к тому, что был разрушен смысл жизни людей, утеряно знание того, что есть добро, а что зло. В результате человек был низведен до уровня биологического бытия и единственными целями его жизни были провозглашены цели вожделений, т.е. жить одним днем. И в итоге – всплеск негативности, катастрофичности, в том числе  физическая и умственная деградация наших народов. Так история отомстила всем нам в виде калейдоскопа кризисов, техногенных катастроф, суицидов, массовыми отравлениями алкогольными суррогатами, всевозможными преступлениями за нашу глупость разрушения собственной страны, за то несчастье, которое мы преподнесли самим себе как разумным существам. Особенно был урожайным в этом отношении уходящий 2016 год. И дело здесь не в его високосности, а в потерянном смысле жизни человека, в утрате будущего, обусловленного разрушением нашего великого государства.  Поэтому восстановление здорового образа жизни – это не просто медицинская проблема, а проблема философско-историческая и социально-политическая, проблема возвращения смысла бытия. 

Восстанавливая разум человека, возвращая смысл его бытия, восстанавливая разрушенное великое государство и свою общерусскую историю, мы тем самым восстанавливаем и здоровье человека, смысл человеческой жизни,  освобождаемся от негативных процессов и выходим на дорогу счастливой жизни.

Пусть наступающий 2017 год будет для всех наших граждан годом великого осознания необходимости прекращения антиисторической и антигуманной политики  на постсоветском пространстве и началом возвращения в историю человечества! Тем более, что 2017 год – это год 100-летия Великого Октября. 

Лев Криштапович, доктор философских наук


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru