САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Национально-культурная политика Республики Беларусь: проблемы и потенциал развития в рамках Союзного государства. Часть первая.

Национально-культурная политика Республики Беларусь: проблемы и потенциал развития в рамках Союзного государства. Часть первая.

« Назад

Национально-культурная политика Республики Беларусь: проблемы и потенциал развития в рамках Союзного государства. Часть первая. 29.06.2022 09:47

В условиях резкого роста агрессивности «коллективного Запада» во главе с США в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь жизненно важное значение для наших стран имеет упрочение и развитие Союзного государства. В связи с этим крайне актуальным является не только успешное выполнение 28 союзных интеграционных программ, созидание единого экономического и оборонного пространства, но и формирование в рамках Союзного государства общей политики в области культуры.

2022 год является в Республике Беларусь Годом исторической памяти, который в значительной степени посвящён исторической правде о подвиге советского народа в Великой Отечественной войне и о роли «западных демократий» в развязывании Второй мировой войны.

В то же время при всей принципиальной важности темы борьбы с гитлеровским нашествием историческая память народов Белоруссии и России не может ограничиваться только драматическими событиями периода Великой Отечественной и Второй мировой войн и должна охватывать всю многовековую историю Русской цивилизации.

В связи с этим Год исторической памяти в Республике Беларусь призван содействовать как формированию у граждан Республики Беларусь чувства гордости за подвиг советского народа, сокрушившего нацизм, так и осознанию исторического и национально-культурного единства с русским народом.

О том, насколько проводимая в Республике Беларусь культурная и национально-языковая политика лежит в русле стратегической линии на укрепление Союзного государства, о перспективных направлениях белорусско-российского взаимодействия в области культуры шла речь на состоявшейся недавно видеоконференции «Национально-культурная политика Республики Беларусь: проблемы и потенциал развития в рамках Союзного государства», в которой приняли участие белорусские и российские деятели культуры, историки, политологи и общественные деятели. Организаторами видеоконференции выступили Белорусское общественное объединение «Русь», Институт стран СНГ (Москва) при поддержке Корреспондентского пункта и радио Sputnik Беларусь.

 Участникам мероприятия для обсуждения были предложены следующие темы:  
•    Русский язык в Белоруссии - история вопроса и современное положение: образование, СМИ, транспортная система, топонимика.
•    Историческое и национальное самосознание населения Республики Беларусь: положение дел и возможные направления развития.
•    Православная церковь и культурно-цивилизационное самосознание белорусского народа.
•    Языковые особенности белорусской литературы: белорусский и русский языки – соперничество или гармония?
•    История Белоруссии в контексте общерусской истории: проблемы формирования общих подходов в преподавании истории в Союзном государстве.

Ведущий конференции Лев Евстафьевич Криштапович, доктор философских наук, профессор (Минск), обосновывая актуальность темы видеоконференции, отметил, что она особенно важна в связи с национально-освободительной операцией на Украине: «Нельзя рассматривать национально-освободительную операцию российской армии только в военном аспекте, потому что именно там сконцентрировалась суть национальной культуры. Киевский режим при поддержке коллективного Запада навязывал украинскому народу культуру, которая не имеет ничего общего с культурой украинского народа. Сегодня там происходит и битва за нашу историческую память, за нашу культуру, за наше миропонимание. Поскольку нынешний год в Республике Беларусь объявлен Годом исторической памяти, эта тема ещё больше актуализируется. Если мы не выиграем битву за нашу историю, за нашу культуру, мы исчезнем с исторической сцены». 

Нац.-культ.РБ и СГ, фото 1

 
Участники видеоконференции с белорусской стороны (слева направо): В.В.Шимов, А.А.Иванов, Л.Е.Криштапович, Н.М.Сергеев, А.В.Агафонов.

Иван Алексеевич Чарота, доктор филологических наук, профессор Белорусского государственного университета, академик Сербской академии наук (г. Минск), остановился на общем понятии культуры, а также о месте культуры в государстве. При этом выступающий отметил, что «истинная культура и искусство нуждаются в защите государства, которая предполагает, в том числе, их должное финансирование, т.к. культура явление не рыночное». 

Профессор Чарота также отметил, что историческая память как часть нашей культуры заключается в том, что у России, Белоруссии и Украины единое, общерусское этнодуховное пространство. Выступающий выразил сожаление, что в настоящее время «частью нашего триединого народа утеряна историческая память». Подчеркнул, что «подлинное национальное возрождение должно заключаться в возвращении к нашим общерусским ценностям».

Нац.-культ.РБ и СГ, фото 2

Участники видеоконференции с белорусской стороны (слева направо):
Д.В.Куницкий, И.Е.Сеньков, А.Л.Лопацкий, Ю.С.Зайцева, И.А.Чарота.

Александр Владимирович Фадеев, заведующий Отделом Белоруссии Института стран СНГ, профессор (Москва), отметил, что в таком понятии, как национальный интерес культуры, ведущая роль принадлежит государству. Он выразил настороженность по поводу содержания вводимого с 1 сентября в вузах Республики Беларусь курса «История белорусской государственности»: «Для всех постсоветских независимых государств есть общая характерная черта – это надуманное «удревление» собственной истории. Мы видим, к чему это привело Украину, и не хотелось бы, чтобы Белоруссия вступила на этот путь». При этом выступающий подчеркнул, что никто не отнимает у белорусов право на государственность и на национальное самосознание, но «удревлять» искусственно – это ненаучно, и идти по этому пути нельзя». В подтверждение своего посыла Александр Фадеев привел факт отсутствия письменных источников, свидетельствующих о древности белорусской государственности и народности. 

«Преждевременно вводить в вузах этот обязательный курс, т.к. в науке ещё не устоялось понимание того, когда на исторической арене появился белорусский этнос. Мнение историков в этом вопросе очень различаются. Что касается собственно белорусской государственности, то говорить о ней ранее ХХ века вообще не приходится. Если идти по этому пути, мы неизменно теряем наш единый общерусский корень». 

Кирилл Александрович Фролов, заведующий отделом по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института стран СНГ (Москва), остановился на роли Белорусской Православной церкви (БПЦ) как неотъемлемой части Русской Православной церкви (РПЦ) в деле упрочения общерусского национально-культурного и цивилизационного единства Белой Руси и Великороссии, т.е. нынешней Российской Федерации. Отметил, что с приходом к руководству Белорусского Экзархата РПЦ митрополита Вениамина в БПЦ начались заметные оздоровительные процессы, но, чтобы они приобрели действительно необратимый характер, необходимо довести до завершения дело прославления великого борца за торжество Православия на Западной/Белой Руси митрополита Иосифа Семашко.

Обратил внимание, что за последние десятилетия в белорусском общественном сознании, в системе образования глубоко укоренился польско-шляхетский, по сути, антибелорусский, взгляд на прошлое белорусского народа, используя который, недруги Русского мира пытались толкнуть Белую Русь на гибельный путь Украины. Поэтому предстоит большая и кропотливая работа по восстановлению общерусской основы национального самосознания белорусов, и на этом поприще у Белорусской Православной церкви трудов непочатый край.  

Показательно, что несколько лет назад белорусская православная общественность выступила с заслуживающим самое пристальное внимание предложением: именовать главу Белорусского Экзархата – Патриарший Экзарх всея Белой Руси. Пока это предложение не осуществилось, но работать над этим необходимо.

Нац.-культ.РБ и СГ, фото 3

Участники видеоконференции с российской стороны (слева направо):
А.В.Фадеев, К.А.Фролов.

Андрей Аркадьевич Иванов, общественный деятель, председатель оргкомитета по созданию партии «Отечество» (г. Минск), отметил, что идёт историческая борьба цивилизации Запада и цивилизации Севера, основой которой является Русский мир. 

В течение трёх десятилетий недруги Руси пытались оторвать белорусов от их подлинных русских исторических истоков, навязать белорусскому обществу лживый посыл о том, что Белая Русь и Россия не родные друг другу. И, к сожалению, надо сказать, что эти злонамеренные усилия наших цивилизационных и геополитических противников нашли отклик у части белорусского общества, что в итоге вылилось в драматические события 2020 года, едва не обернувшиеся разрушением белорусско-российского Союза и национальной катастрофой, сродни украинской.  

Благодаря решительным действиям правоохранительных органов и активной позиции патриотической общественности антинациональный прозападный мятеж был подавлен, но «грибницы», его губительной идеологии продолжают распространять свои споры в обществе. Поэтому в настоящее время в условиях, когда Запад развязал гибридную войну на уничтожение России и Белоруссии, особенно важно сосредоточить усилия на идеологическом фронте. 

В свое время выдающийся русский мыслитель, уроженец Витебщины Николай Лосский дал очень ёмкое определение судьбы белорусского народа: «Вся история белорусов – это их борьба за свою русскость». Именно этот ключевой посыл должен стать красной нитью в идейно-воспитательной работе с белорусским населением.

Всеволод Владимирович Шимов, кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Белорусского государственного университета (г. Минск), остановился на вопросе воспитания в обществе понимания общерусского единства. В своём выступлении Всеволод Шимов проследил развитие концепции самоопределения в белорусском обществе, отметив внутренние противоречия формирования белорусского самосознания и белорусской государственности. «В советское время исторически естественное триединство русского народа было заменено на доктрину братских восточнославянских народов. После распада СССР концепция братства была отброшена, и на первый план вышла националистическая схема «белорусы – не русские». До сих пор проблема национального самосознания в белорусском обществе не проработана. В будущем это чревато конфликтами и противоречиями. В 2020 году был первый звоночек этих противоречий. Ведь выросло целое поколение, воспитанное на отрицании общерусского единства. Поэтому чрезвычайно важно поднимать эту тему и полноценно развивать концепцию общерусского единства. То, что Республика Беларусь состоялась как полноценное государство, никак не противоречит идее культурно-исторического триединства нашего народа».

Нац.-культ.РБ и СГ, фото 4 (2)

Участники видеоконференции с российской стороны (слева направо):
А.В.Фадеев, И.И.Скориков.

Иван Иванович Скориков, политолог (Москва), отметил, что т.н. «белорусский национализм» есть явление сугубо антирусское, появление которого обусловлено искусственным искажением исторической памяти. Подчеркнул, что основная причина этого — «конструированная история Белоруссии». А начало этому неблаговидному процессу было положено в советское время. 

С точки зрения советской историографии, титульные народы союзных республик должны были вести «национально-освободительную борьбу» против «проклятого самодержавия». Однако такой подход в корне противоречил истории Белой Руси. Русские предки белорусов вели длительную борьбу за освобождение от владычества польско-католических магнатов и Речи Посполитой, а государь Русского царства, а затем Российской империи, был для них «Белым царем», носителем Правды и Справедливости. 

Если во времена Российской империи на территории Белоруссии и были восстания против русских государей, то это были мятежи польско-католической шляхты, которая намеревалась восстановить своё владычество на Белой Руси. И во время этих мятежей предки белорусов твёрдо стояли на стороне русских государей. Особенно это проявилось во время польского мятежа 1863 года, когда белорусские крестьяне и горожане поддержали действия гродненского, минского и виленского генерал-губернатора М.Н.Муравьева и внесли существенный вклад в разгром мятежников. Следует заметить, что граф Муравьев очень много сделал для сохранения и возрождения собственно белорусской культуры (в советское время это окрестили «русификацией»), но в последующем его имя было очернено.

Отношение белорусов к Российской державе как к своему государству никак не вписывалось в догматы партийно-советской национально-государственной политики: «все народы боролись с царизмом». Поэтому, начиная с 20-х годов XX столетия, белорусская советская историография занялась конструированием (подгонкой под некий историографический шаблон) белорусского прошлого, не связанного с исконной русскостью белорусов. Как это кому ни покажется странным, но идеологическая база для совершенно противоестественной для Белоруссии русофобии была создана в советское время.
Поэтому одной из важнейших идеологических задач при строительстве Союзного государства должен стать решительный отказ от фальшивой доктрины пусть и братских восточнославянских, но разных народов. Гуманитарным фундаментом союзного строительства должна стать идея общерусского национально-культурного и цивилизационного единства.

Окончание.

Пресс-служба БОО «Русь»


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru