Всеволод Непогодин: Одесский миф — крах за один день

« Назад

Всеволод Непогодин: Одесский миф — крах за один день 03.05.2016 11:37

Одесский писатель Всеволод Непогодин — о том, как за один день была перечеркнута история «города шутников и юмористов».

Вот и всё. Двести двадцать лет славной истории Одессы были разом перечеркнуты одним чёрным днем второго мая 2014 года. Пушкин и Бабель, Катаев и Багрицкий, Утёсов и Ойстрах навсегда отошли на второй план. Теперь первой ассоциацией при слове «Одесса» невольно будет трагедия в Доме профсоюзов.

В одночасье стали ненужными все рыбачки Сони и Кости-моряки. Кого из туристов теперь заинтересуешь Одессой?! Веками создававшийся по крупицам городской миф превратился в пепел за один день. Город шуток и веселья стал мрачным местом скорбного молчания.

Первого апреля впервые за много лет не провели Юморину, и это был тревожный звоночек. Что-то пошатнулось в отношении горожан между собой.

Нарушилось спокойствие во властных коридорах. Исчезло взаимоуважение между представителями противоположных идеологических лагерей. 10 апреля на Фонтане майдановцы заблокировали в гостинице Олега Царева, и то столкновение было предвестником большой бойни. Напряжение нарастало с каждым днём. Я предчувствовал драматическую развязку, но не мог предположить такое количество жертв.

Новую историю Одессы придется писать, начиная со второго мая. Город уже никогда не будет прежним беззаботно-вальяжным местечком, притягивающих летом гуляк со всей Украины и России. Приверженцы слогана «Живи на позитиве!», заполнявшие клубы на пляжах, боятся приближаться к конфликтным территориям и не привыкли отдыхать там, где отчетливо слышен свист пуль.

Отельно-ресторанный комплекс Одессы обречен на прозябание и убытки в ближайшее время. Не скоро еще сотрутся из памяти кадры, как из столиков на открытых площадках кафе делают баррикады…

Конечно, мне больно за Одессу. Я столько времени потратил на изучение городской мифологемы, а теперь это никому не нужно. Читал сотни книжек, смотрел множество фильмов, облазил все дворики в центре. Выискивал самое интересное и любопытное. Водил приезжих по фирменным маршрутам и всегда радовался, когда Одесса приятно удивляла гостей города.

А кто теперь приедет к нам? Кому я буду показывать все эти паутины из бельевых веревок и анфилады в подворотнях? Кто будет умиляться армии котиков, дрыхнущих почти у каждого подъезда в центре?

Одесса всегда была Одессой вне зависимости от того, какой государственный флаг висел на здании мэрии на Думской площади. Менялись властители, но горожане оставались всё теми же остряками, никогда не впадающими в уныние. Одесситы еще морально не восстановились от шока и пока неясно, как будет вести себя городское население.

Нужно время, чтобы осмыслить масштаб произошедшей трагедии и понять, как жить дальше. Теперь употребление эпитета «столица юмора» я навсегда считаю неуместным. Нет ничего смешного в том, когда заживо сжигают людей.

Всякая большая трагедия невольно порождает художественные произведения. Наверняка вскоре появятся книги и фильмы, повествующие о случившемся второго мая. Эти свидетельства и авторские интерпретации и лягут в основу нового городского мифа. Старый бренд Одессы, основанный на анекдотах и Привозе, навсегда запятнал себе репутацию.

Хочется верить, что Одесса сумеет оправиться от потрясения и сможет начать городскую историю с чистого листа. Солнечный город не может долго находится во мраке. Не для того его основали и строили, чтобы он стал обителью печали. Ах,

Одесса, жемчужина у моря! Ах, Одесса, ты знала много горя…

Русская весна


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.25

Несмотря на то, что Белоруссия – это партизанский край, в постсоветский период с привлечением всех возможных Интернет-ресурсов (а до попытки государственного переворота в Республике Беларусь в 2020 году – даже на страницах легально продаваемых в киосках СМИ – «Народнай воли» и др.), распространяемых книг (Илья Копыл «Война. Небышино» и др.) силами бело-красно-белой прозападной оппозиции активно проводится компания по дискредитации партизанского движения, перекладывания вины за массовое уничтожение белорусского населения с оккупантов на партизан.

17.04.25

2024 год в Республике Беларусь проходил под знаком 80-летия освобождения от немецко-фашистских захватчиков – было реконструировано и обновлено множество мемориальных и музейных комплексов, памятников и мемориальных досок, создано несколько новых памятных мест. Эта работа продолжилась и в 2025 году.

16.04.25

В каком смысле консервативная идеология может войти в состав идеологии российского и белорусского государства? Разумеется, не в плане отрицания исторического прогресса, противопоставления культурных форм экономическим и политическим институтам, не в признании человека религиозным и греховным существом, не как идеологии охранения несправедливой политики Запада в отношении других стран, а в плане житейского понимания сущности консерватизма как уважительного отношения к своему прошлому, в том числе и советскому периоду жизни, как недопустимости разделения людей по национальному, языковому, религиозному принципу, как сохранения преемственности поколений, культурных традиций и народных обычаев.

07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru