Санкт-Петербургские кинематографисты снимают фильм о танковом сражении под Сенно

« Назад

Санкт-Петербургские кинематографисты снимают фильм о танковом сражении под Сенно 21.07.2016 22:44

Начались съемки фильма о неизвестной танковой битве первых недель Великой Отечественной. Художественный фильм «28 панфиловцев» был первой лентой, снятой на народные деньги – их собирали всей страной через Интернет и всевозможными другими способами. Опыт оказался удачным. Следующий на очереди – фильм «Сталь», который расскажет о практически неизвестном сегодня крупнейшем танковом сражении, произошедшем в самом начале войны в Белоруссии под городом Сенно, что в 60 километрах от Витебска. Инициаторы проекта – группа петербуржцев: автор сценария – историк Артем КОКИН, продюсер и исполнитель главной роли – актер БДТ Дмитрий МУРАШЕВ, автор музыки – композитор Петр КОРЯГИН.

– О чем этот фильм?

Артем КОКИН:

– Только в общих чертах. Десятилетний мальчишка, фанат компьютерных игр, едет на лето в далекую белорусскую деревню. Однажды он заблудился в лесу и набрел на танк. В нем он находит дневник погибшего командира экипажа. И перед ним раскрывается история битвы под Сенно. Фильм идет в двух временных измерениях.

В сюжете этого сражения нет ничего вымышленного или такого, вокруг чего могли бы возникнуть мифы. Оно происходило с 6 по 10 июля 1941 года, по количеству участвовавших в нем танков превышало масштаб битвы на знаменитом Прохоровском поле на Курской дуге в 1943-м. Однако только в 2011 году, в год 70-летия битвы, под Сенно поставили памятник, посвященный этим событиям.

– Почему же это сражение осталось неизвестным?

Артем КОКИН:

– Оно оказалось неудачным. Вообще контрудар Красной армии был вынужденным. Тогда немцы взяли Минск и стремительно шли на Витебск и Могилев. Требовалось время, чтобы подготовить новую линию обороны. Вот тогда и развернули два мехкорпуса 20-й армии Западного фронта, один из которых прямо с колес бросили в бой.

С нашей стороны в битве участвовало около 1400 танков. Это были в основном легкие Т-26 и БТ. Только перед самыми боями части усилили несколькими десятками танков КВ, КВ-2 и Т-34. Немцы, по разным оценкам, бросили против наших двух мехкорпусов от 400 до 500 машин.

Казалось бы, численное превосходство Красной армии было неоспоримо. Но наши механизированные корпуса напоминали богатыря с завязанными глазами. Мы только учились воевать. Разведка, снабжение, воздушное прикрытие были поставлены слабо, многие танки имели только одну-две заправки... В то же время у немцев был четко работающий механизм взаимодействия родов войск.

И хотя в итоге наши войска потерпели поражение, они нанесли серьезный урон вермахту – особенно тем лучшим частям, которые были на острие удара. Это признавали и немцы. И самое главное – наши войска сумели на неделю задержать их продвижение на восток, что дало возможность подготовить в тылу новые силы. Мы считаем задуманный нами фильм кинопамятником людям, которые не отступили, не сдались, приняли бой, достойно сражались...

Петр КОРЯГИН:

– Нам удалось найти непосредственного участника того боя – Вячеслава Петровича Силина, он был механиком-водителем на танке БТ, воевал под Сенно в составе 5-го механизированного корпуса. Мы побывали у него в Керчи, ему 98 лет. Вячеслав Петрович – кронштадтский беспризорник, призванный в армию в 1939 году... Прошел тяжелейшие сражения 1941-го, попал в партизаны, потом снова воевал танкистом до своего ранения в 1943 году. Вообще не так много участников танковых боев 1941 года дожили до Победы. А тем более до сегодняшнего времени...

Полк, в котором сражался Силин, в битве под Сенно понес большие потери, был рассеян по лесам, командир их взвода (одновременно – и командир их машины) бросил экипаж и сбежал. Силин остался вдвоем с заряжающим (тогда его называли «башнер»). Они наблюдали, как по Минскому шоссе круглосуточно двигались колонны вражеской пехоты, танков и артиллерии. Наши танкисты слили из брошенных танков горючее и две недели на своем танке, по лесам, по тылам врага, пробирались к своим...

Подобных историй тогда было много. Немало артиллеристов буквально на руках несли свои орудия по тылам противника, пробираясь к своим чуть ли не от самой западной границы. Вспомните знаменитый эпизод из «Живых и мертвых» Константина Симонова про артиллеристов, которые несколько сотен километров тащили на себе пушку от самого Бреста!..

Артем КОКИН:

– Что же касается сценария фильма «Сталь», то еще в школе мне довелось ознакомиться с книгой «Говорят погибшие герои». В ней были собраны письма погибших солдат родным. Одно из них, лейтенанта Ивана Колосова, меня зацепило особенно. Он был командиром танка БТ-7, в октябре 1941 года под Вязьмой попал в окружение. И точно так же, как Силин, пробирался из окружения к своим. В одном из боев машину подбили, экипаж погиб, в живых остался только тяжело раненный лейтенант Колосов. Он сумел увести танк в чащу, спрятал его там и, теряя силы, написал письмо жене... Танк так и остался там стоять на долгие годы. В 1971 году на него наткнулся лесник. Когда вскрыли люки, обнаружили останки танкиста, а в его полевой сумке – письмо...

Эта история и легла в основу сценария нашего фильма. Поработав на фильме «28 панфиловцев» в качестве военно-исторического консультанта, я получил бесценный опыт создания большого кино. Мы уже сняли киноэскиз (тизер), который можно увидеть в Интернете. Готовы сценарий и раскадровка. Запустили народный сбор на создание фильма.

За два месяца удалось собрать почти полтора миллиона рублей. Правда, чтобы снять такое кино, как мы задумали, требуется не менее 200 – 250 миллионов рублей. И это без рекламной кампании!.. Но надежда на то, что у нас все получится, есть. Интерес к нашему проекту проявил продюсер Игорь Угольников, создававший «Брестскую крепость». Сейчас мы занимаемся реквизитом, пошивкой костюмов. Есть предварительные договоренности с актерами.

– Как проходил первый этап съемок?

Артем КОКИН:

– Музей «Линия Сталина» под Минском предоставил нам единственный существующий сегодня на ходу полностью подлинный танк БТ-7 образца 1935 года. Его нашли лет десять назад в болотах под Лепелем – как раз в тех местах, где происходил Сеннинский контрудар. Отреставрировали, поставили на ход...

Теперь мы ищем еще танки для съемок масштабных батальных сцен. Будем собирать с бору по сосенке: благо советские танки все-таки есть в музеях и частных коллекциях. Ведем переговоры с Уралвагонзаводом о постройке специально для нашего фильма танка БТ-7, который сыграет главную «машинную роль» в предстоящей картине.

Что же касается немецких танков, то они есть на военном полигоне в Кубинке, который готов с нами сотрудничать, есть в частных коллекциях, существуют качественные новоделы, изготовленные по оригинальным чертежам...

– На кого рассчитан будущий фильм?

Дмитрий МУРАШЕВ:

– Мы решили попробовать возродить направление детско-юношеского кино, утраченное сегодня. Теперь дети играют в компьютерные игры, мальчишки очень любят танковые бои. Для них война – игрушка, в ней можно прожить бесконечное количество жизней, возвращаться в исходную точку и повторять все заново. Мы решили рассказать детям о том, как выглядит война на самом деле. Что это кровь, горящие танки, смерть кругом и – необыкновенная жажда жизни... У тех, кто сражался, не было возможностей «перезапуска», как в игре, и жизнь у них была только одна. И они ее зачастую, не раздумывая, отдавали...

Артем КОКИН:

– Вообще же мы считаем, что наш фильм нельзя смотреть в обнимку с попкорном. Это будет просто неуважением к памяти тех людей, о подвиге которых он рассказывает. Используя современные технологии, мы хотим создать кино с нашей русской душой.

Санкт-Петербургские новости


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru