15 июня 2001 года была образована Шанхайская организация сотрудничества (ШОС). В настоящее время ШОС представлена 6 странами-членами (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Узбекистан), 6 странами-наблюдателями (Афганистан, Беларусь, Индия, Иран, Монголия и Пакистан) и 6 странами-партнерами по диалогу (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция и Шри-Ланка). ШОС объединяет 18 государств, на территории которых проживает почти половина населения земного шара, а общий объем ВВП стран ШОС составляет около 40 триллионов долларов.
23–24 июня 2016 года в Ташкенте состоялся саммит стран-участниц ШОС, на котором принята десятилетняя Стратегия развития организации и запущена процедура принятия в члены ШОС Индии и Пакистана. Таким образом, можно с полным правом говорить, что ШОС с принятием в ее состав Индии и Пакистана превращается в планетарный центр силы современного мира. Президент России Владимир Путин в интервью агентству «Синьхуа», опубликованному в «Жэньминь жибао» 24 июня 2016 года, высказался за то, чтобы «ШОС становилась более масштабной организацией, приобретала всемирное значение» [1].
Здесь важно отметить, что ШОС не просто возникла в начале XXI века, а что она представляет собой философско-смысловое продолжение известной Бандунгской конференции 29 стран Азии и Африки, которая состоялась 18–24 апреля 1955 года. Именно Китай впервые предложил пять принципов мирного сосуществования. Это принципы уважения территориальной целостности; признание равенства всех рас и наций; отказ от интервенции и вмешательства во внутренние дела; урегулирование международных споров мирным путем; уважение принципов и целей Устава ООН, в частности, принципа самоопределения народов. Как справедливо отмечает китайский эксперт Ли Синь, «Шанхайский дух» – это, по сути, продолжение и развитие «духа Бандунга» … «Шанхайский дух», продолжая пять принципов мирного сосуществования, содержит коррективы, учитывающие требования сегодняшнего времени. «Шанхайский дух» подчеркивает опорные для нашей эпохи ориентиры – мир, сотрудничество и развитие. Он отражает чаяния и потребности подавляющего большинства членов международного сообщества» [2, с. 29].
Важно отметить, что Шанхайская организация сотрудничества не претендует на создание военного или политического блока, она изначально была ориентирована на диалог цивилизаций, на новую модель сотрудничества, когда члены организации не вступают в союзы и не действуют против какой-либо третьей стороны, на новую концепцию безопасности на основе доверия, взаимной выгоды и равенства. В этом и заключается диалектика ШОС как планетарного центра объединения, основанного не на западном блоковом мышлении, а на международном консенсусе, следовательно, приемлемого для всех стран, всего мирового сообщества. На примере ШОС видна уязвимость и ограниченность так называемых Трансатлантических и Тихоокеанских торговых и инвестиционных партнерств США. Это все-таки блоковая идея, а значит, она исходит из противостояния с не входящими в этот блок другими странами. Это очевидный анахронизм политического мышления и поведения западной господствующей элиты, который никоим образом не может служить подлинной моделью сотрудничества человечества в XXI веке. Следовательно, Китай и Россия, являющиеся инициаторами создания ШОС, и США и Европейский союз, продвигающие идею блокового партнерства, находятся по разные стороны исторического развития. Китай и Россия воплощают будущее человечества, США и Европейский союз – его прошлое, притом во многом колониальное прошлое. Китай и Россия представляют живые силы истории, а США и Европейский союз – мертвые. Поэтому, перефразируя слова Иисуса Христа, скажем: пусть живые страны идут за Китаем и Россией и предоставят мертвым США и Европейскому союзу погребать своих мертвецов.
Владимир Ленин в свое время, размышляя о перспективах мирового развития, указывал, что «исход борьбы зависит, в конечном счете, от того, что Россия, Индия, Китай и т. п. составляют гигантское большинство населения. А именно это большинство населения и втягивается с необычайной быстротой в последние годы в борьбу за свое освобождение, так что в этом смысле не может быть ни тени сомнения в том, каково будет окончательное решение мировой борьбы. В этом смысле окончательная победа социализма вполне и безусловно обеспечена» [3, с. 404]. ШОС в этом смысле прекрасная организация, которая объективно укрепляет единство действий трех великих стран – Китая, Индии и России на международной арене. Тем более, что Китай фактически является мировым экономическим лидером. Хотя формально США занимают первое место в мире, но реально, согласно данным МВФ, если использовать метод подсчета ВВП по паритету покупательной способности, то окажется, что по итогам 2014 года объем китайской экономики уже превысил объем экономики США (17,6 триллиона долларов против 17,4 триллиона долларов) [4, с. 1]. А 30 ноября 2015 года Международный валютный фонд объявил, что наравне с долларом США китайский юань является основной резервной валютой планеты. «Примечательно, что МВФ впервые за всю историю существования рассмотрел национальную валюту нового экономического субъекта в качестве резервной валюты мира» [5, с. 39]. В сугубо геоэкономическом аспекте это признает советник президента России Сергей Глазьев, который в интервью «БИЗНЕС Online» сказал: «США производят меньше, чем Азия. Китай производит больше, чем США, а Азия – больше, чем Европа и США вместе взятые. Баланс экономической активности уже сместился в сторону Азии»[6].
Благодаря Шанхайской организации сотрудничества появилась реальная возможность сопряжения двух грандиозных интеграционных проектов – Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза и вывести уровень сотрудничества Китая и России к новому качеству партнерства. 8 мая 2015 года Китай и Россия подписали совместное заявление о сотрудничестве по сопряжению строительства Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза. В тексте документа подчеркивалось, что «обе страны обязуются четко выполнять всю работу в рамках сотрудничества по сопряжению проектов Экономического пояса Шелкового пути и Евразийского экономического союза, что позволит обеспечить устойчивый рост региональной экономики, ускорить ее интеграцию, а также обеспечить региональную безопасность и развитие» [7, с. 23].
Все те позитивные достижения последнего двадцатилетия, которые достигнуты в отношениях Китая и России с полным правом относятся и к Белоруссии. Четверть века назад были установлены дипломатические отношения между Китайской Народной Республикой и Республикой Беларусь. За эти годы обе республики проделали большую работу и достигли неплохих результатов. Судите сами. За 2015 год торговый оборот с Китаем превысил 3 млрд. долларов и Поднебесная вошла в тройку основных торговых партнеров Белоруссии в 2015 году. С участием китайского капитала в Белоруссии реализуются десятки важных проектов в энергетической, транспортной, аэрокосмической, строительной, автомобильной, научно-гуманитарной сферах. Развернуто интенсивное строительство Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень», значение которого выходит за рамки традиционного экономического и торгового сотрудничества между странами. Речь идет о создании в Белоруссии принципиально нового технологического уклада, инновационной экономики. Социалистический Китай является значительным фактором экономической и политической стабильности Белоруссии. Интенсивно развивающиеся белорусско-китайские отношения во многом обусловлены стремлением Белоруссии играть активную роль в Шанхайской организации сотрудничества. 16 июня 2009 года на заседании Глав государств-членов ШОС в Екатеринбурге Республика Беларусь получила статус партнера по диалогу ШОС, а 10 июля 2015 года в Уфе Белоруссии был уже предоставлен статус наблюдателя при ШОС. Осталось пройти одну ступеньку, чтобы стать полноправным членом ШОС. Что Республика Беларусь не думает останавливаться на достигнутом, а стремится к получению статуса государства-члена ШОС, об этом говорил и президент Александр Лукашенко 24 июня 2016 года в Ташкенте на юбилейном саммите Глав государств, посвященном 15-летию образования ШОС. На встрече с китайским лидером Си Цзиньпином Александр Лукашенко отметил, что Белоруссия готова идти по пути углубления отношений с Китаем и Шанхайской организацией сотрудничества. Он, в частности, сказал: «Хочу Вас поблагодарить за то, что наша Белоруссия – единственное из европейских государств получило статус наблюдателя при Шанхайской организации сотрудничества. Без поддержки великого Китая это было бы невозможно. Мы Вам весьма благодарны. Мы готовы быть «западными воротами» этой организации».
В контексте развития Шанхайской организации сотрудничества на повестку дня объективно выходит вопрос о новом формате торгово-экономического сотрудничества всех участников ШОС. Речь идет о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) на всем пространстве Большой Евразии. «В начале основания ШОС была поставлена задача содействия торгово-экономическому сотрудничеству между государствами-членами ШОС, по мере того как государства-члены ШОС продвигают успешное развитие торговли и инвестиций, ускоряют строительство «одного пояса и одного пути», создание ЗСТ ШОС также может быть поставлено на повестку дня» [8, с. 28]. При эффективном сопряжении строительства Евразийского экономического союза и Экономического пояса Шелкового пути это будет не только в значительной степени способствовать росту торговли и инвестиций внутри ШОС, но также может стать важным узловым пунктом развития на всем евразийском рынке, что ШОС красноречиво и демонстрирует в своей разнообразной деятельности, начиная от экономических и кончая гуманитарными проектами.
Саммит ШОС, который состоится 8-9 июня в Астане, продолжит политику укрепления региональной безопасности, развития экономического сотрудничества, раскрытия транзитно-транспортного потенциала, углубления культурных и гуманитарных связей в контексте реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года
Вот почему ШОС выступает гарантией территориальной целостности и подлинной независимости всех ее членов. В этом и заключается исторический смысл ШОС.
Лев Криштапович, доктор философских наук
Литература
1. Вызовы, стоящие перед ШОС в процессе ее расширения // http://www.materik.ru/rubric/detail (дата доступа: 19.09.2016).
2. Ли Синь. Найти новую модель сотрудничества / Ли Синь // Китай. – 2016. – № 6. – C. 28-30.
3. Ленин, В.И. Лучше меньше, да лучше / В.И. Ленин. – Полн.собр. соч. – М., 1982. – Т. 45. – C. 389-406.
4. Черковец, Олег. На страже основ социализма / Олег Черковец // Правда. – 19-20 января 2016 года. – C. 1.
5. Цзунхэ. Жэньминьби включен в валютную корзину СПЗ / Цзунхэ // Китай. – 2016. - № 1. – C. 39-41.
6. «Признать США агрессором, пособником терроризма и отказаться от использования доллара» // http://www.nashaplaneta.su/news/sovenik_vladimira_putina/ (дата доступа: 10.10.2016).
7. Cопряжение стратегий ЭПШП и ЕАЭС / Китай. – 2016. - № 1. – C. 23.
8. Лю Ин. Следует ускорить строительство ЗСТ ШОС / Лю Ин // Китай. – 2016. - № 7. – C. 28-31.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.