САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Уланы Западной Руси

« Назад

Уланы Западной Руси 01.09.2016 12:19

Русские став частью Литвы не забыли свои православные корни и проложили свой путь в истории, создавая белорусский народ.

Изучая историю воинских соединений, начинаешь реальнее видеть и точнее воспринимать историю вообще. Потому как история – это главным образом история войн и их последствий. Не исключение и история белорусской земли.

Кто же они, уланы Западной Руси? Как создавались, воевали их полки, отряды, в какое время их боевая слава достигла апогея.

Предтечей литовских улан (в западных источниках – «литвинских», т. к. на Западе Литву называли Литвиния) были татарские ооланы или агланы – воины, представлявшие конницу князя Гедемина (1305 – 1341 гг.), хитроумного и ловкого полководца и политика. Он охотно принимал татарские дружины ооланов к себе на службу. А те охотно шли, ибо только в подобном союзе они и могли захватывать (по западным источникам «добровольно присоединять») ослабленные татаро-монгольским нашествием западнорусские города. 

Остановлен был процесс дальнейшего захвата Литвой Западной Руси после разгрома князя Витовта и хана Тохтамыша эмиром Едыгеем и ханом Тимур-Кутлугом в сражении на реке Ворскле в 1399 г. после попытки Витовта подчинить себе Тамерлана. В этом сражении большинство полководцев погибли, Витовт сам, раненный, спасся с трудом. (Он бежал с поля боя вместе с войсками Тохтамыша. Спас Витовта тогда молодой хан Мамай, ставший впоследствии в украинском фольклоре символом доблести и чести.) 

Итак, к середине XV в. большая часть захваченных Литвой русских земель остается культурно, этнически и религиозно православно-русской, но политически эта территория все больше оказывается зависимой от Польской Короны. 

Как все это отразилось на судьбе потомков ордынских оолан, которые оказались на территории сначала ВКЛ, а потом и Речи Посполитой? К этому времени они практически ассимилировались, перешли в общении на польский или русский язык, и стали назваться на польский манер «уланы». На территории Западной Руси к этому времени сформировалось 2 центра - это Великое княжество Литовское, постепенно ослабевающее и лишающееся самостоятельности под давлением Польской Короны, и Великое княжество Московское (Московское государство), напротив усиливающееся и освобождающееся от монгольского влияния, и в обоих этих образованиях основу населения составляют православные русские. Татарская, ордынская конница по форме таковой остается, но обрусевает, или ополячивается в зависимости от того, чью сторону поддерживает. 

Православная часть потомков оолан начинает оказачиваться. Само слово «казак» издревле существовало во многих языках народов Востока, Средней и малой Азии, Кавказа. Казак – это «воин, добытчик, промысловик, вольный человек». Так казаками стали и потомки оолан, не поддержавшие польской экспансии. Исторически известными становятся казаки на территориях ВКЛ и России с 1471 г. Они взяли на себя роль защитников православной веры и отечества, сделались для соплеменников защитниками правды и чести. К ним начинали примыкать, овладевая боевыми искусствами, мирные жители, а также выходцы из юго-восточных, крымских и кавказских земель. Часто как синоним слову «казак» используется слово «черкас, черкес». Основная часть казаков крестилась в православие. Они так и не смогут смириться с властью поляков и станут причиной постоянных военных смут в Королевстве Польском, а затем и Речи Посполитой. Так Стефан Баторий через посла Мартона Броненского пообещал царю перекопскому (крымскому), владения которого были терзаемы казаками, «мы не питаем любви к ним и не намерены не охранять их, а, напротив, истреблять». И еще, «по сю сторону Днепра, где находятся наши замки, старосты наши не только не будут их терпеть, но, по нашему приказу, будут их хватать и карать». 

Вскоре Баторий поймет, что усмирить казачью вольницу сложно и, следуя примеру гетмана Ю. Язовецкого, возобновит принятие казаков на военную службу, дабы иметь возможность управлять этой стихией. Организованному тогда казацкому отряду было послано большое знамя (изготовил его некий Зильбет). Была создана и военно-санитарная часть. Гетманом был назначен Михаил Александрович Вишневецкий. В 1577 г. они воевали против Гданьска, который не хотел признавать Батория своим королем.

В Ливонской войне около 4-х тысяч казаков, которые ранее совершали набеги на Крым и Молдавию, было задействовано в сражениях с Московией. Во время этой войны казацкие части воевали и с той, и с другой стороны. Но с 1581 г. литовское казачество стало переходить под руку Москвы, так, когда польско-литовское войско осаждало Псков, казаки Вишневецкого участия в войне уже не принимали, в то время как Черкасские казаки из Литвы и Московии защищали Псков под началом королевского подданного (литвина) Миська или Николая, погибшего тогда же на стенах города. Пятидесятитысячная армия Батория не взяла Псков и была вынуждена согласиться на перемирие. 

В 1668 г. гетман Левобережной Украины Демьян Многогрешный создает несколько добровольческих полков из иррегулярных конных частей. Здесь будет охочекомонный полк, составленный из литовских татар и «казаков литовского списка». Здесь были и в том числе православные из пинских, слуцких, слонимских, новогрудских земель. Так 1668 г. стал официальной датой создания Литовского уланского полка. Вновь появляется православное воинство Литовской Руси, когда-то последовательно низводимое католической Польшей до положения изгоев и разбойников на собственной земле.

Старшинство полка исчисляется с 1803 г. Между этими двумя датами – солидный период, за время которого земли нынешней Беларуси, а тогда Литвы, вошли в состав Российской Империи. В 1797 г. в силу немалого количества военных бывшей Речи Посполитой, оказавшихся не у дел, формируется Литовско-Татарский конный полк, первым командиром которого становится бывший польский генерал Мустафа Барановский, представитель одной из 600 знатных польских фамилий татарского происхождения. Впоследствии будет принято решение о разделении татар и православных литвинов и в 1803 г. будут созданы 2 полка – Татарский и Литовский. Со времени разделения полков и исчисляется старшинство Литовского уланского полка. 

Этот полк имеет славную историю, связанную с победами русского оружия на благо Русской Литвы – Беларуси. Так в Отечественной войне 1812 г. литовские войска в составе русской армии вывели из-под влияния Польской Короны земли бывшего Великого Княжества Литовского, вошедшие в состав Российской Империи. 

Навсегда запомнится сражение под урочищем Яблоновщина, когда в состав частей приданных атаману Платову входил Литовский Уланский Полк. тогда 9-10 июля 1812 года атаман Платов разбил наполеоновскую кавалерийскую дивизию генерала Рожнецкого. Это была первая значительная победа русского оружия в войне 1812 года, явившаяся одним из шагов к победе в войне с Наполеоновской Европой. Продолжилась православная история Западной Руси.

 

Лицкевич Марина Леонидовна
Барановичский городской исполнительный комитет
главный специалист управления экономики
mll@tut.by
тел. +375-29-1973303, 8-0163-412926

Уланы Западной Руси

Кто же они, уланы Западной Руси? Как создавались, воевали их полки, отряды, в какое время их боевая слава достигла апогея.

Предтечей литовских улан были татарские ооланы или агланы – воины, представлявшие конницу князя Гедемина (1305 – 1341 гг.). Гедеминовичи использовали оолан для расширения своих владений за счет западнорусских земель.

К середине XV в. большая часть захваченных Литвой русских земель остается культурно, этнически и религиозно православно-русской, но политически эта территория все больше оказывается зависимой от Польской Короны. 

Татарская конница по форме таковой и остается, но обрусевает, или ополячивается в зависимости от того, чью сторону поддерживает. Ассимилировавшихся потомков ордынских оолан стали назвать на польский манер «уланы». 

Православная часть потомков оолан начинает оказачиваться. Они так и не смогут смириться с властью поляков и станут причиной постоянных военных смут в Королевстве Польском, а затем и Речи Посполитой. В Ливонской войне около 4-х тысяч казаков было задействовано в сражениях с Московией, казацкие части воевали и с той, и с другой стороны. Но с 1581 г. литовское казачество стало переходить под руку Москвы, так, когда польско-литовское войско осаждало Псков, казаки Вишневецкого участия в войне уже не принимали.

В 1668 г. гетман Левобережной Украины Демьян Многогрешный создает несколько добровольческих полков из иррегулярных конных частей. Здесь будет охочекомонный полк, составленный из литовских татар и «казаков литовского списка», в том числе и православных из пинских, слуцких, слонимских, новогрудских земель. Так 1668 г. стал официальной датой создания Литовского уланского полка.

Этот полк имеет славную историю. В Отечественной войне 1812 г. литовские войска в составе русской армии вывели из-под влияния Польской Короны земли бывшего Великого Княжества Литовского, вошедшие в состав Российской Империи. 9-10 июля 1812 года в сражении под урочищем Яблоновщина, частями под командованием атамана Платова, куда входил и Литовский Уланский Полк была разбита наполеоновская кавалерийская дивизия генерала Рожнецкого. Это была первая значительная победа русского оружия в войне 1812 года.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.03.25

Слаженность государственной работы во многом зависит от ее идеологического смысла. Деятельность работников государственных органов должна быть привязана к определенной идеологической парадигме. Речь не идет о том, чтобы подвести всех под единый идеологический знаменатель, речь идет о том, что государственные служащие обязаны быть не только номенклатурным олицетворением государственной политики, но и идеологическими представителями государства. Стратегический курс государства должен постоянно получать идеологическую подпитку, чтобы граждане обрели чувство солидарной ответственности за проводимую в стране государственную политику.

13.03.25

В Республике Беларусь два государственных языка – белорусский и русский. Причём, в 17-й статье Конституции РБ очерёдность расположения языков определяется алфавитом, а не каким-то верховенством одного языка над другим. Однако некоторые высокопоставленные депутаты и партийные функционеры этого понимать не желают и всячески пытаются низвести русский язык в разряд чуждых для белорусов и некой второсортности. При этом белорусскому обществу в качестве кумиров пытаются навязать таких ненавистников всего русского, как польские шляхтичи, посредственный литератор Франциск-Бенедикт Богушевич и псевдоакадемик (имел четыре класса образования) Вацлав Ластовский.

07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru