Кирилл Метелица: В поисках лучшей доли. Белорусы в Сибири. Часть 3-я

« Назад

Кирилл Метелица: В поисках лучшей доли. Белорусы в Сибири. Часть 3-я 22.11.2016 15:45

Мечты белорусских переселенцев о сытой и размеренной жизни в Сибири оборвались в 1914 году. Судьбы этих людей были неразрывно связаны с выпавшим на долю их огромной страны жребием. На долгие 30 лет Россия была ввергнута в пучину всевозможных жестоких катаклизмов: Первая мировая война, революция, гражданская война, военная интервенция, ужасы “чрезвычаек”, диктатура адмирала Колчака, грандиозный голод, сталинские репрессии, Великая Отечественная война… Одному богу известно, сколько людей погибло в кровавом водовороте этих событий. Вне всяких сомнений, общая демографическая катастрофа сказалась и на наших соотечественниках в Сибири. По подсчетам некоторых ученых, к началу 1950-х годов там проживало примерно в четыре раза меньше белорусов, чем перед началом Первой мировой войны. Однако уже во времена так называемой “хрущевской оттепели” произошло то, что смело можно назвать вторым белорусским заселением Сибири.

Несмотря на то, что сытыми те годы точно не назовешь, на этот раз белорусов гнал на восток не голод, а энтузиазм. Когда в середине 1950-х начались работы по освоению сибирских целинных земель, со всех уголков Советского Союза, в том числе и из Беларуси, стали съезжаться геологи, трактористы, комбайнёры и молодежь с горящими глазами. Впрочем, не всегда это происходило добровольно. Тогдашнее руководство БССР распорядилось, чтобы районные партийные органы нашли достаточное количество “добровольцев”. Известно, что существовали специальные планы по отбору рабочих для посылки в сибирские и казахстанские колхозы и совхозы. Кроме рабочих, на целинные земли отправляли учителей, врачей и инженеров. К примеру, в период с 1956 по 1966 год белорусский “Комсомол” направил на сибирские стройки около восьмидесяти тысяч человек. Помимо такой “живой братской помощи” в Сибирь отправлялась и сама новая техника, выпущенная на МАЗ, МТЗ и других белорусских индустриальных гигантах. Один только Гомсельмаш отправил в Сибирь полсотни железнодорожных составов с агротехникой. Вместе с промышленной продукцией уезжали и специалисты. Увы, все это происходило в момент, когда разоренная войной Беларусь сама остро нуждалась в рабочих руках.

2sxalsVWOBo

Какие условия ожидали в Сибири новых переселенцев? Для тех, кто отправлялся на освоение целины, были выработаны определенные нормы. К примеру, каждая переселявшаяся семья получала проезд и право на провоз скота и имущества до 2 тонн. Кроме того, государство выдавало единовременное денежное пособие: 600 рублей на главного кормильца семьи и по 200 рублей на каждого члена семьи. Непосредственно колхозы и совхозы выдавали переселенцам продовольственную ссуду в несколько тонн зерна, которую необходимо было погасить натурой в течение трех лет. Жилищный вопрос решался посредством выдачи переселенцам долгосрочного кредита на строительства дома с надворными постройками. Размер кредита составлял 15 тысяч рублей, при этом 35% погашались за счет госбюджета. Остальную часть же переселенцам предстояло выплатить в течение десяти лет. Отдельный кредит в 1500 рублей выдавался и на приобретение крупного рогатого скота. Погасить его было необходимо в течение трех лет, начиная с третьего года после приобретения животного.

“Целинное” движение было активным, но направленным в основном в Казахстан. В целом же послевоенная миграция в Сибирь в большей степени была связана с крупными промышленными стройками. Тут важно отметить одно существенное различие между миграционными процессами в начале XX века и послевоенным периодом советской эпохи – социальный статус переселенцев. Это были уже не обычные деревенские жители, а высококвалифицированные рабочие и представители технической интеллигенции. Само собой, что и само переселение шло уже не столько в сельскую местность, сколько в города. Многие белорусы принимали самое активное участие в создании топливно-энергетического и транспортного комплекса Сибири. Так, на строительстве Братской ГЭС трудилось около 2,5 тысяч выходцев из БССР. Белорусы возводили Сургутскую ГРЭС, Саяно-Шушенскую и Усть-Илимскую ГЭС, строили знаменитый БАМ и, по большому счету, были задействованы практически на всех сибирских “великих стройках социализма”.

XiB_oJDfdZ8

Особенно интересен тот факт, что белорусы принимали участие в освоении многих нефтяных и газовых месторождений Сибири. К примеру, в Нижневартовске размещалось отделение созданного в 1966 году по распоряжению тогдашнего министра нефтяной промышленности СССР Валентина Шашина объединения “Беларусьнефть”. Бригады своих нефтяников посылало и нефтедобывающее управление “Речицанефть”. Именно при непосредственном участии белорусов в рекордно короткие сроки Тюменская область превратилась в ведущий нефтегазодобывающий регион Советского Союза.

Одним из самых главных препятствий на пути освоения новых земель было отсутствие нормальной инфраструктуры. Буквально на пустом месте приходилось строить склады, ремонтные мастерские, рабочие поселки, города и тянувшиеся сквозь непроходимые леса и болота дороги. Многие из этих строек стали для БССР подшефными. Прямо из Беларуси на самолетах доставлялись в Сибирь продукты питания, стройматериалы, одежда и необходимое оборудование. В это время на весь СССР прославился белорусский Стройтрест № 37, силами которого был возведен город Лангепас в Ханты-Мансийском автономном округе. В тамошних, кажущихся совершенно нечеловеческими, условиях с перепадами температуры от +40 °С до –50 °С и полугодовыми зимами наши рабочие сотворили маленькое чудо. Спустя много лет один из руководителей стройтреста № 37 вспоминал, что самым важным было “зацепиться” за эту суровую землю и в максимально короткие сроки создать минимальные условия для проживания строителей и инженеров. Необходимо было подготовить плацдарм для предстоящей работы. Нужно сказать, что с этой и последующей задачей по возведению города стройтрест №37 справился превосходно. Сегодня Лангепас – это довольно крупный для тех краев город (по данным на 2016 год там проживает около 43 тысяч человек). Примечательно, что спроектирован он был белорусскими архитекторами в БССР.

lMp9L1b43cE

К числу памятников “белорусского” градостроительства в Сибири принадлежит и основанный в 1986 году нашим комсомольским отрядом город Губкинский. Возведен он был в еще более суровых условиях, чем Лангепас – всего в двухстах километрах от Полярного круга. Многие из комсомольцев тогда так и не смогли покинуть свое “детище”. Среди таких был и комиссар отряда Валерий Лебедевич, который спустя годы стал мэром Губкинского.

В отличие от своих предшественников белорусские переселенцы послевоенной поры не принесли с собой ни культуры, ни языка, ни характерных этнических традиций и довольно быстро ассимилировались в новой для себя среде. Во многом это было связано с разным социальным статусом переселенцев двух эпох. Космополитизм городских жителей не оставлял места для традиционной народной культуры, которую, в свою очередь, бережно хранили отправившиеся в самом начале ХХ века в Сибирь выходцы из белорусских деревень. Именно потомки последних и стояли впоследствии у истоков создания всевозможных белорусских организаций, землячеств, культурных центров и фольклорных ансамблей. Многие из них действуют в разных регионах Сибири и сегодня.

Белорусская национальная культура в сибирских городах развивается вовсе не автономно, а взаимодействуя с многочисленными русскими организациями.

DEAUb1izqfg
Проводятся совместные встречи, концерты и семинары, на которых обсуждаются актуальные проблемы русско-белорусских отношений. Неоценимый вклад в это “мирное сосуществование” белорусской вышиванки и русской косоворотки внес выдающийся химик, вице-президент РАН Валентин Афанасьевич Коптюг. Он никогда не забывал о своих белорусских корнях и после развала СССР приложил максимум усилий для налаживания культурных и научных связей между двумя государствами. За свою бурную деятельность Коптюг был избран зарубежным членом Национальной академии наук Беларуси. После его смерти в 1998 году было подписано соглашение о сотрудничестве СО РАН и НАН Беларуси, а также была учреждена премия им В.А. Коптюга, присуждаемая за наиболее выдающиеся совместные исследования сибирских и белорусских ученых.

Активное участие переселенцев из Беларуси в этнокультурных процессах в Сибири сделали белорусскую культуру одной из главных составных частей местного пестрого культурного ландшафта. “Сибирские” белорусы не забывают о своих корнях и чтят традиции предков, но при этом не отделяют свою судьбу от судьбы приютившей их России.

Кирилл Метелица: В поисках лучшей доли. Белорусы в Сибири. Часть 1-я 
Кирилл Метелица: В поисках лучшей доли. Белорусы в Сибири. Часть 2-я


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru