Согласно переписи населения 2019 года восточнославянское (белорусы, великороссы, украинцы-малороссы), т.е. русское по крови население, составляет 95,8 процентов от всех жителей Республики Беларусь. Таким образом, современная Белая Русь практически является этнически однородной страной. Другое дело, что уже более столетия в отношении восточнославянского народа Белой Руси проводится (с разной степенью насыщенности в разные исторические периоды) культурно-политическая линия, направленная на устранение общерусской основы его национального самосознания.
Перепись населения 2019 г. показала восточнославянскую (т.е. русскую по крови) этническую однородность населения Республики Беларусь
Ввиду этого у части белорусского общества национальное самосознание оказалось искаженным вследствие утраты его общерусской составляющей, без которой белорусов неизбежно ждет национальный упадок и превращение в этнографический назём для хищных западных соседей, а также для потока мигрантов с Ближнего Востока и Африки.
Поэтому жизненно важным является возрождение и упрочение общерусской основы национального самосознания восточнославянского населения Белой Руси, что является необходимым условием для поступательного развития и процветания Белой Руси и всей цивилизации Русского мира.
Воспитать же подлинное национальное самосознание можно только на основе исторической правды, которая неопровержимо свидетельствует, что «вся история белорусов — это их борьба за свою русскость» (Николай Лосский, выдающийся философ, уроженец Витебщины).
А вот что говорил по поводу исторической судьбы белорусского народа выдающийся белорусский и советский художник, лауреат государственных премий СССР, БССР и Республики Беларусь, Герой Белоруссии Михаил Савицкий: «Вся история белорусов — это история борьбы белорусов за свою русскость. За свою принадлежность к великой русской культуре. За своё единство с русским народом и русской историей».
И действительно, русскость — это и основа национального самосознания белорусского народа, и тот духовный стержень, тот огонь души (русское чувство), благодаря которому восточнославянский народ Белой Руси прошёл сквозь столетия невзгод и испытаний и уверенно смотрит в общее будущее с единородной Россией.
Историческая справка
Историческая справка Борьба Белой Руси за свою русскость
— Выдающийся учёный-славист, академик Е.Ф. Карский в своём основополагающем трехтомном труде «Белорусы» убедительно показал, что русские (восточнославянские) племена — кривичи, дреговичи, радимичи — уже в период своего расселения на территории современной Республики Беларусь осознавали себя русью. Вот как он определял национально-культурную принадлежность этих «народностей»: «Язык их чисто русский, быт и поэзия тоже».
И далее:
«Все рассмотренные нами племена (т.е. кривичи, дреговичи, радимичи - авт.) были русские и имели общие черты в языке, свойственные всему народу. Летописец нигде не смешивает русские племена ни с поляками, ни с чехами, ни с другими славянскими народами».
Академик Евфимий Фёдорович Карский. В свои
х трудах он убедительно показал, что белорусы являются самобытной ветвью русского народа
— Полоцкая земля входила в число основателей Древнерусского государства (Стародавней Руси), первым великим князем которого был Рюрик. Вот что об этом говорится в западнорусской Баркулабовской летописи в главе «Летописецъ веры законие жития, поганьства и побоженства князей великих руских»: «И Рурикъ раздая грады мужомъ своимъ: овому Смоленскъ, а иному Полтескъ, а инымъ Белоозеро, а иному Ростовъ».
Стародавняя Русь была союзом вечевых земель. Вече (народное собрание) образовывали домовитые граждане (от слова град, город) или «люди, людины» (вольные домохозяева и землепашцы). Поэтому, когда классик белорусской литературы Янка Купала призывал белорусов «людьми зваться!», он звал их к вольной вечевой Руси.
В те времена Русь находилась под общим володением (управлением) княжеского Дома Рюриковичей, во главе которого стоял великий князь Киевский, бывший в ту пору не монархом-самодержцем, а скорее старшим среди братьев-князей. Он распределял владения между Рюриковичами и «думал о Русской земле». Для решения важных задач (военные походы, разрешение споров и принуждение к соблюдению договоренностей между князьями и др.) проводились съезды князей, как общерусские, так и местные. Нередко между князьями возникали ссоры, распри и междоусобные столкновения из-за лучших княжений, но при этом все они осознавали свою принадлежность к Дому Рюриковичей и Русской земле.
Князья-Рюриковичи, внесшие выдающийся вклад в историю стародавней Руси: Олег Вещий, Великая княгиня Ольга, Святослав Хоробрый, Владимир Святославич Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Мстислав Удалой, Владимир Мономах, Всеслав Чародей Полоцкий, Всеволод Большое Гнездо, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Даниил Галицкий, Александр Невский.
Стародавняя Русь была страной-цивилизацией. В этот исторический период на Руси существовали различные государства. Вначале это была Древнерусская (так её принято называть в исторической науке) держава со стольным градом Киевом. К XII в. на Руси существовали великие княжества Владимирское, Галицкое, Черниговское, Рязанское во главе со своими великими князьями. К середине XIII в. возникло еще великое княжество Смоленское, а с 1254 г. великие князья Галицкие стали носить титул «королей Руси», а Галицко-Волынская земля (княжество) получило наименование Русское королевство (королевство Руси). Помимо этого, на Русской земле существовали Полоцкое, Туровское, Переяславское и другие княжества, а также вечевые республики: Господин Великий Новгород и Господарь Псков.
Земли современной Республики Беларусь в домонгольский период истории Руси входили в состав Полоцкого, Турово-Пинского, Черниговского, Смоленского и Галицко-Волынского княжеств, которые были активными участниками общерусской политики, что нашло широкое отражение в русских летописях и литературных произведениях («Слово о полку Игореве» и др.), а также в зарубежных хрониках.
Стародавняя Русь была «страной городов»
Стародавняя Русь была страной выдающейся культуры и широкой грамотности. Берестяные грамоты были средством повседневного общения как взрослых мужчин и женщин, так и детей. В наши дни берестяные грамоты найдены в немалом количестве в Новгороде, Пскове, Владимире, Смоленске, Твери, Москве, Киеве, Витебске, Мстиславле, Вологде и других городах стародавней Руси.
Уже в XI - XII веках на Руси творил целый ряд видных церковных писателей. Среди них выходцы с Западной Руси: Евфросиния Полоцкая, Климент Смолятич, Кирилл Туровский. При этом «книжник и философ, каких в Русской земле ещё не бывало», Митрополит Киевский и всея Руси Климент Смолятич и святитель Кирилл Туровский уже в XII веке использовали в своих произведениях такое понятие, как Русский мир.
На Руси были развиты многие ремесла, городское и храмовое зодчество и особенно градостроительство. Именно поэтому скандинавские народы называли Русскую землю Гардарикой, т.е. «страной городов». Многие современные российские, белорусские и украинские города имеют исток в стародавней Руси. В Республике Беларусь — это Полоцк, Витебск, Минск, Гомель, Туров, Пинск, Мозырь, Брест, Кобрин, Каменец, Гродно, Новгородок (Новогрудок), Могилев, Кричев, Логойск, Слуцк, Мстиславль, Заславль, Браслав, Борисов, Бобруйск и другие.
К середине XIII в. началось собирание разрозненных русских земель вокруг двух объединительных центров: на северо-востоке Руси это был Владимир, на юго-западе Русской земли — Галич. Перед Русью открывались прекрасные виды на будущее, но... на Русскую землю обрушилась страшная беда. Это было беспримерное по свирепости и опустошительным последствиям монголо-татарское нашествие хана Батыя, огромная армия которого зимой 1237 года вторглась в пределы Руси, где стала «бить, и сечь, и жечь без милости».
Чтобы осознать степень смертельной угрозы, нависшей в середине XIII столетия над Русской Землёй, достаточно отметить, что нападение на Русь полчищ Батыя по жестокости и целям было сродни гитлеровскому нашествию на нашу страну в XX веке. И Батый, и Гитлер намеревались не только захватить нашу землю, но и истребить наш народ. И если во время Великой Отечественной войны на гитлеровский рейх работала и на его стороне воевала практически вся Европа, то под владычеством монгольских ханов оказалась едва ли не вся Азия. Так что на Русь в конце 30-х начале 40-х годов XIII столетия обрушилась военная мощь «объединённой Азии», собранной жестоким принуждением под руку Чингисхана.
Чингисхан создал самую совершенную по тем временам и беспощадную военную машину
В то время созданная Чингисханом огромная Монгольская империя находилась на пике могущества, и её владыки намеревались вести железные тумены («тумен», или по-русски «тьма» — наиболее крупная тактическая единица монгольской армии в 10 тысяч всадников) монголо-татарской конницы к Последнему морю (Атлантическому океану) и сокрушить все встретившиеся по дороге государства: княжества, графства и королевства. Населению этих стран предоставлялся небольшой выбор: или сражаться и погибнуть, или оказаться в рабстве, или же стать данниками с непосильным тяглом.
Под началом Батыя во вторжении на Русь приняло участие ещё двенадцать царевичей-чингизидов, что свидетельствует не только о стратегическом характере западного похода, но и позволяет с достаточной степенью точности определить количество принявших в нём участие войск.
Обычно царевичи-чингизиды возглавляли крупные корпуса монголо-татарских войск, включавшие в себя несколько туменов, в «штабы» которых обязательно входили сведущие военачальники. Поэтому если кто-то из царевичей-чингизидов и не обладал полководческими дарованиями, то командование войсками всё равно находилось в опытных руках. Таким образом, численность монголо-татарской армии в 160-170 тысяч воинов (именно таковой ее считают большинство современных исследователей) представляется наиболее вероятной.
При этом надо учитывать, что монгольские военачальники обладали редким в те времена опытом управления большими массами подвижных войск, которые обладали высокой выучкой, были хорошо вооружены и спаяны железной дисциплиной (любое нарушение дисциплины, а тем более нестойкость в бою жестоко каралось) и действовали как хорошо настроенная и беспощадная военная машина.
Тактике ведения войны владык Монгольской империи были присущи изощрённое коварство и внезапность нападения, стремление расчленить противника, устройство засад с использованием особых отрядов для заманивания неприятеля, маневрирование крупными массами конных войск и другие военные хитрости. Посланец римского папы при монгольском дворе Плано Карпини писал, что победы монголов зависят во многом не столько от их телесной силы или численности, сколько от тактики ведения боя. Вторгаясь в ту или иную страну, монголы чаще всего наступали широким фронтом несколькими высокоманевренными группировками войск, действуя по принципу «двигаться порознь — вместе сражаться».
Осада монголами среднеазиатского города (старинный рисунок)
При штурме городов монголы нередко прибегали к абсолютно бесчеловечным способам. Они гнали перед собой большое количество беззащитных пленников (главным образом стариков, женщин и детей), вынуждая осажденных или прекращать сопротивление или убивать своих же соплеменников, чтобы добраться до нападающих. Если защитники оказывали упорное сопротивление, то после решающего штурма весь город, его гарнизон и жители подвергались уничтожению и полному разграблению.
Однако не только самые действенные для своего времени военная организация и тактика позволили Чингисхану установить своё господство на огромных пространствах евразийского континента. Монгольский император (так Чингисхана называли в китайских хрониках) обладал целой системой изощрённого шпионажа. Разведывательные действия применялись монголами повсеместно и непрерывно. Для проведения разведывательных операций существовали специальные разведывательные службы, в составе которых имелись специально подготовленные «добытчики сведений» (монгольское «алханч»), связные и «проводники на местности». Ничего подобного в то время ни на Руси, ни в Европе не было.
Основной задачей разведки было получение достоверных сведений о предстоящем театре военных действий. Задолго до вторжения монгольские лазутчики под различными личинами наводняли страну, избранную в качестве объекта нападения и скрупулезно собирали данные о состоянии оборонительных сооружений городов и замков, о боеспособности войск и настроениях населения. Особое внимание уделялось изучению местности, дорогам, переправам и источникам воды. Впоследствии польские и германские хроники с удивлением отмечали, что монгольские отряды лучше ориентировались на местности в Польше и в Германии, чем их собственные войска.
Продолжение следует
Комментарии
Комментариев пока нет