Русское слово в Белоруссии.

« Назад

Русское слово в Белоруссии. 18.02.2016 15:46

4 февраля в Российском центре науки и культуры в Минске (в Доме Москвы) прошло очередное заседание Русского писательского клуба, в работе которого приняли участие писатели и поэты, журналисты, руководители организаций российских соотечественников.

Открывая заседание, Председатель Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников писатель Андрей Геращенко отметил, что русское слово в Белоруссии является неотъемлемой частью белорусской культуры, а русский язык – родной, главный и основной язык белорусов. Достаточно вспомнить знаменитую «Библию Русскую», изданную белорусским первопечатником Франциском Скориной, который называл себя русином. Белорусский же язык – язык местного лингвистического своеобразия, также родной для белорусов. Поэтому оба языка взаимодополняют друг друга и их нельзя противопоставлять.

Доктор филологических наук, профессор, писатель Анатолий Андреев, редактор книги «Русские в Беларуси» выступил с большим обстоятельным докладом о положении русской литературы в Белоруссии, сообщил присутствующим о том, что в журнале «Нёман» вышла его статья, посвящённая данной теме. Профессор обратил внимание на то, что в белорусскую школьную программу произведения местных авторов на русском языке включены в раздел всемирной литературы, в то время, как должны были бы войти в раздел белорусской литературы.

IMG_5402
Анатолий Андреев.

Председатель Белорусского литературного союза «Полоцкая ветвь» поэт Олег Зайцев также поддержал тезис о том, что русское слово в Белоруссии является родным, рассказал о многолетней подвижнической деятельности «Полоцкой ветви» по сохранению и популяризации русского языка и продемонстрировал присутствующим издаваемые силами союза журнал «Западная Двина», газеты «Вестник культуры» и «Слово писателя», а также некоторые изданные ветвевцами книги. О.Зайцев отметил важность изучения исторических прецедентов писателей-белорусов, писавших на русском языке. Пока эта работа только начата усилиями поэта А.Аврутина и некоторых других неравнодушных людей.

IMG_5393
Слева направо: Олег Зайцев, Андрей Геращенко, Николай Сергеев и Геннадий Александров.


Политолог и журналист Николай Сергеев поддержал мнения выступающих и отметил, что белорусы всегда боролись за свою русскость. Особенно сложно это было сделать в Речи Посполитой, где даже был запрещён русский язык, долгое время бывший государственным языком Великого Княжества Литовского и Русского, напомнил о знаменитом заговоре русских князей в Кобрине и других важнейших исторических событиях.

Доктор исторических наук, профессор Владимир Козляков отметил, что именно период нахождения белорусских земель в составе Российской империи а также русский язык спасли белорусский язык от полного уничтожения и напомнил, что свою известность Ф.Богушевич, Я.Купала, Я.Колос и М.Богданович получили, публикуясь в русских журналах.

IMG_5396
Владимир Козляков.

Интересными и запоминающимися были выступления писателей Валерия Чудова, который говорил о необходимости большей поддержки журнала «Белая вежа», супругов Аркадия Груздова и Елены Конышевой. Е.Конышева с горечью говорила о том, что ещё в советское время её отец, Фёдор Конышев, ветеран войны, далеко не последний работник телерадиокомпании, с огромным трудом мог печататься, потому что на русском языке издавали лишь 3% книг.

Участники сошлись во мнении, что работа по сохранению русского слова, укреплению многочисленных российско-белорусских контактов в литературной сфере должна быть более системной, а ситуация с русским словом в Белоруссии нуждается в более пристальном изучении.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru