27 марта 1968 года советская космонавтика вновь понесла серьёзную утрату. Андриян Николаев и Юрий Гагарин отправились для осуществления плановых полётов на самолётах. Отработав программу полёта, Юрий Гагарин получил разрешение на возвращение и уверенно и спокойно ответил: «Вас понял. Выполняю!». Позже оказалось, что это были последние слова Гагарина, которые услышали на Земле.
Самолёт Гагарина и Серёгина взорвался при ударе о землю в 10 часов 31 минуту, экипаж погиб. В записной книжке Ю.Гагарина в планах на 17.00 значился «Огонёк», который так и не состоялся.
Как бы то ни было, известие о трагической гибели первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина стало настоящим шоком и горем для всего Советского Союза. В течение двух с небольшим лет советская космонавтика потеряла главного конструктора, одного из лучших космонавтов и первого человека, побывавшего в космосе. Череда смертей – С.Королёва, В.Комарова и Ю.Гагарина казалась сплошной нескончаемой чёрной полосой, обрушившейся на советскую космическую науку и технику. Эти в буквальном смысле трагические и неудачные годы подвели черту под первым, таким романтичным и многообещающим периодом мировой космонавтики.
Во многом всё произошедшее в 1966-1968 году повлияло впоследствии и на ход реализации всей советской (в том числе и лунной) космической программы. Л.И.Брежнев был в дальнейшем куда более осторожным, нежели экспансивный, уверенный во всемогуществе научной мысли и техники Н.С.Хрущёв.
Наступило 16 июля 1969 года. С Земли стартовал знаменитый корабль «Аполлон-11» с астронавтами Майклом Коллинзом, Нейлом Армстронгом, и Элдвином Олдрином на борту. 19 июля «Аполлон-11» ушёл к Луне. Спустя 5 часов после посадки Армстронг открыл люк и, преодолев всего 9 ступенек, осторожно ступил на поверхность луны. Человек впервые оказался на внеземной поверхности. Это было величайшим достижением всех землян. Армстронг так сказал о своём первом шаге на Луне: «Один небольшой шаг для человека – огромный скачок для всего человечества…».
Америка ликовала и встречала их, как национальных героев. Теперь уже в СССР пришлось испить досадную чашу упущенной победы. Особенно переживали космонавты «лунного отряда» - им тоже хотелось быть первыми. США на этом этапе выиграли лунную гонку у СССР, но космическое соревнование шло на пользу всему человечеству, невероятно ускорив технический и научный прогресс.
Интерес к советской лунной программе у руководства СССР значительно снизился. Вместе с тем, меньше, чем через месяц, уже 8 августа 1969 года был осуществлён запуск двенадцатого корабля Л1 («Зонд-7»), который в автоматическом режиме облетел Луну, сфотографировал её, и вернулся на Землю, благополучно опустившись в районе Кустаная всего в 50 км от заданной точки. Полёт был полностью успешным с технической точки зрения. Он мог быть пилотируемым. Никаких серьёзных препятствий для того, чтобы вначале отработать в тренировочном полёте высадку на Луну, а затем осуществить её вслед за американцами, не было. Более того – были закончены совершенно уникальные разработки, которые позволяли осуществлять посадку на Луну не прямо, как у американцев, а с зависанием на высоте нескольких десятков метров над поверхностью и маневрированием в стороны (также на несколько десятков метров), чтобы решить проблему неудачной площадки с камнями и скалами. Это было чрезвычайно важно, что и показало первое прилунение Армстронга. Но советское руководство решило закрыть пилотируемую программу, когда оставалось сделать по сути последний шаг.
С отказом от пилотируемой программы в СССР не собирались прекращать исследование Луны. 12 сентября 1970 года успешно стартовала автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-16». Её полётом управляли с Земли по радиосвязи. 20 сентября «Луна-16» успешно села в районе Моря Изобилия. «Луна-16» состояла из двух частей – посадочной ступени, снабжённой аппаратурой для взятия проб грунта и ракеты «Луна-Земля».
Получив команду с Земли, автоматический бур углубился в лунный грунт на 35 см и взята проба при помощи металлической руки была помещена в металлический контейнер. 24 сентября 1970 года контейнер с образцом лунного грунта был доставлен на Землю и передан в Академию наук СССР. Этот успешный полёт показал, что подобные исследования можно провести и на других планетах Солнечной системы – прежде всего на Марсе. Место посадки «Луны-16» было названо Заливом Успеха.
Автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-16»
Спустя два месяца Советский Союз, наконец, продемонстрировал миру убедительные результаты своих разработок в области автоматического исследования Луны. 17 ноября 1970 года в Море Дождей южнее Залива Радуг успешно прилунилась АМС «Луна-17». Она доставила на спутник Земли первый в мире самоходный аппарат «Луноход-1» (проект Е8), оборудованный приборами связи, наблюдения, научной аппаратурой. Миллионы телезрителей стали свидетелями советского триумфа – «Луноход-1» осторожно съехал по специальному трапу с платформы станции и его колёса покатились по лунной поверхности, оставляя за собой колею. «Луноход-1» выписал своими колёсами на лунной поверхности цифры 8 и 24. Последняя была прочерчена в честь XXIV съезда КПСС.
Репутация советской космонавтики была полностью восстановлена.
Американцы были впечатлены советским луноходом и усиленно вели работы в том же направлении, чтобы в кратчайшие сроки изготовить и продемонстрировать миру собственную лунную машину. 26 июля 1971 года стартовал «Аполлон-15». Космический корабль и лунный модуль, а также СОЖ были значительно усовершенствованы. Но главным «гвоздём» экспедиции был американский «лунный скиталец» - маленький лунный вездеход, рассчитанный на двух человек.
«Аполлон-16» стартовал 16 апреля 1972 года (старт был отложен на месяц из-за поломок механизмов лунного отсека и нештатной работы солнечных батарей). На лунной орбите пришлось сделать три дополнительных витка. Астронавты отправились во второе путешествие на лунном электромобиле. Но мешала сильная тряска из-за каменистой поверхности, и пришлось снизить скорость до 6 км/час. На луноходе вышли из строя индикатор дифферента и вся система навигации. Назад пришлось возвращаться в прямом смысле по собственной колее, чтобы не заблудится. Из-за отлетевшего крыла астронавтов постоянно засыпало пылью.
«Аполлон-16» и лунный электромобиль
7 декабря 1972 года к Луне с космодрома стартовал последний пилотируемый космический корабль – «Аполлон-17». Астронавты с 12 по 15 декабря 1972 года находились на Луне, провели множество исследований. проехали 36 км и обследовали горный район Тавр. Успешно выполнив программу полёта, астронавты возвратились на Землю 19 декабря 1972 года. В США было объявлено о завершении космической лунной пилотируемой программы.
В СССР лунная программа продолжалась. После успеха «Лунохода-1» для закрепления результатов его испытаний к Луне 16 января 1973 года АМС «Луна-21» доставила на дно кратера Лемонье (диаметр 51 км) на восточном побережье Моря Ясности второй самоходный аппарат – «Луноход-2». За пять лунных дней он преодолел 37 км, обследовав на своём пути мелкие кратеры, линии тектонических разломов. «Луноход-2» высадился в 172 км от места посадки «Аполлона-17» и управление с Земли облегчалось тем, что удалось получить подробные американские фотокарты района. В этих непростых условиях луноход проработал четыре месяца, а затем вышел из строя из-за перегрева. Попав внутрь небольшого свежего кратера, который не был виден с Земли, луноход долго буксовал в неожиданно чрезвычайно рыхлом грунте, но затем, словно трактор, всё же смог выбраться из западни задним ходом. К сожалению, вероятно, он зацепил краем солнечной батареи за склон и на неё попал лунный грунт. Когда на ночь батарея закрылась для сохранения теплоизоляции, грунт просыпался на поверхность лунохода и стал теплоизолятором, что и привело на следующий лунный день к его перегреву и выходу из строя аппаратуры. Тем не менее «Луноход-2» установил несколько рекордов – дальности поездки по Луне, активности и др. кроме того «Луноход-2» передал на Землю 10 000 снимков лунной поверхности. В этом смысле район посадки «Аполлона-17» и исследований «Лунохода-2» является одним из самых исследованных на Луне.
Изначально луноходы проектировались С.П.Королёвым, как транспорт для будущей лунной или марсианской базы, о которой мы говорили в самом начале главы, но неудачи при испытаниях тяжёлой РН Н1 (всего было четыре неудачных пуска) заставили СССР отказаться от этого грандиозного, но крайне дорогостоящего проекта – строительство базы на Луне отложили до лучших времён.
Но и США, и СССР стремились поставить в лунной программе точку. 10 июня 1973 года была запущена американская АМС «Эксплорер-49», которая вышла на окололунную орбиту, до 15 июня выполнила радиоастрономические исследования и стала искусственным спутником Луны. В СССР тут же отреагировали. 29 мая 1974 года к Луне стартовала АМС «Луна-22», которая до 2 июня фотографировала Луны, производила другие исследования, а затем, как и «Эксплорер-49», стала ИСЛ. 28 октября 1974 года была запущена АМС «Луна-23», которая 6 ноября совершила мягкую посадку на юге Моря Кризисов для взятия проб грунта. Произошла поломка грунтозаборного механизма.
Чтобы не завершать лунную программу на минорной ноте, с той же миссией 9 августа 1976 года была запущена АМС «Луна-24». 18 августа она успешно прилунилась в злополучном для её предшественницы Море Кризисов и взяла образец грунта с двухметровой глубины. 22 августа СА успешно возвратился на Землю.
И в СССР, и в США понимали, что на Луне сделано практически всё, что могло себе позволить на данном этапе человечество.
Создание лунных баз требовало больших расходов и дополнительных исследований. Примерный паритет в развитии космонавтики, достигнутый в результате лунной гонки, сводил на нет политические амбиции двух сверхдержав. Человечество прекратило полёты к Луне на два десятилетия.
Но благодаря лунному соревнованию космическая наука и техника совершила настоящий прорыв, который вряд ли был бы возможен без условий соревновательности и конкуренции. Человечество всерьёз шагнуло в космос и показало, что нашей цивилизации вполне по плечу решение задач и целей космического масштаба.
Но лунная гонка показала всю опасность и непредсказуемость космических полётов. Космонавты и астронавты – мужественные и смелые люди. Их профессия даже в наши дни связана с серьёзным риском для жизни. Это было тем более актуально в ХХ веке во время освоения ближнего космоса.
Интересно, что люди, покоряющие космические просторы, назывались по-разному. В СССР – космонавты, в США – астронавты. Всё же, как мне кажется, название космонавт более точно отражает суть профессии, ведь к звёздам нам ещё только предстоит отправиться в будущем. Потом, годы спустя, когда в космос отправился первый китайский космонавт, китайцы, придерживаясь заложенной ещё в СССР и США традиции, также стали называть своих покорителей неба по-своему – тайконавты.
А на Луне и сейчас неподвижно дремлют наши луноходы, части и блоки других советских и американских аппаратов, превратившись в настоящие памятники человеческому мужеству, став зримым свидетельством достижений нашей цивилизации. Когда-нибудь, наверное, луноходы и другие аппараты, оставленные на Луне, займут место на космических пьедесталах наподобие современных памятников танкам и мирной технике.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.