Дмитрий Валерьевич Куницкий, магистр философских наук, научный сотрудник института философии Национальной академии наук Беларуси (г. Минск), поднял тему взамоотношений русского и белорусского языков.
Подчеркнул, что проблема белорусского языка не такая простая, как кажется. На первый взгляд может показаться, что белорусский язык является однозначной меткой национализма, принадлежности к противоположной нам стороне. И жёсткое противостояние ему является стратегическим направлением поддержания русскоязычности населения, которое преобладает в Республике Беларусь.
В действительности же русоофобствующий национализм может быть и русскоязычный. Самый наглядный пример тому – Украина, где пресловутый нацистский полк «Азов» был сформирован в большинстве своем из русскоязычных добровольцев, не пользовавшихся в жизни украинской мовой. В то же время украинская мова выступает для русскоязычных украинских нацистов в качестве некоего фетиша.
Нечто подобное имело место и во время «гибридного мятежа» в Белоруссии в 2020 году, когда русскоязычные и при этом русофобствующие толпы едва ли не молились на «белмову».
Из этого следует вывод, что белорусская/украинская мова при определённых обстоятельствах может служить мощным средством искажения национального самосознания даже без её практического применения.
Здесь важен ключевой посыл, который состоит в том, что в Белоруссии имеются две формы существования белорусского языка.
Первая – это белорусское наречие русского языка, которое помимо прочего способствует укреплению русского самосознания белорусов, развивая их самобытность, и даже может подпитывать сам русский язык.
А вторая – это противопоставляемый русскому языку «независимый национальный язык», направленный на подрыв русского самосознания белорусов, и даже развитие враждебности к нему. При этом отдельная опасность истекает от скрывания этой двусмысленности. А вот раскрытие этой двойственности носит одновременно миротворческий, народосозидательный для белорусов и союзосозидательный характер.
Важно было бы проследить историю языкового вопроса в Белоруссии. Причём не с языковедческой точки зрения, а с общественно-цивилизационной. Это сразу бы раскрыло всю искусственность якобы имеющих место в Белоруссии языковых противоречий.
Исторически, с древних времён родным для предков белорусов был русский язык. Какие-то диалектические особенности могли появиться ещё во времена Киевской Руси.
Позднее, после Кревской унии 1385 года, в результате которой Литовско-Русское великое княжество оказалось под владычеством Польши, началась многовековая борьба Западной Руси против полонизации, которая имела самые разные формы: вооружённые выступления и освободительные войны; просветительская деятельность и юридические вопросы.
Есть в истории Западной Руси такая личность, как канцлер Великого княжества Литовского и Русского Лев Сапега. Деятель крайне неоднозначный и противоречивый, но значится за ним одно благое дело. Благодаря ему в Статуте великого княжества 1588 года за русским языком был закреплен (говоря современным языком) статус государственного. Этот шаг был стремлением юридически оградить западнорусские земли, входившие в состав польско-литовского королевства, от нарастающей полонизации. Однако через сто лет в 1696 году сейм Речи Посполитой запретил использовать русский язык на всей территории этого государства.
После возврата в конце XVIII западнорусских/белорусских земель в лоно русской государственности борьба против русскости белорусов со стороны польско-шляхетских кругов вплоть до 1917 года велась масонско-иезуитскими методами, в основе которых лежала пропольская историческая ложь.
В советское время партийные идеологи навесили на русскую основу национального самосознания белорусов ярлык «великодержавного шовинизма».
Общественно-политические условия после 2020 года способствуют продвижению здоровой политики по отношению к белорусскому языку на русско-патриотических началах. После 2020 возникли два условия: во-первых, национально-сепаратистские силы себя засветили и на уровне оппозиции, и на уровне гос.учреждений, в т.ч. АН (тем самым они вошли в антагонизм с властью); во-вторых, произошло снятие напряжённости в отношениях белорусско-российского руководства на предмет подозрения со стороны российского руководства на посягание на белорусский суверенитет.
Озвучу несколько направлений, за которые стоило бы бороться патриотическим сообществам:
- необходимо формирование общественной доктрины здорового иерархического билингвизма, при котором русский язык признавался бы родным, и одновременно соподчиненного белорусского наречия, раскрытого академиком Карским.
- перед научным сообществом стоит задача обоснование этой доктрины. Разоблачение мифа о русификации. Научного признание русскоязычной литературы белорусской. Важна работа по ограждению белорусского языка от инородного влияния, прежде всего, англофикации, а также и перспективного – деполонизация.
- крайне важна просветительская деятельность, в т.ч. в сфере образования, где доминируют шляхетские писатели.
Юлия Станиславовна Зайцева, первый секретарь Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь, заместитель руководителя Представительства Россотрудничества в Белоруссии.
Отметила злободневность заявленной темы не только для Белоруссии и Российской Федерации. Предложила провести подобное мероприятие с более расширенной географией с приглашением участников из Молдавии, Казахстана, Армении и других государств, где есть Русские Дома, российские соотечественники и население, говорящее на русском языке. К сожалению, в ряде постсоветских стран существуют серьёзные проблемы с образованием на русском языке, с проведением мероприятий, посвящённых Великой Победе и русской истории. Например, в Молдавии запрещено использовать георгиевские ленточки, а русофобия выступает едва ли не официальным курсом молдавского государства.
События, связанные с проведением освободительной военной операции на Украине, не только встряхнули весь мир, но и выявили недостатки и проблемы, которые накапливались в сфере гуманитарного сотрудничества на постсоветском пространстве. И Союзное государство не исключение. В настоящее время российско-белорусские отношения касаются не только двух наших стран – они оказывают огромное влияние на всё постсоветское пространство и поэтому находятся под пристальным вниманием. Всё это требует от нас системного и нешаблонного подхода.
Наступил такой момент, когда от общественных объединений, от российских соотечественников, представителей Русской Православной церкви, от экспертного и научного сообщества требуются совместные и слаженные усилия.
Перед нами стоят задачи по защите всего Русского мира и нашего общего культурного кода. И для этого есть прочная основа – это наши многовековые культурные и исторические связи, добрососедские и родственные отношения. Необходимо отметить, что Россотрудничество как орган федеральной исполнительной власти прикладывает в этом направлении значительные усилия.
Хотелось бы, чтобы высказанные сегодня мнения и рекомендации легли в основу предложений для нашей дальнейшей совместной деятельности.
Артём Владимирович Агафонов, Председатель оргкомитета Республиканского общественного объединения «Гражданское согласие» (г. Минск).
В первую очередь хочу обратить внимание: ключевая уязвимость всей белорусской идеологической системы – это отсутствие ясного и недвусмысленного цивилизационного выбора. Прозападная т.н. оппозиция отвечает на идеологический вопрос весьма конкретно: они транслируют повестку (точнее, проводят интересы) Польши и Евросоюза. Стержнем официальной идеологии выступает «белорусско-центричная модель», в рамках которой учёные мужи от идеологии в течение всего периода суверенитета пытаются выстроить некую конструкцию, в которой белорусы – древнейший народ, у которого государственность была с незапамятных времен. Но ведь это откровенная фальсификация. На самом деле белорусы обрели государственность благодаря Советскому Союзу в XX столетии.
Один из идеологов «белорусско-центричной модели» депутат нижней палаты парламента Игорь Марзалюк является автором такого ходульного словосочетания, как «белорусский мир», который он сочинил в противопоставление понятию Русский мир. Очевидно, что это абсолютно искусственно. Подобная позиция направлена на отрыв белорусов от общерусского мира. Сейчас подобное отдаление способно привести к самым губительным последствиям. Национальная катастрофа на Украине тому яркий пример.
Белорусы принадлежат к Русской цивилизации. Об этом свидетельствует вся история Белой Руси и то, что белорусы с рождения говорят на русском языке; мы разделяем русский культурный канон.
В 2020 году, в том числе из-за серьезных ошибок власти в области идеологии, мы получили мятеж носителей антинационального прозападного лозунга «Беларусь – в Европу».
В мае 1995 года на референдуме белорусским обществом был сделан абсолютно правильный цивилизационный выбор, когда белорусские граждане проголосовали за государственное белорусско-русское двуязычие, за единство Белоруссии и Российской Федерации. Однако вопреки волеизъявлению граждан ряд государственных ведомств под видом заботы о белорусском языке стали продвигать ползучую дерусификацию. За последние годы из транспортной системы практически полностью устранён русский язык. На уличных указателях вместо русского языка появилась абсолютная фальшивка, т.н. белорусская латинка. Государственная языковая политика должна строиться в соответствии с выбором народа и Конституцией Республики Беларусь, а не подстраиваться под мертворожденные конструкции «свядомай» интеллигенции.
Полагаю, что белорусские власти должны деполитизировать, насколько это возможно, языковой вопрос в Белоруссии. Потому что это вопрос крайне взрывоопасный.
Андрей Леонидович Лопацкий, генеральный директор Международного фонда социальной и экономической поддержки деятелей культуры и искусств.
Центробежные тенденции, которые начались и оформились при развале СССР, ещё не преодолены. Развал Советского Союза как великой державы был инициирован из центра. Мы как периферия не были тогда настроены на развал. После разрушения Советского Союза прошло уже более тридцати лет, но инерция разрушения продолжает сотрясать бывшие советские республики.
Центробежные силы до сих пор толкают некоторых белорусских «навуковцев» высасывать из пальца некую отдельную от русского народа «самость».
Это может быть устранено только тогда, когда чёткие смыслы будут оформлены в центре, т.е. в Москве. Должны быть выработаны смыслы, на основании которых тенденция центробежная превратится в центростремительную.
Пока мы не будем признавать смыслы – роль в Великой Победе Сталина как верховного главнокомандующего, Красного знамени Победы и т.д. – до тех пор не будет понимания со стороны тех, кто разбегается. Республика Беларусь не убежала благодаря роли личности в истории. Иначе была бы у нас такая же ситуация, как на Украине.
Как только появляются смыслы, сразу появляется понимание того, что культура не может быть доходным дельцем.
В связи с этим есть два предложения. Во-первых, хотелось бы, чтобы белорусско-российская дискуссия о смыслах носила постоянно действующий характер.
Во-вторых, необходимо вовлечь в упомянутую дискуссию белорусских и российских депутатов, что позволит донести смыслы до власть имущих.
Игорь Евгеньевич Сеньков, кинорежиссёр, актёр (г. Минск).
Искусство и культура неотделимы, а важнейшим из всех искусств является кино, как в своё время говорил классик. Мы сегодня говорим много важных вещей, но дойдут ли они до потребителя? Что мы можем сделать? Написать книгу, которую не прочитают? Придёт с работы, включит телевизор или интернет – и это на сегодняшний день является главным инструментом, формирующим общественное сознание. К сожалению, мы практически отдали это орудие по взращиванию культуры нашего населения в руки врагам.
Министерства культуры РФ и РБ весьма слабо взаимодействуют в налаживании партнёрских программ. Мы являемся разными государствами в идеологии и культуре.
Привёл личный пример: снял картину, которая прошла в РБ, но деньги с проката, чтобы заплатить съёмочной группе, были небольшие. Обратился за помощью в Минкультуры РФ, там отказали, сославшись на множество законов. Т.о. приходится свидетельствовать, что между государствами-субъектами Союзного государства нет должного взаимодействия в гуманитарной области. А когда стали разбираться в таком холодном приёме, то оказалось, что весь российский кинопрокат находился, по крайней мере в то время, в руках четырёх американских компаний и только одной российской (Бондарчук). При этом американские держатели российского проката предложили отказаться от патриотического «неформата» и заняться кино «на потребу». В условиях крайней враждебности Запада в отношении России, Белоруссии и в целом Русского мира необходимо незамедлительно решать вопрос с наполнением белорусского и российского кинопроката качественной отечественной кинопродукции. Если телевидение более-менее справляется с задачей объективного освещения событий, то кинематографу ещё очень много предстоит работать, чтобы в выйти на высокий идейно-художественный уровень.
Николай Максимович Сергеев, председатель Белорусского общественного объединения «Русь» (г. Минск), Представитель Института стран СНГ в Белоруссии.
Отметил, что еще в середине XX столетия выдающийся русский философ, уроженец Витебщины Николай Лосский дал ёмкое определение смыслу белорусской истории, который призван стать стержнем идеологии белорусского государства: «вся история белорусов – это их борьба за свою русскость».
Народно-освободительная борьба Западной/Белой Руси началась в 14 веке. Но это была борьба не за государственность, а за русскость.
Обратил внимание, что идея Руси находит среди белорусского населения достаточно широкий положительный отклик. Само название – Белая Русь, Беларусь, Белоруссия – в основе котором корень «Русь», воздействует на сознание. Так что перспектива имеется, нужно только работать.
Уже больше столетия белорусов пытаются убедить, что русский язык является привнесённым извне. Но это не так. Русский язык только в литературной форме известен на территории современной Белоруссии со времен крещения Руси. А в статуте Великого княжества Литовского и Русского 1588 года за русским языком был закреплён статус государственного: «писарь повинен по-русски, а не иным языком и словы писати».
Русский язык – исконный и родной для белорусов (понятно, что язык XVI в. и XXI в. отличаются, но суть остается). Это важно донести до каждого. Русский язык – это общее достояние и России, и Белоруссии, и Украины. Это должны понимать и россияне, которые приезжают в РБ.
Те, кто проводят линию на сокращение области использования русского языка, прикрываются якобы заботой о белорусском языке. В связи с этим возникает вопрос: как может пострадать белорусский язык, если остановки в метро, в троллейбусах и автобусах будут объявляться по-белорусски и по-русски? Понятно, что никак, т.к. русский и белорусский языки дополняют друг друга. Отсутствие русского языка в работе транспорта и топонимике не только создают массу неудобств как жителям, так и гостям республики, но и наносит ущерб авторитету Республики Беларусь как неприемлемой русофобский национализм, в первую очередь, в Российской Федерации в свете драматических событий на Украине. Понимают ли это должностные лица?
В 2006 году Варшавой была принята программа строительства IV Речи Посполитой, которая нацелена на отрыв Республики Беларусь от России и разрушение Союзного государства.
Причём воплощалась эта программа путем внедрения «польщизны» (восприятие истории и будущего Белой Руси сквозь призму польско-шляхеских интересов) ползучими методами. При этом особое внимание уделялось созданию сети проводников «польщизны» в системе образования, транспорта и туризма. Всё это было направлено на «разрыхление» системы государственной власти и белорусского общества. Обрушение Республики Беларусь как государства должно было произойти в ходе президентской кампании 2020 года.
Однако благодаря решительности главы государства, верности присяге силовых структур и поддержке патриотически настроеной части общества антинациональный мятеж был разгромлен.
В 2020 году и в последующее время русофобская антинациональная «накипь» была снята, но внутри государственных структур в значительной степени сохранились в большинстве своём неявные проводники «польщизны», которые препятствуют установлению белорусско-русского двуязычия в транспортной системе и топонимике.
Для того, чтобы нейтрализовать подобную злонамеренную деятельность, надлежит направить усилия на пробуждение и упрочение общерусской основы национального самосознания белорусского народа.
Необходимо, чтобы каждый белорусский гражданин ясно осознавал, что Белая Русь – это западный форпост Русского мира.
Пресс-служба БОО «Русь»
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.