Проблема сохранения идентичности белорусов и опасность ее исчезновения активно муссируется «белорусизаторами».
В их понимании интеграционные процессы на постсоветском пространстве представляются как угроза для дальнейшего существования белорусского народа. В противовес евразийскому вектору предлагается европейский вектор интеграции. Подобная аргументация имела бы право на жизнь, если бы она соответствовала хотя бы минимальной реальности.
Во-первых, пока никакой европейской интеграции для нашей страны не предвидится, А на нет, как говорится, и суда нет. Тем более, что кризис в Европейском союзе, скорее всего, вообще закроет тему такой интеграции. Что касается «Восточного партнерства», то будем откровенны. «Восточное партнерство» – это программа, нацеленная против нашей интеграции с Россией и другими постсоветскими республиками, это инструмент привязки к себе элит постсоветских республик, чтобы они всячески противодействовали объединительным процессам на постсоветском пространстве. Но у нас реально идет евразийская интеграция. Так что будет игнорировать реальность и ждать у моря погоды? Это глупая, недальновидная политика.
Во-вторых, катастрофическая ситуация с положением белорусского этноса в Польше, в частности, в белостокском ареале, где из полумиллионного белорусского народа осталась лишь этнографическая группа в двадцать тысяч человек, показывает, как будет обстоять европейская интеграция в действительности. При такой европейской интеграции исчезнет не только белорусский язык и культура, но и сама Белоруссия.
Объективно «белорусизаторы» работают в интересах нынешних польско-шляхетских экспансионистов, цель которых превратить Белоруссию в восточные кресы Польши.
Попытки осуществления подобной «белорусизации» активно навязываются белорусскому народу на протяжении всей постсоветской истории. В чем здесь проблема? Дело в том, что специфика политической и культурологической ситуации в постсоветской Белоруссии обусловлена доминированием, условно говоря, польско-шляхетского сознания в сфере образования, культуры и идеологической работы. Это польско-шляхетское сознание включает в себя тех представителей интеллигенции, которые ведут свою мнимую родословную от польской шляхты, считая польскую знать выразителем белорусской ментальности, а Великое княжество Литовское и Речь Посполитую историческими формами белорусской государственности и ту интеллигенцию, которая не понимает действительных причин разрушения СССР и действительного положения нашей республики в современной системе международных отношений, а поэтому чисто школярски толкует о независимости Белоруссии и произносит глупости, заявляя, что «мы находимся между двумя крупными геополитическими игроками: с одной стороны – Россия, а с другой – Европейский союз. Иными словами, на сегодняшний момент мы оказались между «двух огней», которые находятся, скажем так, в состоянии враждебности».
Это очевидная дурость «белорусизаторов», ибо ставить в этом вопросе знак равенства между Россией и Европейским союзом – значит оправдывать провокационную и наглую политику западных русофобов в отношении России, союзником которой является Белоруссия. А также тех интеллигентов и полуинтеллигентов, которые в советское время помалкивали, а сейчас впали в антисоветский психоз. Объединяет их всех – антисоветизм и русофобия. Cобственно говоря, эта часть интеллигенции никакого отношения к белорусской интеллигенции не имеет. Вот почему ее правильно назвать польско-шляхетской, поскольку в ее сознании явно преобладает польско-шляхетская ментальность, о которой эта интеллигенция возможно и не подозревает, но, скорее всего, намеренно скрывает. И «белорусизаторство» этой части интеллигенции есть лишь прикрытие польско-шляхетских вожделений к Белоруссии, поскольку все это «белорусизаторство» вытекает из польско-шляхетских взглядов и концепций, основывающихся именно на отрицании русскости белорусов.
Белорусская же интеллигенция, которая сформировалась в советские годы и по своей ментальности остается советской, а следовательно, общерусской, несмотря на свое подавляющее большинство по сравнению с польско-шляхетской, в политике, образовании и культуре Белоруссии занимает подчиненное, второстепенное место. Специфика современной белорусской действительности такова: наверху государственной пирамиды находится человек, который по своим ментальным характеристикам является советским человеком, а значит – общерусским, а все ключевые должности (практически все) занимает польско-шляхетская часть «белорусизаторского» чиновничества, которая не верит ни в политику Александра Лукашенко, ни в белорусский путь, ни в Союзное государство, ни в Евразийский союз, а верит, образно говоря, лишь в «карту поляка». Если бы не было запрета государственным служащим приобретать «карту поляка», то вся эта польско-шляхетская часть чиновничества в Белоруссии была бы уже давно с «картой поляка».
Польско-шляхетская часть интеллигенции в Белоруссии исходит из той предпосылки (во многом правильной), что в ближайшей перспективе Запад останется реальной силой, которую будут вынуждены принимать в расчет все постсоветские деятели, в том числе и президенты. Поэтому не только субъективно (в смысле обеспечения своей карьеры и своих доходов), но и объективно (в плане сильного и постоянного давления со стороны Запада) эта интеллигенция cтремится заслужить благосклонность западной бюрократии и олигархии, старается выглядеть в глазах Запада этаким прилежным учеником, в каком-то смысле даже большим «западником», чем сами западники. Такова психологическая природа лакея, который является большим защитником интересов своего господина, чем сам господин. Объективно эта польско-шляхетская часть интеллигенции находится под прямым или косвенным внешним управлением Запада.
О чем это говорит? О том, что господствующая польско-шляхетская часть интеллигенции в Белоруссии всячески старается продемонстрировать свою лакейскую преданность США и Евросоюзу, Западу в целом, чтобы выпросить, так сказать, для себя американскую или евроуниатскую индульгенцию (визу) за свою греховную жизнь, чтобы легитимировать свое политическое бытие в настоящем и иметь гарантии своей перспективности в будущем. Именно отсюда проистекают реверансы этой части чиновничества в отношении США и Европейского союза, поскольку для нее важна именно «карта поляка», а не белорусская идентичность. Отсюда ее геополитическая и духовно-культурная ориентация на Запад, что находит свое отражение в постоянной словесной трескотне о диверсификации политических, культурных и экономических отношений; об очевидных, внешне лояльных, но внутренне полемичных, высказываниях о российской политике; о бюрократических, оторванных от жизни, заявлениях о «белорусском языке как гаранте безопасности государства», что явно противоречит референдуму 14 мая 1995 года, который гарантом безопасности государства как раз закрепил белорусско-русское двуязычие; о польско-шляхетских предложениях о сдачи экзамена на знание «мовы»; о неумных прожектах на тему учреждения «национального университета», как будто БГУ не является национальным университетом.
Во всем этом политическом, историческом и культурологическом словоблудии заключается коренная ошибка в понимании действительной белорусской истории и действительного места Белоруссии в системе европейских и международных отношений. В нем (словоблудии) отсутствует понимание того, что США и Евросоюзу нужна не «независимая» Белоруссия, а Белоруссия именно антироссийская, Белоруссия наподобие бандеровской Украины. Западные политики поэтому и не скупятся на похвалы этой польско-шляхетской части интеллигенции в Белоруссии, потому что на Западе понимают, что все разговоры о миротворческой роли Белоруссии на Европейском континенте, о Белоруссии как европейском государстве, о Белоруссии как члене «семьи европейских демократий» это хороший шанс для Запада оторвать Белоруссию от России, чтобы не только с украинской, но уже и с белорусской земли вести геополитическую войну против России и многополярного миропорядка.
Вот почему объективно желание сделать Белоруссию спокойной и безопасной страной неосуществимо на основе польско-шляхетской трактовки белорусской истории и на руку именно США и Евросоюзу, которые спят и видят, когда же и в Белоруссии удастся реализовать такой же антироссийский сценарий, как это им удалось осуществить на Украине в 2014 году.
Еще в середине XIX века белорусский этнограф Павел Михайлович Шпилевский, как бы предвидя нынешние дурости польско-шляхетских «белорусизаторов», прозорливо писал: «Есть на всей Руси большой край, который зовется Белоруссией. Живут там люди белорусские родные братья людей великорусских». Это означает, что белорусский и великорусский народы – родные народы, народы-братья, то есть они представляют единый общерусский народ. Белорус и русский – это родные братья, потому что они сыновья одной и той же матери – имя которой Русь.
Лев Криштапович, доктор философских наук
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.