Партизанское движение в Беларуси до сих пор не получило своей адекватной оценки как проявление глубокого смысла белорусской истории. Как правило, партизанское движение трактуется с точки зрения события исторического прошлого. Дескать, это было в прошлом, сегодня другие времена, а поэтому не стоит зацикливаться на давно минувших днях, а необходимо думать о современных европейских ценностях.
При таком подходе вольно или невольно прошлое изображается как уже что-то несуществующее или, по крайней мере, как нечто второстепенное и малоактуальное для нынешней белорусской действительности. В результате белорусский исторический процесс не только разрывается, но и искажается, поскольку под якобы благовидным предлогом думать о настоящем и будущем осуществляется подмена подлинного белорусского прошлого желанием современных фальсификаторов о том, каким бы им хотелось видеть прошлое Беларуси. Но тем самым фальсифицируется вся белорусская история, включая настоящее и будущее нашего народа.
О смысле истории
Особенно подобная фальсификация белорусской истории наблюдается в наши дни, когда под видом возрождения так называемых «европейских традиций» Беларуси Это касается и партизанского движения в Беларуси как смыслообразующего пункта белорусской истории. Для этого используется чисто софистический прием, когда целостную философию партизанского сопротивления стремятся разобрать на множество разрозненных, случайных, фрагментарных событий, казусов, отдельных воспоминаний, лишающий белорусский партизанский феномен общей логики и смысла.
Природа софистики заключается в том, что используются абстрактные и односторонние аргументы, примеры в зависимости от интересов того или иного историка, писателя, журналиста и того положения, в котором они в данный момент находятся. Например, историк, журналист, исповедующие антисоветские, антироссийские взгляды, всегда будут выискивать такие примеры, события, приводить такие воспоминания, которые будут вести дело к дискредитации партизанского движения. Это и есть софистика. Дело в том, что любое историческое событие, выхваченное из конкретного исторического контекста, становится абстрактным, а потому и бессмысленным. На основе такой методологии нельзя адекватно осмыслить историческое событие, нельзя постигнуть смысл Истории. При софистическом описании партизанской борьбы фактически невозможно понять, в чем заключается героизм наших людей, их самоотверженность, преданность своей Родине, почему партизанское движение явилось выражением белорусской ментальности, белорусского характера. Именно на основе софистического стиля мышления «белорусизаторские» историки, писатели ставят знак равенства между Гитлером и Сталиным, фашизмом и коммунизмом, рассуждают о том, что если бы не было партизан, то не было бы и фашистских репрессий против мирных граждан.
Учитывая, что подобная резонерствующая историческая, художественная, мемуарная литература сегодня по своей масштабности нисколько не уступает, а может быть, даже превосходит литературу, защищающую партизанское движение в Беларуси, то должно быть понятно, насколько трудно очищать общественное сознание от софистической трактовки борьбы белорусских партизан против немецко-фашистских захватчиков и коллаборационистов. Ибо каждому положительному примеру такой борьбы согласно принципу софистики всегда можно противопоставить аргумент негативного порядка. Вот почему важно преодолеть софистический уровень освещения партизанской борьбы, понять, что партизанское движение в Беларуси в годы Великой Отечественной войны имеет непреходящее значение для белорусской истории. Это обусловлено самой белорусской ментальностью, такими качествами белорусского характера, как справедливостью, совестливостью, великодушием, которые образуют духовный стержень нации. Партизанское движение явилось выражением сакральности белорусского духа. Именно в силу этой сакральности оно и стало массовым, всенародным. Немецкий ефрейтор Хорст Бунке в своем письме родным писал: «Немецкие солдаты и офицеры очень боятся партизан. Каждый партизан нередко стоит трех русских солдат. Они не сдаются в плен». О чем это говорит? О том, что каждый отдельный партизан в глазах врагов был воплощением мужества и силы духа всего народа.
Всенародный характер партизанской войны против оккупантов
В истории освободительных войн не было такого массового партизанского движения, какое развернулось в Беларуси против немецко-фашистских агрессоров.
Партизанская война против фашистских захватчиков началась с первых дней вторжения на территорию Беларуси. Разве не показателен такой факт, что партизанский отряд В.З.Коржа дал бой фашистам уже 28 июня 1941 года. «Как теперь известно, это был первый партизанский бой с гитлеровцами во всей второй мировой войне» [1, с.268].
Есть сведения, что в тот же июньский день имел схватку с оккупантами и отряд М.Н.Чернака в Жабинковском районе, сформированный из местных жителей и бойцов-окруженцев. В июле 1941 года ушли в лес два десятка комсомольцев из деревни Мотоль Ивановского района. Соединившись с группой окруженцев, они потом создали отряд, известный как отряд имени Макаревича. И это не единичные примеры, а десятки, сотни. Признание масштабности партизанского сопротивления в Беларуси нашло свое глубокое отражение в том, что уже в августе 1941 года руководителям партизанского отряда в Октябрьском районе Полесской области Т.П.Бумажкову и Ф.И.Павловскому было первым среди партизан СССР присвоено звание Героя Советского Союза.
В Витебской области уже в июне 1941 года Минай Филиппович Шмырев, известный как «Батька Минай», организовал партизанский отряд, который включился в активную борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Только за один август 1941 года отряд «Батьки Миная» провел 27 боев и уничтожил более 100 фашистов. Минай Шмырев основатель 1-й Белорусской партизанской бригады и Суражского партизанского края, в котором Советская власть сохранялась до прихода Красной Армии. «Бандит номер один» - называли Миная Филипповича немцы, обещая тому, кто его выдаст, 50 тысяч рейхсмарок.
Постоянный приток местного населения и военнослужащих, оставшихся на оккупированной немцами территории, приводил к тому, что партизанское движение охватило всю территорию Беларуси, приобрело всенародный характер. Партизанское движение на территории Беларуси зародилось в самой гуще народа. Белорусский народ оказывал партизанам всяческую помощь и поддержку, обеспечил успех их борьбы. Всенародный характер партизанского движения в сознании людей всего мира закрепил за Беларусью почетное звание «Партизанской республики».
В самом деле, в Беларуси полыхало пламя всенародной войны против оккупантов. По подсчетам известного исследователя белорусского партизанского движения А.И.Залесского, «списочный состав партизан составляет 374 тыс. человек. Подпольщиков учтено 70 тысяч. Кроме того, 250 тыс. человек числилось в учтенных партизанских резервах, которые причисляются к общему составу партизан, как тоже участвовавших в боевых действиях против оккупантов» [2, с.107-108]. Итого более 700 тыс. человек. Это был настоящий белорусский фронт партизан против оккупантов.
Всего на территории Беларуси действовало 199 партизанских бригад и 14 полков (приравненных впоследствии к бригадам), объединявших около 1 300 отрядов. В Беларуси существовали областные и зональные соединения, которым были подчинены группы бригад и отрядов. Поскольку сама бригада является соединением, то зональные формирования фактически соответствовали воинским корпусам и армиям. Недаром во главе пяти таких формирований стояли партизанские генералы, а остальными командовали партизаны в звании полковника.
Таким образом, по масштабности действий, численности, охвату территории, уровню управления партизанское движение в Беларуси в полной мере соответствовало всем параметрам военного фронта. Это и был фактически второй фронт в тылу врага, фронт, открытый не в июне 1944 года, когда падение гитлеровской Германии и ее союзников было уже предрешено, а в июне 1941 года, когда за Победу надо еще было сражаться и сражаться.
Если говорить о наиболее характерных явлениях белорусского всенародного сопротивления оккупантам, то это будет создание партизанских краев и зон и рельсовая война. Причем оба эти явления были теснейшим образом связаны с жизнью широких масс населения и действиями подпольщиков.
На той части территории Беларуси, которая контролировалась партизанами, были созданы следующие партизанские зоны: Октябрьско-Любанская, Кличевская, Суражская. Ивенецко-Налибокская, Россонско-Освейская, Сеннеско-Оршанская, Полоцко-Лепельская и Борисовско-Бегомльская [3, с.721]. По сведениям Белорусского штаба партизанского движения (БШПД), партизанские края и зоны охватили около 60% территории Беларуси. В партизанские зоны обычно переселялись целыми деревнями жители с оккупированной фашистами территории. Налаживанием жизнедеятельности в партизанских зонах руководили подпольные обкомы и райкомы партии, опиравшиеся на дислоцированные здесь партизанские отряды. Роль органов советской власти исполняли партизанские отряды, которые поддерживали порядок в населенных пунктах, решали хозяйственные вопросы, организовывали группы самообороны. Население партизанских зон помогало партизанам в боевой деятельности, сборе и ремонте оружия, организации быта, ухаживало за ранеными и больными. С помощью партизан жители сеяли и убирали урожай. На территории партизанских зон партизаны принимали самолеты с Большой земли, готовили резервы, проводили митинги и собрания, организовывали концерты художественной самодеятельности, просмотры кинофильмов, присланных из советского тыла. В некоторых партизанских зонах работали школы и даже писались научные труды. По воспоминаниям жены выдающегося белорусского историка Николая Михайловича Никольского Рахиль Абрамовны Никольской, именно в партизанской зоне Н.М.Никольский подготовил к публикации две фундаментальные работы по истории. По свидетельству очевидцев, научная деятельность белорусского историка вызывала уважение среди партизан и укрепляла сознание справедливости их борьбы с ненавистными захватчиками. Как отмечал М.Н.Калинин, партизаны восстанавливали Советскую власть «не мирного времени, а ощетинившуюся всеми доступными видами вооружения для борьбы с заклятым врагом» [4, с.101].
Мы бы погибли, если бы не погибали
На оккупированной территории Беларуси столкнулись две непримиримые силы: с одной стороны – немецко-фашистские оккупанты и их пособники, а с другой – белорусские партизаны и белорусский народ, боровшиеся за свою свободу и независимость. Да, фашисты разграбили и уничтожили половину национального богатства республики, однако они не смогли духовно покорить наших людей, навязать им свою человеконенавистническую идеологию. Белорусский народ противопоставил оккупантам не только силу оружия и массовое партизанское движение. Человеконенавистничество фашистов столкнулось на белорусской земле с добротой и высокой нравственностью наших людей. Милосердие, сострадание, когда чужой боли не бывает, когда чужая боль как своя (как тут не вспомнить роман Ивана Шамякина «Возьму твою боль»), – отличительные черты нашего национального характера. В годы тяжелейших испытаний самопожертвование, патриотизм и человеколюбие оставались доминирующими принципами в жизни белорусского народа. Благодаря этим принципам белорусы не только поднялись на всенародную борьбу с захватчиками, но и протянули руку помощи всем тем, кого жернова нацистской машины должны были перемолоть в первую очередь. Многие белорусы, не побоявшись рискнуть своей жизнью, спасали преследуемых евреев, получили от государства Израиль почетное звание – Праведник мира. Именно в несгибаемом мужестве и праведном духе кроется главная причина нашей победы над врагом.
Чтобы исказить и преуменьшить всенародный характер партизанской борьбы против фашистов, фальсификаторы заявляют, что нельзя говорить о всенародном размахе белорусского сопротивления, поскольку, дескать, многие белорусы пошли на службу оккупантам. Фальсификаторы стараются даже подсчитать количество белорусов-коллаборационистов и насчитывают их несколько десятков тысяч. Но подобные подсчеты - это софистика, которая нисколько не может опровергнуть всенародности партизанского движения в Беларуси. Дело не в количестве этих изменников, а в их качестве. И сколько бы их ни было, они не могут быть сравнимы с теми, кто боролся против оккупантов. Дело в том, что фашистские прислужники спасали только свои жизни, а сами они не верили ни в свои силы, ни в справедливость своего прислужничества врагу. А поэтому с точки зрения философско-нравственной, мировоззренческой, социально-политической это были, как говорили в то время, отщепенцы, которые были бессильны изменить всенародный характер борьбы белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков. Сама жизнь этих отщепенцев была свидетельством их социального и личностного небытия.
В самом деле, бывают ситуации, когда смерть божественна, ибо она ведет к бессмертию. Это когда жизнь отдают за Родину, за свободу своего народа. Партизанское движение на белорусской земле рождала героев прометеевского масштаба. Так, Михаил Цуба был расстрелян гитлеровцами за то, что отказался показывать дорогу карателям, которые проводили операцию «Горнунг» против Слуцкого и Пинского партизанских соединений. А его брат Иван Цуба, повторяя подвиг Ивана Сусанина, завел группу гитлеровцев в болотистые места реки Лань, откуда они не смогли выйти. Простые белорусские крестьяне ни на йоту не отказались от Родины, от своих убеждений и выиграли в историческом, морально-этическом плане свой последний в жизни бой. Титаническая, героическая смерть стала началом их славного бессмертия. Думается, каждый настоящий человек хотел бы умереть подобным образом.
Символично, что в этой всенародной борьбе белорусского народа против немецко-фашистских захватчиков участвовали даже дети. Показательна в этом плане трагическая судьба четверых детей «Батьки Миная» (Лиза – 14 лет, Сергей – 10 лет, Зина – 7 лет и Миша – 3 года), которых фашисты взяли в заложники и расстреляли за партизанскую борьбу Миная Филипповича с врагом. В письме Лизы своему отцу, которое было передано одним из полицаев партизанам, девочка пишет: «Папа за нас не волнуйся, никого не слушай, к немцам не иди. Если тебя убьют, то мы бессильны и за тебя не отомстим. А если нас убьют, папа, то ты за нас отомстишь…». Какое глубокое понимание у этой девочки-подростка смысла судьбоносной борьбы нашего народа с ненавистным захватчиком! И разве фашисты могли победить советский народ, когда даже дети сознательно жертвовали своими жизнями в этом невиданном ранее сражении с врагом за свободу своей Родины? Ответ очевидный – никогда.
Но бывают ситуации, когда жизнь становится страшнее смерти. Это жизнь предателей, изменников, коллаборационистов, поскольку их жизнь – это не просто смерть, а забвение. Забвение, что значит, что такого человека для людей никогда не было. Ибо у предателя нет ни родных, ни близких, ни друзей, ни родителей, ни детей. Ведь предатель никогда не признается никому, что он предатель, изменник. Он вынужден влачить свое жалкое существование под чужим именем, под чужой судьбой. Такой жизни не пожелаешь даже врагу.
История – это не только воспоминания о прошлом, но в то же время созидание настоящего и размышления о будущем. Очевидно, что история партизанского движения – это не только героический период в прошлой жизни белорусского народа, это феномен социального, ментального порядка современного белорусского национального самосознания. Поэтому историю партизанского движения недостаточно рассматривать в логике прошедшего времени. История лишь тогда является историей, когда она закреплена в генетической памяти народа как история народного духа. Партизанское движение в Беларуси является истинно народной историей. Партизанское движение принадлежит не только прошлому, но настоящему и будущему нашего народа. И это смысловое явление нашей жизни должно найти свое законное место на скрижалях нашей общерусской истории. Поскольку именно партизанское движение лежит в основе патриотизма современного белорусского общества.
Лев Криштапович, доктор философских наук
Литература
1.Алексейчик, Яков. Сентябрь, решивший судьбу / «Наш современник». – М., 2013. – № 9.
2.Залесский, А.И., Кобринец, П.Н. О национальных отношениях в Советской Белоруссии. Исторические очерки / А.И.Залесский, П.Н.Кобринец. – Гродно, 1992.
3.Языкович, Э.Ф. Партизанские зоны. / Республика Беларусь. Энциклопедия / Э.Ф.Языкович. – Минск: «Беларуская энцыклапедыя», 2007. – Т.5.
4.Калинин М.И. Все для войны, все для победы! / М.И.Калинин. – Л., 1942.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.