Что, на Ваш взгляд, сегодня наиболее опасно в действиях Константинопольского Патриархата по стимулированию раскола Русской Православной Церкви?
Думаю, что тема обсуждения очень важна и отвечать нужно также предельно ясно и чётко. Роль Константинопольского Патриархата, который по традиции сохраняет мнимое первенство, утрачена много веков назад. Сегодня это мелкая церковь, не имеющая никакого серьёзного статуса даже в Турции. По сути, патриарх в Константинополе чрезвычайно зависим от Турции и США. Его так называемое «первенство» активно используется США и Западом в целом для противостояния с Россией на Украине. Это вопрос не веры, а сугубо административный и политический. Взяв под контроль Украину, США стремятся взять под контроль и православие на украинских землях. Тут Константинополь и пригодился. Совершенно очевидно, что реальным лидером православия является Патриарх Московский и Всея Руси. Важны и иные поместные церкви – Греческая, Сербская, Болгарская, Румынская. Что же касается ближневосточных патриархов, то они глубоко вторичны. Это давно следовало признать. Кризис на Украине как раз и высветил эту проблему. Единство православия, на мой взгляд, необходимо укреплять административно, сливая постепенно основные поместные церкви. И речь тут не о «папизме», а об элементарном здравом смысле. Ситуация на Украине возникла в том числе из-за решения Собора 1989 года в Москве о наделении УПЦ статусом самостоятельной. Более того, практика показывает, что фактически все независимые православные государства имеют свои поместные православные церкви. Понятно, что режим Порошенко, опираясь на США, а теперь и на томос Варфоломея, будут вести дело к созданию националистической православной церкви, враждебной прежде всего России и Московскому патриархату, и я не вижу пока серьёзных возможностей этому воспрепятствовать – вероятно, последует сценарий захвата храмов националистами и силовыми структурами. УПЦ Московского патриархата ждут очень нелёгкие времена. Это – следствие общей потери Украины и некая неизбежность, увы. Последний многотысячный крестный ход показал, что православные Украины не хотят идти этим путём, но одной молитвой противостоять дубинкам, прутьям и террору сложно. Поэтому нужно решать вопрос о единстве православия, и не только молитвенном, но и административном, в масштабах всего мира. Процесс этот сложный, но необходимый. Я встречал и варианты «решения проблемы» в виде смещения Константинопольской патриархии и выдвижения на первую позицию одной из следующий ближневосточных патриархий. Я считаю, что это не выход – как говорят в народе – замена «быка на индыка». Ситуация может повториться точно так же в будущем. Выход в реальной реформе и постепенном административном сближении ядра православия – России, Белоруссии, Сербии, Греции, Румынии, Болгарии и т.д. – тех, кто реально из себя что-то представляет.
Изменилось ли из-за политических событий последних лет Ваше отношение к украинцам как к братскому россиянам и белорусам народу - как по крови, так и по вере? Стали ли Вы разделять православные святыни, расположенные на территории Украины, Беларуси и России, по национальному признаку, меньше почитать какие-либо из них из-за этого? Проверяете ли Вы, посещая храм, кто по национальности и гражданству священник, ведущий службу - белорус, русский, украинец?..
Данный вопрос не предполагает иных ответов, кроме того, что мы – один народ, у нас одна культура и вера, и общие святыни, и никто национальностями не интересуется – ни священников, ни прихожан. Мы в Белоруссии даже в быту не знаем толком, кто у нас белорус, кто русский и кто украинец. Наша церковь и вера – одна и общая! Но тема не такая простая, как кажется. Я, например, не люблю посещать храмы, где молятся на белорусском языке. У нас есть общий для России, Украины и Белоруссии церковнославянский язык для богослужений. А введение белорусского языка – шажок в сторону, с введения украинского вместо церковнославянского все начиналось и на Украине. Иное дело проповедь – она вполне может быть на русском или белорусском языке. Я в этом смысле консерватор, поэтому в храмы с белорусским языком богослужения стараюсь не ходить. Например, тот же пресс-секретарь БПЦ Лепин столько наговорил комплиментов нашим националистам, что на службу, которую бы он вёл, я бы тоже без особой нужды не пошёл… Церковь и клир должны служить нашему единению, а не растаскивать всё по национальным углам.
Есть мнение, что некоторые объединяющие сферы должны всегда играть только миротворческую роль, выступать мостиком между народами: например, спорт, религия, искусство - и недопустимо превращать их в инструмент политических игр. Каково Ваше мнение по этому поводу?
Я видел комментарии коллег по этому вопросу… Знаете, очень просто сказать – мы за мир во всём мире и за любовь друг к другу всех православных. США и Запад давно всё политизировали. В спорте они унижают Россию – чего стоит выступление под белым флагом наших спортсменов на олимпиаде, в религии – провоцируют при помощи марионеточного Константинопольского патриархата раскол православия на Украине, в искусстве навязывают чуждые нам ценности, выдают Оскаров за безобразные и безнравственные фильмы, или ту же Нобелевскую премию Алексиевич… Надоело вечно оправдываться, посыпать голову пеплом, убеждать, что мы – не такие плохие. А нам говорят (и это повторяют некоторые и у нас) – покайтесь, может мы вас и простим. В смысле – разрешат в следующий раз один российский флаг нести среди тридцати белых? Идёт духовная брань, страшная война в сфере духа и слова. Каждый выбирает свой путь. Но я уверен, что долг и спортсмена, и клирика, и деятеля искусств – прежде всего, заботиться о единстве нашей цивилизации, нашего народа, выступать если не с оружием, то хотя бы с чёткой и ясной позицией в защиту всего, что нам дорого – семейных ценностей, нашей культуры, нашей Родины - нашего Союзного государства России и Белоруссии. А просто выступать «за мир во всем мире и всеобщую братскую любовь» наверное, правильно и, простите за откровенность – удобно во всех случаях, но мне кажется, что для мирян, общественников, лидеров, этого как-то маловато. Украину ведь тоже не за один день потеряли. Мы-то хотим мира и любви – беда в том, что они, наши оппоненты, хотят войны и ненависти. И на эти вызовы нужно отвечать.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.