Я давно собирался взяться за написание данной статьи, однако всё время откладывал это в силу самых разных обстоятельств. К тому же сложно было решить, в какой тональности писать – то ли подкрепляя всевозможными ссылками и доказательствами, то ли в обычной публицистической манере.
Ко всему прочему данная тема в весьма значительной степени политизирована и часто можно встретить совершенно полярные, противоположные точки зрения – от утверждений, что нет никаких белорусов и все они – русские до слов о том, что белорусы – совсем другой народ, нежели русские, вплоть до генотипа.
На данную тему я написал много статей, работ, да и книг, хотя, вероятно, никогда так не фокусировался именно на том вопросе, который вынесен в заглавие.
Это тем более актуально, что на Украине сейчас идёт война и вопрос – один ли народ русские и украинцы или нет, периодически поднимается при тех или иных обсуждениях. Как это часто бывает во время войны, понятия украинцы и Украина часто звучат в негативном контексте наряду с оскорбительными выражениями вроде «укропы», «Хохляндия» и т.п. Безусловно, большую роль в этом играет факт нахождения Украины под властью нацистской бандеровской хунты, взявшей курс на выполнение воли коллективного Запада, но сам вопрос только этим не исчерпывается.
12 июля 2021 года президент России Владимир Путин выступил с весьма важной, я бы даже сказал –программной статьёй «Об историческом единстве русских и украинцев» (http://ross-bel.ru/about/news_post/statya-vladimira-putina-ob-istoricheskom-edinstve-russkih-i-ukraincev ). Как писатель и общественник, я в июле – ноябре 2021 года под впечатлением данной работы написал свою статью в четырёх частях «Об историческом единстве белорусов, русских и украинцев» (http://ross-bel.ru/analitika-portala-vmeste-s-rossiey/news_post/andrej-gerashchenko-ob-istoricheskom-edinstve-belorusov-russkih-i-ukraincev-chast-chetvertaya ), обратившись уже и к белорусской теме. Желающие могут ознакомиться с данными материалами на сайте «Вместе с Россией» (http://ross-bel.ru ).
Говоря о национальном и историческом единстве русских, украинцев и белорусов, важно понимать, что мы подразумеваем под теми или иными словами, терминами и высказываниями.
Прежде чем двигаться дальше, я сразу хочу пояснить, что под большим русским народом я понимаю восточных славян: русских, украинцев и белорусов. Когда же мы говорим о русских, то важно понимать, что есть русские в целом (восточные славяне), а есть русские, проживающие сегодня в Российской Федерации (хотя и там русские весьма неоднородны – поморы, сибиряки, камчадалы, казаки, русские центральной России и т.д. со своими особенностями и региональными различиями), белорусы, населяющие Республику Беларусь (жители Поозерья, центральной Белоруссии, востока и запада, полешуки) и украинцы (также при их большом разнообразии – галичане, украинцы центральной Украины, восточные украинцы), живущие на Украине. Отдельно можно говорить и о других этнических группах русских – тех же русинах Закарпатья.
Совершенно очевидно, что вся эта богатая на этническое региональное разнообразие палитра русского народа вышла из общей колыбели – Древней или как её ещё называют, Киевской Руси. И в этом смысле Киев, столица древнерусского государства, является «матерью городов русских», историческим символом русской цивилизации.
После монголо-татарского нашествия, которое пришлось на период и без того раздробленной в период раннего феодализма, ослабленной внутренними смутами Руси, древнерусскокое государство, как и весь русский народ, оказалось разделённым на две большие части. Те территории, которые попали под власть кочевников, постепенно формировали будущую Московскую Русь, Московию. Те земли, которые не были напрямую завоёваны монголо-татарами, постепенно формировали в сложном симбиозе с литовской этнической знатью Литовскую Русь, Литву.
Долгое время борьба за объединение всей Руси и всё общерусское наследство былой Киевской державы шла между Литовской и Московской Русью с переменным успехом.
В конечно итоге объединения так и не произошло – Литовская (Западная Русь) составила основу Великого княжества Литовского и Русского, а Московская (Восточная) Русь стала основой Русского царства.
Отсюда и исторические понятия «московит» («москаль») и «литвин», которые отражали страну проживания русского человека (и не только русского). Это примерно как «москвич» и «питерец» - в этом нет ничего ни уничижительного, ни, тем более антагонистического. Да, есть некое негласное «соперничество» питерских и московских, но это уже не из области этнических различий. Тем более абсолютно политизированными выглядят расхожие фразы вроде «клятый москаль» или «поганый литвин».
Дальнейшая судьба двух частей былое единой Руси сложилась по-разному. Русское царство постепенно набирало силу, укреплялось, постепенно превратившись в могучую и обширную Российскую империю.
Великое княжество Литовское и Русское не смогло сохранить самостоятельность и после ряда уний и соглашений с соседней Польшей постепенно утратило свою государственную субъектность, а правящая элита и культурный слой были в значительной степени полонизированы и окатоличены. Простой народ, потомок жителей русских княжеств Древней Руси, предок нынешних белорусов, сохранил в своей массе приверженность православию и родному языку, но в составе Речи Посполитой занимал угнетённое, бесправное положение.
В отличие от Московской Руси, где и народ и правящая элита исповедовали православие, в Литовской Руси главенствующее положение заняли католические, постепенно полонизирующиеся представители знати, которые тяготели к католической Польше.
По итогам Люблинской унии от Великого княжества Литовского и Русского непосредственно в Королевство Польское были переданы земли нынешней Украины, а белорусские города и территории остались в ведении постепенно терявшего даже формальную автономию княжества.
Это отразилось как на уровне образования, так и на развитии культуры, науки, быта – практически всех сфер жизни. Фактически, русские, украинцы и белорусы оказались разделены на три части - границами и формами государственного устройства (даже белорусы и украинцы в рамках федеративной Речи Посполитой).
Изначально культурно-образовательная сфера Западной Руси после завоевания Восточной Руси монголо-татарами была более развита. Достаточно привести в пример знаменитого Георгия (Франциска) Скорину и его Библию русскую, а также просветителя и культурного деятеля Симеона Полоцкого, который был воспитателем детей русского царя Алексея Михайловича, митрополита Петра Могилу и его Киевско-братскую школу.
Но со временем в связи с угнетённым положением православного русского населения на украинских и белорусских землях русская культура, образование и наука стали приходит в упадок, в то время как в Русском царстве, а затем в Российской империи их развитие быстро превзошло достигнутое западной частью русского народа.
Очаги русской культуры и науки сохранялись в Западной Руси лишь вокруг православных церковных приходов и православных братств, которые вплоть до трёх разделов Речи Посполитой находились под постоянным давлением католической польской и литвинской шляхты и католической церкви, постепенно деградируя.
В Великом княжестве Литовском, попавшем в вассальную зависимость от Королевства Польского в составе Речи Посполитой, постепенно падала роль местного варианта русского языка (который порой называют старобелорусским и на котором был написан статут ВКЛ), а местная шляхта была ополячена и окатоличена. Таким образом, предки белорусов уже на этом этапе, составляя большинство населения ВКЛ, были лишены всяческих прав и испытывали тройной гнет – национальный, религиозный и сословный. Говорить при этом, что ВКЛ было белорусским государством, а местная шляхта – белорусской, является, мягко говоря, весьма большим преувеличением.
У угнетённых в составе Королевства Польского украинцев было также мало прав – единственный опыт их государственной организации сводился к образованию и действиям Запорожского казачьего войска. Влияние запорожцев на Речь Посполитую было ограниченным и проходило в постоянной отчаянной борьбе за свой статус и свои права, права православной церкви.
В итоге опыта собственной государственности в отличие от русских в Царстве Русском и Российской империи, у белорусов и украинцев в составе Речи Посполитой и вассального по отношении к ней Великого княжества Литовского попросту не было – украинцы и белорусы были бесправной и угнетаемой этнической составляющей.
К периоду трёх разделов Речи Посполитой, когда белорусские и украинские земли, наконец, окончательно воссоединились с Российской империей, от «суверенности» Великого княжества Литовского остались одни воспоминания. Все документы поздней Речи Посполитой составлялись на польском языке. Украинский и белорусский языки, представлявшие собой местные варианты русского языка, не имели литературной формы и в свою очередь сами имели множество диалектов.
Безусловно, местная интеллигенция как на Украине, так и в Белой Руси, после воссоединения с Россией смогла вздохнуть свободно и пыталась возродить местные языки после столетия забвения, но сделать это было не так-то просто: в государственной и общественной сфере доминировали русский язык, да и польский долгое время сохранял свои позиции.
Тем не менее, стараниями энтузиастов вначале украинский, а затем уже и белорусский языки обрели постепенно свои литературную форму и правила орфографии, собственную стилистику и грамматику, несколько отличные от русского, но весьма близкие кириллические алфавиты.
Но русский язык все же играл ведущую роль и это вполне объяснимо – из трёх вариантов (собственно русского, украинского и белорусского) он был самым распространённым и, что ещё важнее, государственным.
После Октябрьской революции, после образования РСФСР, УССР и БССР в составе СССР наблюдались две противоположные тенденции. С одной стороны, происходили процессы «коренизации» в Белоруссии и на Украине со ставкой на местные кадры, массовые компании по белорусизации и украинизации различных сфер общественной жизни, формирование местной гуманитарной интеллигенции, с другой стороны шло активное перемешивание общерусского «плавильного котла» - люди активно меняли место жительства, вступали в браки, сама этническая идентичность русских, украинцев и белорусов размывалась в понятии советский человек, а русский язык стал основным языком как собственно русских в России, так и украинцев и белорусов. Собственно, на литературном белорусском, как и на украинском в быту практически никто не говорил – в Белоруссии это была трасянка, а на Украине – суржик в тех или иных вариантах с преобладанием белорусского, украинского или русского словарного запаса. А в белорусском Полесье полешуки и вовсе говорили на смеси трасянки и суржика с преобладанием последнего. В самой России также было множество местных говоров, но без трасянки и суржика (суржик, впрочем, вполне характерен для Кубани), так как литературный белорусский или украинский языки на территориях РСФСР официально не использовались. В целом же можно говорить о наличии различных самых разнообразных диалектов на всём большом русском пространстве и Украина не исключение – тот же украинский в Хмельницкой области и в львовских Карпатах заметно отличается.
В итоге к концу существования СССР русский стал основным языком в городах Белоруссии и Украины, а в сёлах активно использовались трасянка и суржик в различных их вариантах.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.