САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Юрий Павловец: Есть ли будущее у интеграционных проектов Белоруссии и России?

« Назад

Юрий Павловец: Есть ли будущее у интеграционных проектов Белоруссии и России? 11.03.2016 10:56

В конце февраля стало известно, что в Белоруссии впервые за долгие годы было принято решение начать процесс «привлечения иностранных инвестиций и выход акций белорусских акционерных обществ на международные рынки капитала». По задумке руководства республики, выпуск и обращение акций с использованием иностранных депозитарных расписок позволит предприятиям предложить через них до 25% акций инвесторам. При этом предполагается, что эмитентом этих расписок выступят крупные банки или компании. Именно они, покупая акции предприятий, будут выставлять их на зарубежных финансовых рынках. Такие «нестандартные» инструменты привлечения иностранных инвестиций уже предусматриваются указом № 84 «О вопросах эмиссии и обращения акций с использованием иностранных депозитарных расписок», который 3 марта подписал президент Белоруссии Александр Лукашенко.

Такой шаг белорусского государства не стал неожиданностью для большинства экспертов, так как в условиях растущего экономического кризиса в стране Минск оказался вынужден начать процесс «малой приватизации», открывая доступ для иностранных инвесторов к четверти государственных активов. Белоруссии сегодня крайне необходимы дополнительные средства для поддержания собственной экономики, взять которые пока практически неоткуда. Даже несмотря на ряд официальных заявлений о том, что Россия и Евразийский фонд стабилизации и развития готовы финансово поддержать белорусов. Однако когда это будет сделано и в каких объемах, до настоящего времени точно неизвестно. И в этом плане еще более интересным становится тот факт, что вместе с желанием начать продажу так называемого «фамильного серебра» белорусы вновь подняли, казалось бы, уже отошедшую на задний план, тему пяти крупных интеграционных проектов с Россией.

После состоявшегося 25 февраля 2016 года заседания Высшего государственного совета Союзного государства Белоруссии и России, в средствах массовой информации появились сведения о том, что в Минске вновь хотят рассмотреть вопросы с Москвой об объединении некоторых крупных белорусских предприятий с российскими. И это при том, что процесс обсуждения идет уже не первый год, и по ряду проектов интерес у российской стороны давно пропал. Впрочем, это совсем не беспокоит белорусских чиновников, которые надеются в рамках Союзного государства все-таки найти решение проблемы и успешно выполнить требование президента найти инвесторов для предприятий, находящихся в кризисе. При этом необходимо отметить, что белорусские надежды в данном случае имеют под собой определенную почву.

Сегодня известно, что по многим из совместных белорусско-российских проектов дела обстоят довольно неплохо. В рамках СГ уже реализуется более десятка крупных и несколько мелких совместных программ и проектов, а стороны за последние пятнадцать лет подписали около 150 двухсторонних соглашений и иных нормативно-правовых актов. Только в прошлом году реализовывались 12 крупных программ, часть из которых должна была финансироваться средствами Белорусско-Российского венчурного фонда, о создании которого стороны договорились еще в июле прошлого года. Тогда предполагалось, что Российская венчурная компания должна будет оказать «всю необходимую помощь в реализации совместных проектов, а также в подготовке специалистов для работы в венчурных организациях и формировании специальных инструментов венчурного финансирования с использованием, в том числе и средств государственного бюджета». Правда, фонд пока не начал работу, а 9 марта стало известно, что проект его создание все еще находится на стадии завершения. По словам председателя Государственного комитета по науке и технологиям Белоруссии Александра Шумилина, в республике уже «подготовлен проект Указа Главы государства, который получил одобрение на уровне Правительства, а в России принято решение на уровне совета директоров Российской венчурной компании». Предполагается, что после одобрения документа А. Лукашенко в течение 6 месяцев будут определены механизмы функционирования фонда, и он сможет профинансировать свой первый проект. Если это действительно случится, то у Белоруссии появится дополнительный инструмент привлечения инвестиций в страну, и потребность в иностранных кредитах может немного сократиться.

Помимо сотрудничества в сфере инвестиций, в рамках Союзного государства на 2015-2017 годы предполагается углубить торгово-экономическое сотрудничество, продолжить согласование промышленной политики и развитие агропромышленного комплекса, проводить единую научно-техническую и миграционную политику, а также продолжить создание объединенной транспортной системы. К сожалению, многие из этих направлений по-прежнему остаются не на должном уровне развития. Например, нашумевшая в прошлые годы программа «Картофель и топинамбур», в рамках которой должны выводиться новые сорта и создаваться новые способы переработки данных культур. Выполнение данной программы идет крайне медленно и не дает тех прорывных результатов, о которых заявлялось в ее начале.

1_топинамбур

Нельзя отрицать того, что сегодня есть ряд проектов, по которым действительно наметился определенный прогресс. В первую очередь речь идет о программе «Мониторинг СГ», которая связана с разработкой космических и наземных средств обеспечения информацией дистанционного зондирования Земли, а также программе «Луч» в сфере полупроводниковых гетероструктур и приборов на их основе. Более того, для реализации в 2017-2020 годах уже готовятся концепции еще 18 новых научно-технических программ Союзного государств, связанные с наноматериалами, радиоэлектроникой, автокомпонентами и т.п.

На первый взгляд, белорусско-российское сотрудничество, пускай медленно, но продолжает развиваться, и стороны имеют возможность находить точки соприкосновения друг с другом. Однако сегодня все еще остаются пять болевых точек, которые долгое время были на передовой переговоров Белоруссии и России. Речь идет о самых крупных интеграционных проектах двух стран, разработка которых велась еще в 2011 - 2014 годах. Это создание на базе белорусского «МАЗа» и российского «КамАЗа» холдинга «Росбелавто», объединение ОАО «Интеграл» и «Российская электроника», ОАО «Минский завод колесных тягачей» и ГК «Ростех», вхождение ОАО «Пеленг» в Федеральное космическое агентство «Роскосмос», а также продажа ОАО «Гродно Азот» заинтересованному партнеру в России. До последнего времени белорусские власти не были готовы делиться своими активами с кем бы то ни было, и лишь надвигающийся экономических коллапс заставил Минск вернуться к обсуждению данных проектов. К сожалению, тактика белорусских чиновников по-прежнему не способствует привлечению российских инвесторов, что подтверждается примерами поиска партнеров для «МАЗа», а также попытками продажи «Гродно Азот».

В случае с созданием на базе «МАЗа» и «КамАЗа» крупного автохолдинга, необходимо признать, что за все время переговоров сторонам так и не удалось прийти к взаимопониманию. Причем и Белоруссия, и Россия до сих пор винят в этом друг друга. Более того, после официального заявления министра промышленности и торговли России Дениса Мантурова о том, что «переговоры по белорусско-российскому интеграционному проекту с участием предприятий «МАЗ» и «КамА» утратили актуальность», белорусская сторона объявила, что договорился с группой «ГАЗ» о совместной стратегии по работе на рынках третьих стран. По информации заместителя председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгия Грица, сегодня «речь идет не об обмене собственностью между «ГАЗом» и «МАЗом», а о совместной стратегии по работе на рынках третьих стран». К слову, в Минске еще в 2011 году заявляли о том, что российский автопроизводитель хочет приобрести 25% предприятия, но потом этот проект отошел на второй план, уступив идее объединения с «КамАЗом».

2_маз

Необходимо отметить, что провал проекта «Росбелавто» в большей степени связан с позицией белорусской стороны, не позволившей найти точки соприкосновения с Набережными Челнами. Основным условием Минска было то, что созданный автохолдинг должен был стать основой для привлечения инвестиций для проведения поэтапной модернизации белорусского предприятия. Помимо этого предполагалось, что оба завода будут обмениваться современными технологиями и поделят рынок сбыта «по-братски». Как показала практика, чрезмерные требования Минска привели к постепенному охлаждению к проекту со стороны россиян, и сегодня «КамАЗ» уже находится в более выгодном положении, чем «МАЗ», который может «похвастаться» в лучшем случае 5-6% российского рынка. К тому же, позиции белорусского автозавода вряд ли улучшаться в ближайшее время, особенно на фоне обещанной «КамАЗу» помощи со стороны руководства России. Приезжавший в феврале в Набережные Челны Владимир Путин пообещал в трудное время сделать все для того, чтобы рабочие места были обеспечены, а страна имела возможность перевозить необходимые продукты именно на машинах российского производства.

По оценкам специалистов, «МАЗ» уже окончательно перестал быть интересен «КамАЗу». После подписания соглашения с «Daimler» , российский автопроизводитель уже не нуждается в белорусских технологиях, а делить рынок продаж в условиях кризиса в Набережных Челнах не собирается. Для примера можно привести ситуацию в Азербайджане, где «КамАЗ» открыл свою сборку, фактически перекрыв работу там минскому заводу.

Схожая ситуация сегодня сложилась и по еще одному крупному интеграционному проекту – продаже ОАО «Гродно Азот». Еще в мае 2014 года Государственный комитет по имуществу Белоруссии объявил конкурсный отбор инвестора для участия в приватизации данного предприятия. Тогда к продаже предлагалось 25% плюс одна акция в уставном фонде общества стоимостью 414 млн. долларов США. Правда, из-за дополнительных условий покупателей до сих пор не нашлось. Например, инвестор должен был располагать «собственными ресурсами или гарантиями поставщика газа на заключение с ним контракта на поставку природного газа в объеме, обеспечивающем полную загрузку мощностей предприятия и нового азотного комплекса на протяжении не менее 10 лет». При этом цена газа должна была обеспечивать рентабельную работу предприятия с нормой прибыли, которая бы гарантировала его текущую деятельность и исполнение всех кредитных обязательств. Дополнительно к этому, инвестор должен был соблюдать все социальные обязательства предприятия, не производить сокращения, а также заключить с государством инвестиционный договор на сумму порядка 1,2 млрд. долларов США о строительстве нового азотного комплекса с использованием при его реализации действующей инфраструктуры «Гродно Азот». Из-за таких условий совершенно не удивительно, что желающих купить завод так и не нашлось. Хотя у одного из заинтересованных инвесторов – российского «Ерохима», есть ряд успешных совместных проектов с белорусскими предприятиями. Например, давнее сотрудничество с Гомельским химическим заводом.

3_гродноазот

Относительно перспективными все еще можно назвать оставшиеся три проекта. Однако по ним белорусы занимают еще более жесткую позицию, так как МЗКТ, «Пленег» и «Интеграл» фактически являются предприятиями оборонного комплекса, которые после начала украинского кризиса оказались в выигрыше, получив серьезные заказы из России. Белорусское руководство не считает необходимым просто так расставаться со ставшими прибыльными производствами и готово продолжать переговоры только в случае выгодных предложений со стороны российских партнеров. Правда, необходимо отметить, что нынешний экономический кризис вполне может заставить Минск пересмотреть свою позицию и стать более сговорчивым. Тем более что в белорусской столице уже стали понимать, что по некоторым проектам время уже упущено, а по другим это может произойти в самое ближайшее будущее. И это касается не только пяти крупных предприятий республики, но и всего промешенного комплекса страны. Уже сегодня список прибыльных предприятий, которые с февраля 2016 года будут обязаны перечислить в государственный целевой бюджетный фонд национального развития часть прибыли по результатам своей работы, сократился до 29. И, по всей видимости, с каждым годом он будет становиться только меньше. Это, в свою очередь, означает, что белорусско-российские интеграционные проекты в скором времени снова обретут свою актуальность, иначе Минск не сможет получить даже призрачную выгоду от своей «малой приватизации». 


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
07.03.25

Куда бы ни забросила нелёгкая военная судьба наших людей, они часто оказывались в самой гуще борьбы с врагом, не теряли веры в Победу нашей Родины. Факты и детали участия белорусов в рядах европейского Движения Сопротивления ещё будут уточнены. Но главное в другом – наши белорусы вместе с русскими, украинцами и другими народами Советского Союза, оказавшись вдали от родных мест, не покорились врагу и как могли, приближали крах Гитлера. Могилы наших земляков, часто даже без указания настоящих имён и фамилий, разбросаны по всей Европе и зримо напоминают про время героев, отдавших свои жизни за то, чтобы жили мы с вами.

04.03.25

Под видом защиты прав и свобод личности (на самом деле прав и свобод олигархов) пытаются строить гражданское общество не в интересах широкой общественности, а по западным указкам, то есть по указкам западной бюрократии и олигархии. Такая антинациональная по отношению к нашим государствам позиция отстаивания прав и свобод личности предопределяет то, что строительство гражданского общества в Беларуси и России сведется к западному диктату и специфической форме эксплуатации наших народов со стороны западных государств и корпораций.

28.02.25

Сейчас под видом «защиты и укрепления белорусского суверенитета» активизировались противники российско-белорусской интеграции, прикрываясь «радением о Беларуси». Именно из их рядов раздаются многие сомнительные инициативы, скорее уместные в рядах бело-красно-белых толп 2020 года. Если не будем обращать на это должного внимания, то в попытках построить всё «по своему, не так как в России» даже не заметим, как заблудимся в трёх соснах непонятных идеологических концепций хуторского мышления, что неминуемо приведёт к повторению 2020 года!

27.02.25

Георгиевская/гвардейская лента знаменует собой воинскую доблесть, Великую Победу над гитлеровскими рейхом и является символом свободы и борьбы с нацизмом. И совсем не случайно, когда в Киеве в 2014 году власть в результате государственного переворота захватила нацистско-бандеровская хунта, символом антифашистского восстания в Крыму и на Донбассе стала георгиевская лента. Георгиевские ленты широко используются и бойцами Российской армии в ходе Специальной военной операции как символ продолжения святого дела воинов Красной Армии по освобождению нашей восточнославянском сестры Украины от бандеровского-нацистского ига.

27.02.25

Русский язык, согласно Конституции РФ (статья 68), является государственным языком на всей территории Российской Федерации. Русский язык является государственным (наравне с белорусским) и в Республике Беларусь (статья 17 Конституции РБ). Причём в Белоруссии русский из двух государственных является основным языком употребления. Согласно переписи населения 2019 года, почти половина населения Белоруссии назвала в качестве родного русский язык, в обиходе по-русски (согласно переписи) говорит порядка 80 процентов жителей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru