Как будет выглядеть новый костел в Витебске

« Назад

Как будет выглядеть новый костел в Витебске 16.02.2019 13:19

От редакции "Вместе с Россией": В новом районе Витебска Билево собираются построить новый костёл. Будет восстановлен и костёл св.Антония (повторяем эту новость специально). Нужно ли Витебску столько костёлов?! И это при том, что православным в Витебске запретили строительство копии исторического полоцкого Софийского собора.

У многих городов есть узнаваемый символ: у Нью-Йорка — Статуя Свободы, у Парижа — Эйфелева Башня, у Москвы — Кремль. У Витебска общепринятого символа нет, но негласно им давно стала Ратуша, которая стоит на бывшей Рыночной (Рынковой) площади.

В XVIII веке при подходе к Рыночной площади через мост Иезуитов (современный Октябрьский мост) слева от Ратуши возвышалась Воскресенская церковь, справа — костел Святого Антония Падуанского.

Рыночная (Рынковая) площадь в 1867 год
Рыночная (Рынковая) площадь в 1867 год. Фото Витебского областного краеведческого музея

Каменная Воскресенская церковь (1772 год) и костел Святого Антония (1768 год) возводились почти одновременно, формируя единый градостроительный ансамбль.

Рынковая площадь на рисунке Наполеона Орды
Рынковая площадь на рисунке Наполеона Орды, 1875-76 годы. Слева — Воскресенская церковь, за ней — Ратуша, справа — костёл св. Антония Падуанского. Фото evitebsk.com

В 1936 году Свято-Воскресенская церковь была взорвана. Костел Святого Антония Падуанского окончательно снесли в 1961 году. В 90-е годы отношение к религиозным организациям изменилось на законодательном уровне и начался процесс восстановления разрушенных храмов.

В 1995 году начались проектные работы по воссозданию Свято-Воскресенского храма. Научный руководитель проекта реставрации — архитектор Игорь Михайлович Ротько.

14 лет прошло от первых рисунков архитектора на бумаге до воплощения церкви в реальной действительности. 10 июля 2009 года храм был торжественно освящен Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси.

Кстати, Игорь Михайлович также участвовал в восстановлении Покровской церкви, костела Святой Варвары, Кутеинского монастыря в Орше. Среди наиболее известных его работ — грандиозный проект реконструкции Свято-Успенского собора и проект копии Софийского собора, который православная епархия планировала построить в парке Партизанской славы в Витебске.

Тем временем, по словам настоятеля современного костела Святого Антония Падуанского Вячеслава Барока, ведутся предпроектные работы по восстановлению католической святыни. В воссоздании утраченного облика храма XVIII принимал участие главный архитектор ООО «Стройторгсервис» Игорь Ратько.

Графическая реконструкция костела Святого Антония Падуанского выполнена архитектором Игорем Ротько
Графическая реконструкция костела Святого Антония Падуанского выполнена архитектором Игорем Ротько

Некоторое время назад по заказу римско-католической епархии мы подготовили обоснование выбора участка в исторической части города. Кроме того, вместе со скульптором Азатом Торосяном выбрали площадку, на которую перенесут фонтан «Слияние трех рек». Также была выполнена графическая реконструкция костела.

Что касается дальнейшей работы над проектом католического храма, то наша компания пока не получила от католической епархии предложение о сотрудничестве, — пояснил Игорь Ротько.

При этом архитектор отметил, сложность для реставраторов будет представлять то, что в исторических архивах не сохранился проект костела:

После присоединения в XVIII веке территории Беларуси к Российской империи, документы Витебского архива, которые представляли собой весьма ценный материал для изучения внутреннего строя бывшего Литовского княжества и в этом отношении имели высокий научный интерес, были переданы в Санкт-Петербургский архив. Другие документы исторической важности, прежде всего римко-католической епархии, были вывезены в Краков.

По сохранившимся фотографиям, а также по описанию, можно сказать, что костел был многопрестольным храмом, где во время богослужений звучал орган.

Храм был прямоугольным, трехнефным в плане (не считая главного алтаря и ризниц по обе его стороны), имел 9 алтарей и две башни. Высота основного здания составляла почти 20 метров, а две башни, расположенные по обеим сторонам от главного входа, были высоты более 30 метров (сравнимо с высотой 9-этажного дома).

В 1737 году началось строительство каменного костела и монастыря, но только через 31 год (в 1768) храм был освящен в честь Святого Антония Падуанского. Архитектором костела был итальянец Иосиф Фонтана. В 1743 году он получил еще один заказ — от витебских униатов: построить собор Успения Девы Марии и святого Иосафата. Сегодня это восстановленный православный Свято-Успенский собор.

Собор Успения Девы Марии и святого Иосафата, ныне Свято-Успенский собор в Витебске. Проект предоставлен Игорем Ротько
Собор Успения Девы Марии и святого Иосафата, ныне Свято-Успенский собор в Витебске. Проект предоставлен Игорем Ротько

Любопытно, что главные фасады собора Успения Девы Марии и костела Святого Антония — «братья-близнецы». Иосиф Фонтана зря время не терял. Когда работы по строительству католического костела были приостановлены, архитектор, изменив планировочные решения (размеры культовых сооружений были разными), используя общие архитектурные приемы в решении фасадов, предложил его греко-католической церкви, — рассказал Игорь Михайлович.

Проект восстановления костела Святого Антония Падуанского еще не подготовлен, но уже известно, что если сегодня храм поставить на место, где он стоял изначально, его башни окажутся на проезжей части улицы Ленина:

Для того, чтобы подготовить проект предстоит провести колоссальную работу. Только тогда будет понятно насколько придется развернуть и куда передвинуть костел. Пока это сложно сказать, но уже сейчас известно, что старинный фундамент, который остался от костела XVIII века, использован не будет.

Когда мы готовили обоснование для выбора участка, то выполняли условие — от края проезжей части до границы собора должно быть не менее 6 метров.

2017-11-10_161641
Фотопроекция предоставлена ксендзом Вячеславом Бароком

Действительно, спасение культурно-исторического наследия задача сложная. Тем не менее, необходимо решать, где ставить запятую в предложении «Забыть нельзя восстановить».

ВК


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru