САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Петр Легощин: Испытанию на прочность Евразийский союз подвергают, увы, не только его противники

« Назад

Петр Легощин: Испытанию на прочность Евразийский союз подвергают, увы, не только его противники 09.01.2017 08:23

Подножки Евразийскому союзу следуют нередко там, откуда вроде бы ждать их не приходится. В данном случае имеется в виду двойственная позиция, занятая Белоруссией по отношению к новому Таможенному кодексу. Его утверждение, как известно, было вынесено на саммит ЕАЭС 26 декабря прошлого года в Санкт-Петербурге. Подчеркнем: именно утверждение главами государств, а не переговоры по документу, не его обсуждение, поскольку проект ТК был полностью согласован на ноябрьском заседании Евразийского межправительственного совета. Иначе он не был бы внесен главами правительств стран-членов Союза на утверждение Высшего Евразийского экономического совета.

Из-за того что глава Белоруссии Александр Лукашенко на заседание не прибыл и под документом стоят пока подписи только президентов России, Казахстана, Киргизии и Армении, ТК невозможно ввести в действие. Правда, собравшиеся в Санкт-Петербурге участники саммита не проявили по этому поводу особого беспокойства, полагая, как это следовало из слов пресс-секретаря российского президента Дмитрия Пескова, что для получения подписи А. Лукашенко достаточно направить подписанные четырьмя президентами документы в Минск, поскольку они с белорусской стороной были ранее согласованы.

Оптимизм оказался избыточным. 28 декабря 2016 г. на Национальном правовом интернет-портале РБ опубликован указ А. Лукашенко № 499, в котором говорится об «одобрении проекта договора» о Таможенном кодексе ЕАЭС «в качестве основы для проведения переговоров». На проведение таковых глава государства уполномочил Государственный таможенный комитет.

Иначе говоря, Минск переводит документ, считавшийся согласованным, в плоскость новых обсуждений, да еще и на куда более низкий уровень. А как же подпись премьер-министра Андрея Кобякова, поставленная в ноябре в знак того, что все спорные вопросы в проекте ТК сняты? Да и непосредственно к санкт-петербургскому саммиту никаких возражений из Минска не последовало. Иначе как демонстрацией, начатой с неприбытия А. Лукашенко на саммит без всяких объяснений и продолженной попыткой заволокитить принятие важнейшего для развития Евразийского союза документа, происшедшее объяснить трудно.

На этом фоне обретают твердую почву предположения ряда экспертов, посчитавших, что причина отсутствия главы РБ на последнем заседании Высшего Евразийского экономического совета связана с проблемами в двусторонних отношениях с Россией – неурегулированностью нефтегазового спора и конфликтом с Россельхознадзором по поводу реэкспорта в Россию подсканционной продукции.

Такого рода попытки поставить коллективные интересы Союза (а скорейший ввод в действие Таможенного кодекса – ярчайший пример заинтересованности всей евразийской пятерки) в зависимость от интересов своего государства достойны глубокого сожаления. Они подрывают самые основы постсоветской интеграции да еще в один из самых сложных периодов существования ЕАЭС.

Невольно возникают вопросы о последовательности линии официального Минска, о соответствии слов и дел. Разве не самим белорусским президентом на встрече с членами Совета глав правительств стран СНГ 28 октября прошлого года сказано: «Подход Беларуси прозрачен – если сказали, что будем строить Евразийский экономический союз, то надо быть последовательными и решительно идти вперед, как условились. Иначе интеграционные идеи не будут восприниматься серьезно ни нашими народами, ни за пределами союза»?  Разве не он заявил на той встрече, что «требуется повышение эффективности потенциала интеграции, ее конкурентных преимуществ», ведь «кризисы и неурядицы должны сближать настоящих друзей…»?

Есть здесь важный акцент. Решение коллективных проблем возможно за счет сочетания совместных усилий с усилиями любого из членов коллектива. Иначе говоря, каждый участник ЕАЭС призван не только уповать на синергетический эффект объединения, но и ощущать собственную ответственность за наращивание общей мощи, не перекладывая её на партнера.

В новогоднем обращении к белорусскому народу А. Лукашенко заявил, что страна стала заложником той экономической ситуации, «которая сложилась у наших традиционных экономических партнеров». Безусловно, в первую очередь, имеются в виду экономический кризис в России и падение рубля. Резко упали показатели взаимной торговли. И хотя, начиная со второго квартала прошлого года, падение товарооборота замедлилось, что может свидетельствовать о скором преодолении экономического кризиса, оно еще не прекратилось и, конечно, наносит большой ущерб экономикам стран ЕАЭС.

Но если быть объективным, серьезное экономическое падение в Белоруссии началось задолго до кризиса в России. Так, инфляция по итогам 2011 г. составила 53,3%, 2012 г. – 59,1%. Рост ВВП в последние годы постоянно замедлялся, а в прошлом году и вовсе упал на 3,9%. Да и рост был в значительной степени обусловлен огромными прямыми и скрытыми субсидиями Российской Федерации за счёт поставок дешёвых энергоносителей и дешёвых кредитов. Например, только в 2010 г. за счет прямого «стимулирования» со стороны РФобеспечен 8-процентный рост ВВП Белоруссии. В 2015 г. зарубежные инвестиции в экономику Белоруссии составили более $11 млрд., при этом главным инвестором, согласно официальной статистике, выступила Россия (43,2%). Похожая картина наблюдается вот уже два десятка лет.

Но ведь это не может продолжаться бесконечно, особенно если сами белорусские власти вместо реального развития рыночной экономики переходят к тактике нажима на союзника с целью пролонгации режима благоприятствования в кредитовании и инвестициях. Никакая помощь со стороны не выручит, если не заниматься решением системных внутренних проблем.

Справедливости ради надо сказать, что претензий к процессу строительства ЕАЭС, и претензий обоснованных, Минск в последнее время предъявлял немало. В первую очередь, они касаются устранения многочисленных изъятий, барьеров и ограничений в торговле стран-участников. Беларусь не устраивают также отдаленные сроки создания общих рынков энергоносителей, либерализации выполнения перевозчиками одного государства перевозок между пунктами, расположенными на территории другого государства, недостаточные меры по повышению эффективности конкурентных преимуществ евразийской интеграции. Но совершенно очевидно, что демарши, да еще вкупе с недвусмысленными сигналами тем силам, которые пытаются подорвать экономику Россию санкциями, – тупиковый путь для разрешения этих и других проблем, актуальных как для ЕАЭС в целом, так и для каждой из стран, в него входящих.

Характерно, как среагировала на демарш А. Лукашенко прозападная белорусская оппозиция. Координатор гражданской кампании «Европейская Беларусь» Дмитрий Бондаренко в комментарии украинскому порталу Gordon.ua договорился до того, что президент Белоруссии отказался приехать на саммит Евразийского экономического союза из-за страха, что в его отсутствие в стране произойдет государственный переворот, инспирированный… Москвой. «Есть ряд событий, которые произошли в последнее время и свидетельствуют о том, что в Москве приняли решение об отстранении Лукашенко от власти, – заявил Д. Бондаренко. – Он не получил во втором полугодии кредит Евразийского банка развития, на который рассчитывал. Не получил минимум 6 миллионов тонн нефти. А это основное сырье, то, на чем режим держится… Кроме того, недавно арестовали так называемых "блогеров", а на самом деле корреспондентов одиозного российского информагентства "Регнум". Их арестовали как людей, проводивших антибелорусскую пропаганду. Все эти действия вкупе с критическим экономическим положением Беларуси говорят, что все не само собой происходит. Лукашенко понял, что в этом огромная роль России».

Как в таких случаях говорят в народе: если тебя похвалил недруг, посмотри, где ты совершил ошибку и исправь её.

Ритм Евразии


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru