12 мая 2019 года Организации Договора о коллективной безопасности исполнилось 27 лет. Дата не юбилейная, поэтому осталась мало замеченной, прошла тихо и буднично. Между тем события, развернувшиеся в Таджикистане 19 мая 2019 года, где в ИК №3/2 в городе Вахдат вспыхнул бунт – уже второй за последние полгода, зримо подчеркнула важность ОДКБ для поддержания стабильности в нашем регионе планеты.
В данной колонии примерно 1 500 заключённых – в основном осуждённых по статьям о терроризме и попытках свержения государственной власти. Причём контингент собран достаточно пёстрый – это и сторонники ИГИЛ, группировок «Хизб ут-Тахрир», «Партии исламского возрождения» (ПИВТ), содержатся салафиты и многие другие самые различные подобные структуры. Бунт подняли молодые заключённые, захватили трёх охранников в заложники, затем убили их, а попутно и ещё пятерых более возрастных и весьма авторитетных заключённых. В итоге 21 мятежник был ликвилирован, а остальные задержаны. Бунт провалился.
Безусловно, могут быть вопросы к ситуации в данной колонии и колониях Таджикистана в принципе, однако по ряду сообщений мятежники планировали совершить серию терактов в Душанбе.
Почему мятежники убили пятерых лидеров колонии, неизвестно – то ли те мешали им совершать бунт, встав на сторону руководства колонии, то ли просто молодёжь решила показать, что не признаёт старых авторитетов. Вероятнее всего второе, однако, с учётом плавильного котла самого разного рода религиозных и экстремистских направлений совершенно ясно, что в случае выхода ситуации из-под контроля в Таджикистане вновь может начаться война. И на этот раз куда более страшная – всех против всех, как это происходит в соседнем Афганистане. Вряд ли сторонники убитых простят смерть в колонии своих лидеров – и это ещё один тревожный звонок, ведь речь идёт не просто о противостоянии власти и исламистов, а и о серьёзных конфликтах внутри самих исламистских экстремистских групп.
На фоне возможной внутренней дестабилизации ситуации в Таджикистане и других странах Средней Азии может добавиться и внешний фактор – массированная поддержка со стороны «коллег по борьбе» с территории Афганистана.
Между тем именно для предотвращения подобных угроз и был подписан 15 мая 1992 года Договор о коллективной безопасности в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана. Изначально, после распада СССР, он был нацелен на сохранение стабильности именно в Средней Азии, Интерес Армении также понятен – необходимо было обеспечить безопасность Карабаха. Позднее к договору по понятным причинам присоединились Азербайджан (чтобы уравновесить влияние на Россию Армении), Грузия (чтобы не выпадать из общей схемы безопасности в Закавказье) и ближайший военно-политический союзник России Белоруссия.
Именно в таком составе Договор, пройдя процедуры ратификации в странах-участниках, вступил в силу 20 апреля 1994 года.
На официальном сайте ОДКБ https://odkb-csto.org/25years/ приводится ключевая статья 4 договора, ради которой он, собственно говоря, и создавался: «Если одно из государств-участников подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».
Договор был заключён на пять лет.
В 1999 году он был продлён по решению руководства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Узбекистан, Азербайджан и Грузия не стали его продлевать. Узбекистан, кстати, возобновил своё членство в ОДКБ в 2006 году и вновь приостановил в 2012 году.
Строго говоря, речь шла о региональном соглашении, которое сыграла свою положительную роль на первом этапе структурирования постсоветского пространства.
14 мая 2002 года в Москве страны-участники решили придать Договору статус международной региональной организации, что и было сделано 7 октября 2002 года, когда утвердили Устав ОДКБ. В 2004 году ОДКБ получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. Таким образом, из регионального соглашения ОДКБ превратился в полноценную международную организацию.
Согласно статье 3 Устава ОДКБ цели данной организации - укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов.
На сегодняшний день в состав ОДКБ входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Армения.
Нетрудно заметить, что те же страны за исключением Таджикистана входят и в состав ЕАЭС. Фактически можно говорить о том, что речь идёт о тех государствах, которые в наибольшей степени сохранили единство, как в вопросах экономики, так и в вопросах внешней политики и обороны. Конечно же, речь не идёт о полномасштабном военно-политическом и экономическом союзе наподобие Варшавского договора или СЭВ, однако ОДКБ и ЕАЭС не предполагали своей целью сдерживание НАТО и ЕС. Речь скорее о том, чтобы обеспечить стабильность, как внешних границ, так и внутренней ситуации в регионе ответственности ОДКБ. В Средней Азии это, конечно же, пресечение попыток дестабилизации по афганскому варианту, в Армении консервация ситуации в Карабахе, и лишь на западном направлении можно смело говорить как о сдерживании агрессивных действий НАТО у границ Союзного государства России и Белоруссии, так и купирование возможного экспорта нестабильности из Украины.
ОДКБ имеет свои органы управления. Высшим из них является Совет коллективной безопасности, в которой входят главы государств. Помимо СКБ постоянно действуют Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны и Комитет секретарей советов безопасности, Постоянный совет, Секретариат, Объединённый штаб. Высшим административным лицом является Генеральный секретарь ОДКБ.
ОДКБ выполняет различные функции, в числе которых военное строительство, противодействие современным вызовам и угрозам безопасности (в том числе - противодействие незаконному обороту наркотиков, реагирование на чрезвычайные ситуации, противодействие незаконной миграции и торговле людьми, безопасность информационного пространства).
Понятие безопасности, как мы видим, трактуется достаточно широко, и это вполне справедливо, однако понятно, что в первую очередь безопасность базируется на военной составляющей, зависит от того, насколько государства, входящие в ОДКБ, способны совместно реагировать на те или иные военные вызовы.
Совершенно очевидно, что Россия обладает наиболее сильной армией, превосходящей по своим возможностям весь совокупный военный потенциал остальных членов ОДКБ. Поэтому вполне естественно и логично, что именно Россия несёт основную нагрузку по обеспечению безопасности участников договора. Но и остальные государства члены-ОДКБ стараются вносить свою посильную лепту, понимая, что от общих скоординированных действий напрямую зависит безопасность и стабильность каждого участника договора.
Также очевидно, что военное строительство объединённых сил является приоритетной сферой деятельности ОДКБ. Основу реальной военной мощи стран-участников составляют национальные вооружённые силы под национальным командованием. Между тем общемировая практика показывает и необходимость создания и специальных коллективных сил.
Применительно к Белоруссии стоит отметить, что совместно с вооружёнными силами России белорусская армия составляет единую сильную военную группировку, одно наличие которой охлаждает «горячие головы» соседей из НАТО, где порой те или иные военные не прочь «побряцать оружием» у наших границ. Совместная российско-белорусская группировка является наиболее мощной во всём ОДКБ.
В Армении развёрнута значительная российско-армянская военная группировка, наличие которой служит не только надёжной гарантией для предотвращения эскалации военного конфликта между Арменией и Азербайджаном в Нагорном Карабахе, но и является серьёзным сдерживающим фактором для тех сил, которые не прочь после распада Советского Союза «раскачать» ситуацию по балканскому варианту на Кавказе в целом.
В Средней Азии сформированы коллективные силы быстрого развёртывания численностью около 5 000 человек. При всей кажущейся их малочисленности это вполне боеспособная группировка, предназначенная в первую очередь для борьбы с террористическими группами.
Кроме того в феврале 2009 года были созданы Коллективные силы оперативного реагирования ОДКБ численностью около 20 000 военнослужащих, способные выполнять задачи не только специального назначения (той же борьбы с террористическими группами и отрядами бандформирований), но и проводить полноценные войсковые операции, что имеет принципиальное значение в случае более серьёзных попыток вторжения из-за рубежа для организации мятежей или насильственной смены власти вооружённым путём.
Для проведения миротворческих операций в 2007 году созданы миротворческие силы ОДКБ, включающие около 3 000 военнослужащих и примерно 600 представителей органов внутренних дел.
Для совершенствования практических навыков взаимодействия регулярно проводятся учения «Нерушимое братство», «Взаимодействие», «Рубеж», «Гром», «Кобальт».
В качестве примера рассмотрим прошедшее с 30 октября по 2 ноября 2018 года в России на территории Свердловского учебного центра Центрального военного округа совместное учение российской армии и миротворческих сил ОДКБ «Нерушимое братство – 2018». Согласно легенде учений отрабатывалось взаимодействие по подготовке, проведению по резолюции ООН операции и поддержанию мира в государстве, не входящем в ОДКБ.
Учения проходили в два этапа. На первом проходила подготовка к операции по поддержанию мира, а на втором отрабатывались действия подразделений коллективных миротворческих сил по выполнению самой операции и взаимодействию между собой. В учениях приняли участие воинские контингенты из России, Армении, Белоруссии, Киргизии, Казахстана и Таджикистана, а также оперативная группа штаба ОДКБ, подразделения министерств внутренних дел и министерств чрезвычайных ситуаций.
Заметны успехи ОДКБ по борьбе с преступностью в сфере информационных технологий. Так, в рамках операции ПРОКСИ (противодействие криминалу в сфере информации) с 2009 года выявлено 80 000 информационных ресурсов, потенциально несущих угрозу коллективной безопасности, 32 000 из которых заблокированы. Выявлено 60 000 фактов, указывающих на возможность совершения преступлений, возбуждено 15 000 уголовных дел.
Наркомания является бичом современного общества. В паутину наркоторговцев попадает большое количество молодёжи. Ломаются и коверкаются многие человеческие судьбы. ОДКБ вносит свой важный вклад в борьбу с этим злом – с 2003 года по итогам Региональной антинаркотической операции постоянного действия «Канал» изъято 335 тонн наркотиков, в том числе 52 тонны гашиша, 15 тонн героина, 6 тонн синтетических наркотиков, 5 тонн кокаина и 12 тысяч единиц огнестрельного оружия.
В рамках противодействия незаконной миграции и торговле людьми в ходе операции «Нелегал» начиная с 2008 года задержано более 1 600 лиц, находящихся в международном розыске, выявлены сомнительные финансовые операции на сумму около 1,5 млрд. долларов, вскрыты сотни каналов торговли людьми, пресечены сотни тысяч преступлений.
Значительное внимание ОДКБ уделяет информационной работе. Действует Научно-экспертный совет, Аналитическая ассоциация, Университетская лига ОДКБ. Организацией проводятся спортивные соревнования, турниры по военно-прикладным видам спорта.
Можно уверенно сказать, что Организация Договора о коллективной безопасности находится на страже мира и спокойствия. Страны-участники, опираясь на решающую поддержку России, чувствуют себя гораздо более уверенно, понимая, что механизм ОДКБ является серьёзной защитой от любых внешних рисков и угроз, которые нельзя, к сожалению, исключить полностью, но, благодаря действию механизма ОДКБ, удаётся минимизировать.
Более подробно об истории создания и современной ситуации в ОДКБ можно прочесть на официальном сайте организации: https://odkb-csto.org
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.