В настоящее время Китай является общепризнанным лидером мирового экономического развития. Он обеспечивал в 2016 году «примерно 14,8% глобального ВВП и около 30% мирового роста» [1, с. 51]. Сегодня эти проценты еще больше. Именно экономическая мощь Китая и обусловила рождение в 2013 году китайского мегапроекта Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП), который затем был дополнен проектом Морского Шелкового пути ХХI века, «и вместе они стали известны как инициатива "Один пояс и один путь"» [1, с. 50].
За пятилетие этот мегапроект приобрел реальное практическое воплощение, начиная от создания Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ); Фонда шелкового пути и реализации конкретных инфраструктурных проектов, как на территории Китая, так и в других странах (расширение глубоководного порта в пакистанском Гвадаре, технопарк «Великий камень» в Белоруссии, трансконтинентальное скоростное шоссе Западный Китай – Западная Европа, новые железные дороги в Казахстане, железная дорога Момбаса-Найроби в Кении, порт Пирей в Греции, портовая зона Сиануквиль в Камбодже, технопарк «Хофушань» в Мексике, объекты ЭПШП в Киргизии, Узбекистане, Таджикистане, Туркменистане, Таиланде, Шри-Ланки, миллиардные вложения Фонда шелкового пути в строительство газопроводов и нефтепроводов в России «Ямал – СПГ», СИБУР).
В мае 2017 года по инициативе Председателя КНР и Генерального секретаря Коммунистической партии Китая в Пекине был проведен Форум по международному сотрудничеству на высшем уровне в рамках мегапроекта «Один пояс и один путь». Во встрече участвовали лидеры 29 стран и полномочные представители более 100 государств. Число стран, подписавших различные документы об участии в «поясе и пути», достигло 68. НА Форуме было объявлено, что Китай дополнительно выделит на проекты ЭПШП 70 млрд. долларов. Кроме того, около 9 млрд. долларов будет предоставлено в течение пяти лет международным организациям вдоль «пояса и пути». За это же время Китай планирует инвестировать в других странах до 800 млрд. долларов, причем основная часть этих инвестиций будет как раз направлена в государства, которые участвуют в мегапроекте ЭПШП. Китай также планирует за это время импортировать товаров из других стран на 8 трл. долларов, привлечь 600 млрд. инвестиций и обеспечить 700 миллионов поездок своих туристов за рубеж.
Поступательному развитию китайского мегапроекта ЭПШП пытаются всячески противодействовать ряд западных стран во главе с США и их лжеэксперты в незападных странах. Например, профессор Центра политических исследований в Нью-Дели и одновременно сотрудник Академии Роберта Боша в Берлине Брахма Челлани, оправдывая недовольство госсекретаря США Рекса Тиллерсона китайским проектом «Один пояс и один путь», пытается поставить знак равенства между империалистической политикой западных стран и китайской инициативой «Один пояс и один путь» [2], не понимая принципиального различия между западным империализмом, разделявшим мир на якобы цивилизованный Запад и варварский Восток и тем самым оправдывавшим свою грабительскую политику в отношении незападных стран (как это, к примеру, делала Англия в Индии) и китайским мегапроектом, направленным на построение Сообщества единой судьбы человечества в интересах всех стран и всех народов нашей планеты. Западные эксперты особенно усердствуют в распространении провокационных комментариев на тему конкуренции Китая и России в Центральной Азии. Западные средства массовой информации хотят убедить общественное мнение в странах вдоль ЭПШП в несовместимости интересов Китая и других государств, в частности, Китая и России. На что китайские эксперты справедливо отвечают, что подобные провокационные суждения ничего общего не имеют с реальной действительностью.
В самом деле, сотрудничество Китая и России в Центральной Азии намного важнее, чем конкуренция. Соединение тихоокеанского и европейского рынков отвечает интересам не только Китая, но и России как ведущего и объективно необходимого партнера сотрудничества в рамках «пояса и пути». Ведь маршруты ЭПШП идут по территории России, железнодорожные линии Китай-Европа также идут через Россию. Все это принесет реальную выгоду России. К тому же экономическое развитие в странах Центральной Азии содействует экономическому развитию соответствующих регионов самой России. Вот почему для России вхождение Китая в Центральную Азию, как инициатора ЭПШП, в интересах обоих государств. Тем более, что реализация мегапроекта ЭПШП предполагает тесное взаимодействие с проектом по строительству Евразийского экономического союза, инициатором которого как раз является Россия. Понимание общности китайско-российских интересов нашло свое отражение в подписании 9 мая 2015 года в Москве совместного заявления о сотрудничестве по сопряжению Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Экономическим поясом Шелкового пути (ЭПШП). «Россия четко заявила о поддержке строительства ЭПШП, а Китай, в свою очередь, ясно выразил поддержку Евразийского экономического союза. После этого Китай и Россия начали совместное продвижение проектов экономического строительства» [3, с. 42].
В этом контексте важно отметить и то обстоятельство, которое в настоящее время способствует укреплению всестороннего стратегического партнерства Китая и России. Эта развязанная США торговая война с Китаем и антироссийские санкции США и Евросоюза. Антироссийская политика США и Евросоюза, а также торговая война США против Китая объективно усиливают китайско-российское взаимодействие в современном мире. Можно утверждать, что сегодня Россия и Китай как никогда раньше нуждаются в поддержке друг друга, если бы не было бы китайской опоры во внешнеполитической стратегии России, то Россию Западу действительно удалось бы изолировать и ослабить на международной арене. Точно так же без поддержки России Китаю гораздо сложнее было бы продвигать свой мегапроект ЭПШП. Таким образом, есть все основания предполагать о формировании китайско-российского стратегического союза, способного осуществить трансформацию всей системы глобального управления.
Как отмечают ведущие российские и китайские эксперты, «китайско-российские отношения в настоящее время находятся на историческом пике. Нам надо придерживаться принципов "совместных консультаций, совместного строительства и совместного использования" в рамках "пояса и пути", расширить региональные и географические преимущества Центральной Азии и России в объединении всей Евразии, что принесет реальное благополучие народам региона» [1, с. 43].
На II Международном форуме «Один пояс-один путь», который состоялся 26-27 апреля 2019 года в Пекине лидеры Китая и Росси в очередной раз подчеркнули актуальность и фундаментальность стратегического сотрудничества между обеими странами. В частности, в интервью китайской газете «Жэньминь Жибао» Владимир Путин сказал: «Запад яростно атакует нормы и принципы международного права. В попытках навязать свои собственные ценности и сомнительную идеологию другим странам применяются санкции, запугивание и давление. На этом фоне Россия и Китай представляют собой стабилизирующую силу. В планах Москвы и Пекина – сотрудничество по актуальным вопросам в рамках ООН, «Большой двадцатки», ШОС, БРИКС и АТЭС» [4].
Наглядным примером углубляющегося российско-китайского сотрудничества являются постоянные совместные морские учения. Такие учения под названием «Морское взаимодействие» - 2019 проводились с 29 апреля по 4 мая. Их цель – дальнейшее укрепление и развитие отношений стратегического партнерства и сотрудничества между двумя странами, углубление дружбы и взаимодействия между вооруженными силами Китая и России, а также повышение способности двух стран по совместному реагированию на угрозы безопасности на море.
На пути к Сообществу единой судьбы человечества
Открытая, инклюзивная, ориентированная на весь мир инициатива сотрудничества в рамках «пояса и пути» открывает новые горизонты всему человечеству. Роль идет о превращении «китайской мечты» в мечту всего человечества. Генеральный секретарь Коммунистической партии Китая Си Цзиньпин на ХIХ съезде КПК в октябре 2017 года сформулировал как для своей страны, так и для мирового сообщества социально-философскую концепцию развития современного мира. Эта концепция называется «создание сообщества единой судьбы человечеств». Вот как китайский лидер охарактеризовал деятельность КНР по продвижению к Сообществу единой судьбы человечества. «Всесторонне развивалась дипломатия великой державы с китайской спецификой. Была выработана многовекторная, многоуровневая и многомерная дипломатическая концепция, реализация которой создала для развития Китая благоприятные внешние условия. Реализуется инициатива совместного строительства «одного пояса и одного пути», по нашей инициативе создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, учрежден Фонд «Шелковый путь». В Китае проведен первый форум по международному сотрудничеству на высшем уровне в рамках инициативы «Один пояс и один путь», проходили неофициальная встреча лидеров АТЭС, саммит «Большой двадцатки» в Ханьчжоу, встреча лидеров БРИКС в Сямэне, саммит Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии. Мы выступили с инициативой создания «сообщества единой судьбы человечества», содействовали преобразованию системы глобального управления» [1, с. 51].
В современном мире есть только один народ, в котором гармонично сочетаются традиции и новации, прошлое и настоящее, культура и политика, старшее поколение и молодежь.
Жизнеспособность китайской нации уникальна. Имея мало земли, китаец обратил свои взоры к небу. Он назвал свою страну Поднебесной; расширяя тем самым свою родину до вселенских пределов. Если кого-то сегодня и можно назвать гражданином планеты, то только китайца. Тем самым подчеркивается всемирный характер китайского народа, его планетарная роль в судьбе человечества.
Лев Криштапович, доктор философских наук
Литература
1.Тавровский, Юрий. Первый юбилей / Юрий Тавровский // Китай. – 2018. - № 9. – C. 50-51.
2. Челлани, Брахма. Как Китай подгребает под себя весь мир. Ошеломляющие факты /https:// telescop-by.org/2018/12/05. (Дата доступа: 6. 12. 2018).
3.Сю Вэньхун. Пятилетка «пояса и пути» / Сю Вэньхун // Китай. – 2018. - № 9. – C. 42-43.
4.Путин: Запад навязывает свои ценности угрозами и давлением / https://regnum.ru/news/polit/261919.html (дата доступа: 25.04.2019).
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.