ШОС как новая модель мирового развития
15 июня 2001 года была образована Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В настоящее время ШОС представлена 8 странами-членами (Индия, Казахстан, Китай, Кыргызстан, Пакистан, Россия, Таджикистан, Узбекистан), 4 странами-наблюдателями (Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия) и 6 странами-партнерами по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка).
Здесь важно отметить, что ШОС не просто возникла в начале XXI века, а что она представляет собой философско-смысловое продолжение известной Бандунгской конференции 29 стран Азии и Африки, которая состоялась 18–24 апреля 1955 года. Именно Китай впервые предложил пять принципов мирного сосуществования. Это принципы уважения территориальной целостности; признание равенства всех рас и наций; отказ от интервенции и вмешательства во внутренние дела; урегулирование международных споров мирным путем; уважение принципов и целей Устава ООН, в частности, принципа самоопределения народов. Как справедливо отмечает китайский эксперт Ли Синь, «Шанхайский дух» – это, по сути, продолжение и развитие «духа Бандунга» … «Шанхайский дух», продолжая пять принципов мирного сосуществования, содержит коррективы, учитывающие требования сегодняшнего времени. «Шанхайский дух» подчеркивает опорные для нашей эпохи ориентиры – мир, сотрудничество и развитие. Он отражает чаяния и потребности подавляющего большинства членов международного сообщества» [1, с. 29].
Чтобы сохранить несправедливость международных отношений, которая зиждится на бесплатном присвоении западными корпорациями природных и трудовых ресурсов незападного мира, США и Евросоюз стремятся противодействовать строительству Сообщества единой судьбы человечества путем культивирования всяческого недоверия к политике Китая. Ведь объективные эксперты прекрасно понимают, что ШОС способна не только парализовать все враждебные акции в отношении стран-участников этой организации, но и является главным условием реализации величественного проекта современности – построения Сообщества единой судьбы человечества.
В ряду информационной войны, развязанной Западом против Китая и России, используются следующие аргументы.
Китай скрытен, утверждают западные идеологи, а поэтому ему нельзя доверять. На чем основана эта аргументация? На том, что вся западная система построена на коммерческой и банковской тайне. Поэтому западные критики Китая сами того не осознавая, переносят свои представления с западного на китайское общество.
Китай, продолжают западные политологи, демографически огромен, следовательно, китайцы заполонят западные страны и наступит конец западному образу жизни, западному благоденствию. Что на это можно сказать?
В свое время Англия и Франция развязывали против Китая опиумные войны, травили китайцев наркотиками, грабили китайские ценности и это называли европейской цивилизацией, свободой торговли и европейской демократией. Китайцы же в западных странах, в отличие от европейцев в Китае, никого не грабят, никому не навязывают свои ценности, а устраивают производства, организуют торговые предприятия, тем самым решая проблему удовлетворения потребностей западных граждан. Разве не очевидно, что это не угроза, а благо как для китайцев, так и для европейцев.
Китай недемократичен, а поэтому заявляют западные эксперты, европейская демократия находится под угрозой. Здесь вся проблема в том, что необходимо понимать под демократией. Западные идеологи под демократией понимают власть денег. Кто имеет деньги – тот и демократ. У кого больше акций, тот еще больший демократ. Почему в западных трактатах США изображаются витриной демократии? Потому, что доллар США – это мировая валюта, следовательно, заключают западные политологи, США – это мировая демократия. Разумеется, это не демократия, а олигархия. В Китае же под демократией понимают интересы народа. И это абсолютно правильная трактовка подлинной демократии. В этом плане Китай сегодня является наиболее демократической страной в современном мире.
Как отмечают китайские политологи, их идеологическая доктрина «социализм с китайской спецификой», свою идеологию китайцы не навязывают в мировом масштабе «мечом и крестом», как это делает Запад и, особенно, США со своими так называемыми «толерантностью», «плюрализмом», «общечеловеческими ценностями». Китайцы не собираются копировать американскую гегемонию. Они хотят «для себя новой роли в мире с китайской спецификой» [2, c. 35].
Против России западные идеологи выдвигают такой аргумент. Дескать, Россия не уважает международное право, нарушает международный порядок, не признает территориальной целостности других государств, намекая на воссоединение Крыма со своей исторической родиной. Понятно негодование Запада по поводу крымского референдума, но все это не имеет ни какого отношения к нарушению международного права и принципа территориальной целостности государств. Наоборот, реализовав свое демократическое право на воссоединение Крыма с Россией, крымчане тем самым восстановили и принцип территориальной целостности своей страны, ибо исторически, цивилизационно, культурно, ментально Крым всегда считался неотъемлемой частью российской территории. Необходимо понимать, что во времена СССР, Крым был во владении Украины, но не в ее собственности, поскольку с точки зрения международного права, он принадлежал не Украине, а СССР. Приняв участие в разрушении СССР, украинская элита сама отказалась от принципа территориальной целостности и тем самым потеряла право на владение Крымом, что и было юридически зафиксировано на крымском референдуме о воссоединении Крыма с Россией.
Вот почему все аргументы западной идеологической машины, направленные против Китая теоретически несостоятельны, исторически некорректны и политически лживы.
Таким образом, ШОС следует рассматривать как цивилизационный проект создания новой системы международных отношений открытого типа. Фактически речь идет о выработке общего интереса не только для стран ШОС, но и для всего мирового сообщества. Если Запад к проблеме мирового развития подходит через призму блокового мышления и постоянной конфронтации с другими государствами, то принципом ШОС является идеал Сообщества единой судьбы человечества, которое основано на совместном развитии и прочном мире. Если Запад рассматривает развитие мира через войну, то ШОС исходит из того, что развитие мира может осуществляться только через мир.
Мировой характер ШОС проявляется и в том, что эта организация тесно сопрягается с еще одним китайским мегапроектом – экономическим поясом Шелкового пути (ЭПШП), поскольку «у ШОС и концепции ЭПШЛ общая направленность и общие целевые установки» [3, c. 36]. После расширения состава стран-членов ШОС в июне 2017 года, когда Индия и Пакистан стали полноправными участниками этой организации «численность населения на территориях государств вдоль “пояса и пути” около 4,4 млрд. чел., или 63% живущих на нашей планете» [4, c. 25], а суммарный ВВП всех участников ЭПШП составляет примерно 21 трл. долларов или 29% мирового показателя. Вообще «ШОС сыграло ведущую роль в продвижении более глубокого сотрудничества между странами вдоль “пояса и пути”» [3, c. 37], а строительство ЭПШП вполне закономерно «становится движущей силой развития ШОС» [5, c. 27].
Подобные интеграционные мегапроекты с принципиально новыми целями и средствами мирового развития не могли не найти поддержки среди подавляющего большинства государств мирового сообщества. В результате 17 марта 2017 года 15 стран – членов Совета Безопасности ООН «впервые включили инициативу “пояса и пути” и концепцию строительства «Сообщества единой судьбы» в резолюцию Совбеза ООН» [6, c. 5].
ШОС и Белоруссия
Все те позитивные достижения последнего двадцатилетия, которые достигнуты в отношениях Китая и России с полным правом относятся и к Белоруссии. Четверть века назад были установлены дипломатические отношения между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь. За эти годы, особенно за время президентства Александра Лукашенко, наши страны проделали огромную работу и достигли беспрецедентных результатов. Судите сами. Торговый оборот с Китаем превысил 3 млрд. долларов и Поднебесная вошла в тройку основных торговых партнеров Белоруссии в настоящее время. С участием китайского капитала в Белоруссии реализуются десятки важных проектов в энергетической, транспортной, аэрокосмической, строительной, автомобильной, научно-гуманитарной сферах. Развернуто интенсивное строительство Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», значение которого выходит за рамки традиционного экономического и торгового сотрудничества между странами. Речь идет о создании в нашей стране принципиально нового технологического уклада, инновационной экономики. Социалистический Китай является значительным фактором экономической и политической стабильности Беларуси. Интенсивно развивающиеся белорусско-китайские отношения во многом обусловлены стремлением нашей республики играть активную роль в Шанхайской организации сотрудничества. 16 июня 2009 года на заседании Глав государств-членов ШОС в Екатеринбурге Республика Беларусь получила статус партнера по диалогу ШОС, а 10 июля 2015 года в Уфе нашей стране был уже предоставлен статус наблюдателя при ШОС. Осталось пройти одну ступеньку, чтобы стать полноправным членом ШОС. Что Республика Беларусь не думает останавливаться на достигнутом, а стремится к получению статуса государства-члена ШОС, об этом говорил и Президент Александр Лукашенко 24 июня 2016 года в Ташкенте на юбилейном саммите Глав государств, посвященном 15-летию образования ШОС. На встрече с китайским лидером Си Цзиньпином Александр Лукашенко отметил, что Беларусь готова идти по пути углубления отношений с Китаем и Шанхайской организацией сотрудничества. Он, в частности, сказал: «Хочу Вас поблагодарить за то, что наша Беларусь – единственное из европейских государств получило статус наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества. Без поддержки великого Китая это было бы невозможно. Мы Вам весьма благодарны. Мы готовы быть «западными воротами» этой организации». Государственный визит Президента Александра Лукашенко в Китайскую Народную Республику 28-30 сентября 2016 года еще больше углубил всестороннее стратегическое партнерство между двумя странами. В самом факте постоянных и дружеских визитов на высшем уровне олицетворяется и воплощается единство политики Беларуси и Китая в современном мире. Как заявил Чрезвычайный и Полномочный Посол КНР в Белоруссии Цуй Цимин в связи с 67-летием со дня образования Китайской Народной Республики, «сотрудничество между Китаем и Беларусью стало образцом отношений между двумя странами в современном мире».
В контексте строительства Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» и активного участия Белоруссии в деятельности Шанхайской организации сотрудничества на повестку дня объективно выходит вопрос о новом формате торгово-экономического сотрудничества всех участников ШОС. Речь идет о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) на всем пространстве Большой Евразии. «В начале основания ШОС была поставлена задача содействия торгово-экономическому сотрудничеству между государствами-членами ШОС, по мере того как государства-члены ШОС продвигают успешное развитие торговли и инвестиций, ускоряют строительство «одного пояса и одного пути», создание ЗСТ ШОС также может быть поставлено на повестку дня» [7, с. 28]. При эффективном сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути это будет не только в значительной степени способствовать росту торговли и инвестиций внутри ШОС, но также может стать важным узловым пунктом развития на всем евразийском рынке. Создание зоны свободной торговли на всем евразийском пространстве может реально способствовать реализации идеи «интеграции интеграций» от Шанхая до Лиссабона. И здесь роль Белоруссии поистине уникальна, наша республика может служить соединительным звеном между Шанхайской организацией сотрудничества и Европейским союзом. Тем более такая «интеграция интеграций» в интересах самого Европейского союза. Дело в том, что общеевропейское пространство, как евросоюзовское, так и евразийское, можно уподобить сообщающимся сосудам и дестабилизация в одной части этого пространства согласно закону о сообщающихся сосудах неизбежно перебрасывается на другую часть общеевропейского пространства. Наивно думать, что можно укрепить безопасность и благополучие в Европейском союзе, не укрепляя безопасность и благополучие на евразийском пространстве.
XXI век, как бы ни пророчествовали западные оракулы, это не век однополярного миропорядка, не век «Конца истории» в понимании американского японца Френсиса Фукуямы. XXI век – это время завершения строительства того мироустройства, начало которому было положено Россией в 1917 году. Но одна страна в настоящее время уже не может выполнить эту философско-историческую роль. Все признаки ясно указывают, что эта историческая роль под силу лишь ШОС. Великая и гуманная социалистическая идея жизнеустройства человечества на принципах труда, справедливости, мира, сотрудничества народов, диалога цивилизаций, безопасности, теоретически оформившаяся на Западе в XIX веке, начало практической реализации которой положено Россией в ХХ веке, завершается ШОС в XXI веке.
Строительство Сообщества единой судьбы человечества и есть один из ответов на новые вызовы, которые стоят перед всей мировой цивилизацией и роль ШОС в этом мировом созидании является ключевой.
Лев Криштапович, доктор философских наук
Литература
- Ли Синь. Найти новую модель сотрудничества / Ли Синь // Китай. – 2016. – № 6. – C. 28-30.
- Тавровский, Юрий. Глобализм с китайской спецификой / Юрий Тавровский // - Китай. – 2017. - № 10. – C. 34-35.
- Сунь Чжуанчжи. Двойной механизм / Сунь Чжуанчжи // - Китай. – 2017. - № 5. – С. 36-37.
- Чжао Лэй. К общему пониманию / Чжао Лэй // - Китай. -2017. - № 5. – С. 24-25.
- Цзяо Сян, Лю Жуй. Планы ШОС одобрены / Цзяо Сян, Лю Жуй // - Китай. – 2017. - № 7. – C. 26-27.
- Ли Ся. Уйти от традиционной геополитики / Ли Ся // - Китай. – 2017. - № 5. – С. 5.
- Лю Ин. Следует ускорить строительство ЗСТ ШОС / Лю Ин // Китай. – 2016. - № 7. – C. 28-31.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.