(статья-отклик на статью В.В.Путина
«Об историческом единстве русских и украинцев»)
Программная статья Президента России Владимира Путина «Об историческом единстве русских и украинцев» имеет колоссальное значение. Не потому, что в ней некие новые сведения или какие-то откровения. Важно не это. Важно то, что впервые на таком уровне, уровне главы нашего самого сильного и большого государства прозвучала исчерпывающая оценка исторического аспекта и современного состояния русского и украинского народов, России и Украины как самостоятельных государств. Естественно, всё это касается и взаимоотношений белорусов и русских, белорусов и украинцев, и взаимосвязанности России, Украины и Белоруссии.
Об этом не единожды говорил и писал и я сам, и мои товарищи – Николай Сергеев и Лев Криштапович, и многие другие авторы – историки, публицисты, писатели, аналитики. Однако и до сей поры данная концепция единства трёх наших восточнославянских народов не является общепринятой не только в Белоруссии или на Украине, но, что более печально, в самой России.
Между тем без осознания нашего восточнославянского, общерусского триединства не получится не только правильно оценить прошедшее, но и верно понять настоящее и будущее.
Тридцать лет минуло с момента событий августа 1991 года. С тех самых пор русский народ переживает сложный период турбулентности, раздробленности, осознания глубокой мглы, накрывшей тягучей пеленой безнадёжности и пессимизма наши земли и наших людей.
Кто мы? Где наши корни? Куда нам идти? В том числе не только русским и украинцам, но и белорусам. Для меня эта тема важна и в личном плане. Мой покойный отец – белорус из Могилёвской области, моя мама – украинка из Хмельницкой области. Я родился и всю жизнь прожил в Белоруссии. Но я – человек русской культуры, русский писатель. Для меня все три народа – единое целое, родное и близкое. И так для многих людей и семей. Но ведь смогли наши недруги оторвать Украину от России. Пытаются оторвать и Белоруссию… Поэтому разговор, начатый российским президентом В.В.Путиным в статье «Об историческом единстве русских и украинцев», необходимо продолжить и в отношении белорусов и Белоруссии, что я и постараюсь сделать в данной статье и уже сделал ранее в своих книгах «Очерки по истории Полоцка и Белой Руси» (2013) и «Белая Русь от древнейших времён до современности» (2020).
Исторический аспект.
В разные исторические периоды белорусы и их предки жили в составе Киевской Руси, древних русских Полоцкого и Турово-Пинских княжеств, Великого княжества Литовского и Русского, Речи Посполитой, Российской империи, Советского Союза.
Сейчас у белорусов есть своё государство – современная Республика Беларусь.
Мы прошли непростой исторический путь. Белорусы, украинцы и русские, чьими предками были восточные славяне, являются частями одного большого русского народа, или. Если так кому больше нравится – тремя чрезвычайно близкими народами русского корня и древнерусского происхождения. Россия, Украина и Белоруссия – это единое целое, общее культурное, цивилизационное пространство, часто называемое русским миром по аналогии с испано-латинским, англо-саксонским, арабским, тюркским, французским, немецким мирами и цивилизациями.
Вся история белорусского народа – это путь борьбы за свою самостоятельность, независимость и свою русскость.
После периода монголо-татарского нашествия и феодальной раздробленности на Руси, распада на уделы мощного Полоцкого княжества современные белорусские земли попали в зависимость от молодой, только что объединившейся Литвы, чьи дружины наши предки-князья часто использовали в качестве союзников как против внешней угрозы (прежде всего против крестоносцев и кочевников-ордынцев), так и в межусобной борьбе. Великое княжество Литовское и Русское стало синтезом княжеской языческой Литвы и княжеской православной Белой Руси – объединение происходило как мирным путём династических браков, так и военным в результате походов, стычек и военных переделов границ литовских и русских феодалов. Государственным языком княжества, как и языком большинства его населения был русский язык, который сейчас многие называют старобелорусским.
Средневековье стало ареной соперничества Литовской Руси и Московской Руси за историческое наследство Киевской Руси. Борьба шла с переменным успехом, но постепенно стала склоняться в сторону Москвы, как главного центра собирания древних русских земель. Во многом это было связано с тем, что языческая княжеская элита Литвы приняла католичество и постепенно стала доминировать в княжестве. В итоге возникло противоречие между католической верхушкой ВКЛиР и большинством его православного населения. В Московской Руси такой проблемы не было.
Верхушка русской православной знати в ВКЛиР стремилась избавиться от засилья литовских католических князей и всё больше смотрела в сторону Москвы. Исход борьбы Литвы и Москвы за белую Русь был предопределён и католическая литовская верхушка (во многом русская по своему происхождению), опасаясь за своё доминирующее положение, пошла на сближение с католической Польшей.
Воспользовавшись ситуацией, Польша присоединила к себе обширные земли современной Украины, а ВКЛиР скукожилось до современных Литвы и Белоруссии.
Именно тогда во многом начались процессы обособления частей русского народа - белорусов и украинцев. Первые составили костяк оставшихся территорий ВКЛиР, а вторые оказались в пределах польских коронных земель. Две западные части русского народа оказались разделены хоть и не государственными, но всё же административными границами – ВКЛиР хоть и было зависимо от польской короны, но имело большую степень автономии, затем постепенно сошедшую на нет.
В образовавшейся в результате унии Речи Посполитой главенствующее положение занимали поляки, польская шляхта и польская католическая церковь. Католическая верхушка ВКЛиР не имела такого влияния и была зависима от Польши. Русская православная знать постепенно теряла свои права. Наиболее бесправным было русское крестьянство Белой Руси, которое испытывало как классово-имущественное, так и национальной и религиозное притеснение, наступление на свои вековые русские обычаи и русский образ жизни.
Католическая церковь на территории ВКЛиР вела активную, наступательную политику, и, следуя логике правящего польского класса, желающего упрочить унию короны и княжества, стремилась всячески продвигать идеи религиозной унии.
Старая русская православная элита за столетия постепенно ополячивалась, переходила в католичество, потому что этот путь открывал возможности для карьеры, закрепления статуса, сохранения старых и приобретения новых богатств.
Конечно, всё это сопровождалось яростной борьбой предков белорусов за свою свободу. Столетиями по Белой Руси прокатывались восстания, а главными союзниками белорусов были запорожские казаки и Русское царство.
Украинский народ частично смог воссоединиться с Россией по итогам Переяславской рады, а у белорусов это получилось лишь почти полтора столетия спустя по итогам трёх разделов Речи Посполитой, когда Белая Русь соединилась с Российской империей и вновь стала свободной.
Между тем за эти годы национального и религиозного гнёта и притеснений у белорусов практически не осталось собственной национальной верхушки – она была в значительной степени ополячена. Даже в составе Российской империи на белорусских землях ведущую роль играли польские помещики и шляхтичи, а белорусский народ оставался в роли угнетаемой массы, источника почти дармовой рабочей силы для разгульной жизни магнатов, панов, был бесправным и забитым. Национальное возрождение белорусского народа, начавшееся после воссоединения с Россией, также проходило под сильным польским влиянием, так как своей интеллигенции у белорусов было мало. Во многом это было следствием того, что при выборе того, на кого следует опираться, центральное правительство России в большей степени действовало по сословному принципу иными словами, царскому правительству, несмотря на все мятежи, польские шляхтичи были зачастую ближе и понятнее, нежели единокровное и единоверное белорусское крестьянство.
Начало ХХ века выдалось неспокойным. В годы революции 1905 года Белоруссия стала ареной противостояния РСДРП, национальных организаций революционеров, с одной стороны, и сторонников Российского окраинного союза, созданного в Вильно в 1906 году - с другой. Центральное правительство из-за боязни осложнить отношения с пропольскими национальными лидерами не спешило идти навстречу идеологам триединства русского народа. Так, была отвергнута предложенная редактором «Белорусской жизни» Л. Солоневичем земельная реформа, согласно которой значительная часть польских помещичьих земель должна была отойти белорусскому православному крестьянству.
Но в целом позиции сторонников национального единства русских и белорусов были сильны. Так, при выборах в 1912 году в IV Государственную Думу всё население Белоруссии было разделено на три большие курии (избирательные округа) - русскую, польскую и еврейскую, что весьма красноречиво говорит о национальном составе Белоруссии. Сторонники триединства русского народа и октябристы на этих выборах получили в Белоруссии абсолютное количество депутатских мандатов.
Вообще же начало ХХ века выдалось пёстрым: общественно-политические взгляды имели самые различные оттенки и направления даже у сторонников основных концепций будущего развития Белоруссии - польской, литвинской (возвращения к ценностям Великого княжества Литовского), собственно белорусской и, конечно же, западнорусской.
В годы Октябрьской революции 1917 года большевики в борьбе с белыми и сторонниками восстановления монархии сделали ставку на белорусских националистов и их предшественников - пропольских реваншистов вроде Костюшки и Калиновского, которых большевики считали «идейно близкими» только на основании того, что они «боролись с монархией Романовых».
Когда Красная армия покинула Минск, 9 марта 1918 года исполком Всебелорусского съезда объявил о создании Белорусской Народной Республики.
Так называемый «исторический» бело-красно-белый флаг, давно ставший символом националистической, проевропейской белорусской оппозиции и русофобов разных мастей в Белоруссии впервые на исторической сцене появился лишь в 1918 году, когда был провозглашён в период кайзеровской оккупации Минска горсткой стремящихся в «вожди белорусской нации» деятелей, провозгласивших создание Белорусской Народной Республики. Окончательно БНР была провозглашена 25 марта 2018 года. Республику провозгласили, но ничего общего с реальностью это виртуальное образование не имело, хотя долгие годы «функционировало» «правительство БНР», стараясь опираться не на собственный народ, который был к апологетам БНР, мягко говоря, весьма равнодушен, а на страны, противники СССР: Польшу (без особого успеха) и в большей степени – на Германию.
Немцы не признали БНР, но всячески поддерживали её деятельность. Несмотря на всю искусственность данного образования, ящик Пандоры был открыт. Теперь уже Москва, не желая связываться с «черносотенцами и контрреволюционерами из числа западнорусистов», приняла правила игры и, чтобы взять инициативу в свои руки, стала разрабатывать варианты создания Советской Белоруссии.
17 ноября 1918 года Советское правительство аннулировало Брестский договор. А 24 декабря ЦК РКП(б) принял решение о необходимости создания БССР, в том числе и для нейтрализации сил, призывавших к созданию БНР. 1 февраля 1919 года в Смоленске было объявлено о создании БССР, для чего издан специальный Манифест Временного революционного рабоче-крестьянского правительства Белоруссии.
Не была забыта и идея о восстановлении в той или иной форме Великого княжества Литовского. Уже 27 февраля 1919 года произошло объединение ЦИК Белоруссии и Литвы. В начале марта 1919 года прошёл объединительный съезд компартий Белоруссии и Литвы. В итоге была образована Литовско-Белорусская ССР, или сокращённо ЛитБел, с общей столицей в Вильно.
Последующая польская интервенция внесла свои коррективы в этот процесс. Западная Белоруссия и Вильно были захвачены Польшей, объявившей о создании второй Речи Посполитой. Литва объявила независимость со столицей в Ковно и ушла из сферы влияния Советской России, а БССР стали строить на оставшихся восточных территориях, где начали проводить зачастую искусственную белорусизацию. Правда, шла она туго.
Народ Западной Белоруссии все эти два десятилетия в рядах партизан и массового подполья боролся за свою свободу, за воссоединение со своими братьями в БССР и СССР.
В 1939 году в результате освободительного похода Красной Армии белорусский народа (как и украинский) вновь стал одним целым, воссоединившись и с русским народом в составе СССР. Была образована единая Белорусская ССР фактически в современных границах. Отрадно, что впервые за долгие годы 17 сентября 2021 года начало освободительного похода Красной Армии будет отмечаться, как государственный праздник. За это долгое время выступали и я, и мои товарищи, и многие белорусы.
В ХХ веке нам довелось пережить самую кровопролитную войну в истории человечества. Белая Русь была сожжена и разрушена, но, благодаря помощи всего СССР и прежде всего русского народа БССР была возрождена.
В 1991 году распался Советский Союз. Белорусы хотели его сохранить, но события пошли по трагическому пути распада нашей общей Родины.
Вот уже три десятилетия существует независимая Республика Беларусь. Но белорусский народ хранит традиции общерусского единства, подтверждением чего является строительство Союзного государства России и Белоруссии.
Однако не всё так просто, и может быть ещё хуже, о чём красноречиво говорит печальный пример соседней Украины. Об этом мы поговорим в следующей части статьи-отклика, посвящённой современному положению вещей.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.