В настоящее время на территории исторической России (бывшего СССР) осуществляется три пересекающихся интеграционных проекта с центральной ролью Российской Федерации – ЕАЭС, ОДКБ и Союзное государство. Если посмотреть на эти интеграционные объединения с цивилизационной точки зрения, то картина вырисовывается весьма разношерстная.
Республика Беларусь и Российская Федерация относятся к православной Русской цивилизации, Армения в национально-культурном отношении стоит особняком, но относится к христианскому миру, и это ее сближает с Белоруссией и Россией. Таджикистан – страна мусульманская, но при этом все же индоевропейская, что ее в какой-то степени роднит с индоевропейскими же Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Арменией. Казахстан, Киргизия и Узбекистан - страны тюркские и мусульманские, и на них с вожделением смотрят стратеги доктрины Великого Турана.
ОДКБ объединяет государства раннее входившие в СССР, но которые имеют разную этнокультурную и цивилизационную направленность
Таким образом, в ЕАЭС и ОДКБ входят страны разной этнокультурной и цивилизационной направленности, что делает эти объединения рыхлыми, и их союзническая монолитность в перспективе выглядит проблематичной, в том числе и по причине отсутствия в настоящее время общей для государств-участников ОДКБ и ЕАЭС идеи способной их сцементировать.
При всей незавершённости и существующих недостатках ядром и движителем интеграционных процессов на постсоветском пространстве является Союзное государство. Это единственное интеграционное объединение, не содержащее внутри себя межцивилизационных противоречий.
Периодически возникающие между странами-субъектами Союзного государства споры и даже скандалы преходящи по своей сути и имеют сугубо экономическую природу. В национально-культурном отношении, исторически и цивилизационно Белоруссия и Великая Россия принадлежат к великой цивилизации Русского мира, и это является главной скрепой белорусско-российского Союза. К сожалению, это, казалось бы, очевидное обстоятельство практически не учитывается при союзном строительстве.
Конечно, белорусский и российский президенты время от времени говорят о том, что белорусы и великороссы (русские) – это единый народ, но дальше разговоров, пусть и высокопоставленных и ответственных лиц, дело не движется.
Союзное государство строится уже два десятка лет, но возводится оно на безыдейной основе, что непосредственно вытекает из действующего Договора о создании Союзного государства. В статье 2 Договора, определяющей цели Союзного государства, говорится о «повышении благосостояния и уровня жизни», о «создании единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики».
Союзное государство – это не просто взаимовыгодный союз, это Русский мир
Отсюда следует, что конструкция Союзного государства возводится исключительно на экономическом интересе, но лишь одна материальная выгода не может быть надежной основой здания союзной государственности. Тем более, что она категория переменчивая: сегодня выгоден один торгово-деловой партнер, а завтра – другой.
Таким образом, союзы, основанные на одном лишь материальном интересе, не могут быть прочными по определению. В том числе и потому, что элиты государств, участвующих в подобных союзах, посредством адресных финансовых вложений могут быть геополитически переориентированы в пользу внешнего инвестора.
Идея Русского мира, в основе которой лежат принципы справедливого устройства общества и миропорядка, базирующаяся на исконных ценностях народов Северной Евразии, является по сути универсальной идеей, устремленной в будущее. Идея Русского мира способна стать мощнейшей общерусской и общесеверноевразийской скрепой, делающей необратимыми процессы постсоветского воссоединения.
Этого крайне опасаются недруги России и бывших советских народов, и поэтому главным орудием в политической войне против Русского мира является русофобия, т.е. насаждение враждебного отношения вплоть до ненависти ко всему русскому на всем постсоветском пространстве.
Русофобия - тяжелая психическая патология
Но если в неславянских государствах СНГ русские преподносятся как некая внешняя или пришлая враждебная сила, то, к примеру, в Белоруссии русофобия нацелена на радикальное искажение национального самосознания белорусов. И главным инструментом этого выступает пресловутая доктрина польщизны, которая предполагает навязывание восточнославянскому (т.е. русскому по происхождению) населению Белоруссии восприятия прошлого, настоящего, а значит, будущего своего народа сквозь призму польско-католических интересов. При этом надо понимать, что польщизна направлена не на переделывание белорусов в поляков (хотя подобный ход событий также не исключается), а на изменение их культурно-цивилизационной принадлежности, т.е. в формировании у белорусского населения чуждого, а то и враждебного отношения к России и Русскому миру.
На Западе уже имеется опыт радикального искажения самосознания у восточнославянского населения – это Украина, которая, по сути, уже превращена в антиРоссию. Однако Белоруссия в отличие от Украины является субъектом Союзного государства, государством-участником ОДКБ и ЕАЭС и по этой причине ограждена от явного вмешательства Запада в ее внутренние дела, не говоря уже о какой-то внешней агрессии.
Поэтому, чтобы втянуть Белоруссию в процесс «строительства Четвёртой Речи Посполитой», в отношении её проводится стратегия т.н. мягкой силы, которая предполагает достижение геополитических целей гуманитарными методами, с использованием таких областей, как культура, образование, туризм, топонимика и транспортная система.
Особенно это заметно в языковой сфере. Русский язык, имеющий государственный статус в Республике Беларусь и на котором постоянно говорит фактически все население республики, никак не используется на дорожных указателях, его нет на табличках с названием улиц; в общественном транспорте по-русски не объявляют остановок и не делают объявлений.
В Белоруссии два государственных языка, но на дорогах указатели
только на одном из них, да еще и по-английски. Почему?
К сожалению, приходится констатировать, что в русле пресловутой польщизны на общественное сознание воздействует и существующая в республике система исторического и в целом гуманитарного образования. В ходе изучения истории Белоруссии в сознание школьников и студентов внедряется ложная мысль, что Великое княжество Литовское (русская составляющая этого средневекового государства замалчивается) и Речь Посполитая якобы являлись историческими формами белорусской государственности, а жестоко угнетавшие предков белорусов польские магнаты и шляхта выдаются за белорусских национальных героев. К категории последних отнесены и те представители западнорусской знати, которые отказались от своего народа, русского имени и православной веры предков.
Многовековая народно-освободительная борьба западнорусского/белорусского народа преподносится или как распри князей и магнатов, или как антифеодальные и антирелигиозные выступления крестьян и горожан. И не более того. А помощь со стороны Русского государства западнорусским/белорусским повстанцам, боровшимся против польско-католического гнета, и покровительство Российской державы, гонимой в Речи Посполитой Западнорусской православной церкви, выдаётся за агрессивную политику со стороны России. И таким образом, прямо со школьной скамьи белорусские граждане приучаются воспринимать историю Белоруссии через призму польщизны.
В настоящее время Республика Беларусь является ареной соприкосновения двух несовместимых цивилизационных проектов - Русского мира (одним из проявлений которого является проект Союзного государства) и Четвертой Речи Посполитой. Причем, если интеграционные проекты, в которых участвует Республика Беларусь (Союзное государство, Евразийский экономический союз), имеют преимущественно социально-экономическую направленность, то доктрина Четвертой Речи Посполитой носит исключительно идеологический характер и нацелена на формирование в белорусском обществе отчуждённого отношения к России и Русскому миру.
Королевство Польское/Четвертая Речь Посполитая «от моря до моря»
несбыточные грёзы современной Варшавы
Идеи польщизны продвигаются в белорусское общество под ширмой т.н. «берарушчыны» и направлены на устранение общерусской основы национального самосознания белорусов. Работа строится с прицелом на будущие изменения в руководстве республики (рано или поздно это должно произойти) и в настоящее время посредством польщизны/беларушчыны белорусское общественное сознание исподволь готовится для будущего (на что как раз и рассчитывает Варшава) геополитического и цивилизационного разрыва Республики Беларусь с Российской Федерацией.
При этом приходится констатировать, что польщизна/беларущчына стала во многом определяющей линией государственной политики Республики Беларусь в области культуры и образования и представляет существенную угрозу как для дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так и для собственно Республики Беларусь. Речь идёт об опасности ползучей трансформации союзного России государства (т.е. собственно белорусского) в русофобское и антироссийское.
В отличие от Украины, где приобщение к «европейским ценностям» происходило и происходит с войной и жестоким насилием, польщизна в Белоруссии действует и намерена действовать в дальнейшем по-иезуитски тихой сапой. И в этом ее опасность, т.к. для многих ответственных лиц, в том числе и в России, она, как радиация, не осязаема. С сожалением приходится отмечать, что в Республике Беларусь русофобия является постоянно присутствующим, имеющим несколько граней, фактором.
Во-первых, это открытая и оголтелая антироссийская и антирусская пропаганда «свядомитов» из БНФ, «Таварыства беларускай мовы» (ТБМ) и других подобных группировок.
Как на первый взгляд ни странно, но эта оголтелая русофобская группировка имеет своего депутата в парламенте. Это «старшыня» ТБМ Елена Анисим, которая возомнила себя политической фигурой республиканского масштаба, заявив, что собирается выдвигаться в президенты с целью изгнания ненавистного ей Русского мира из «эурапейскай Беларусi».
Во-вторых, русофобия т.н. «европейского типа». Это как бы респектабельные господа из «проевропейских» партий, которые пытаются маскировать свою патологическую неприязнь к России и всему русскому приверженностью тому, что они высокопарно именуют «европейскими ценностями». Они хоть и говорят на русском языке (нарочито белорусскомовные в их среде встречаются довольно редко), но действуют по лекалам США и ЕС и представляют Россию исключительно в чёрном цвете в виде истока всего зла на планете.
В-третьих, это «тихая» русофобия некоторых белорусских официальных лиц. Это наиболее опасный вид русофобии, т.к. объективно ее проводниками выступают государственные ведомства и учреждения гуманитарной направленности. Тихая русофобия не является открытой, но она подспудно направлена на формирование у белорусских граждан (в первую очередь у молодёжи) восприятия России и Русского мира как чего-то чуждого, несущего угрозы едва ли не самому существованию белорусов как народа.
При этом, начиная со школы, в сознание молодых людей, не имеющих опыта проживания с Россией общем государстве, внедряется фальшивое отношение к русскому языку как привнесённому извне вначале Российским самодержавием, а затем коммунистической властью. Всеобщее распространение русского языка в Белоруссии объясняется на примере Ирландии и Индии, где языки местного населения были вытеснены английским языком колонизаторов.
Подобный посыл преследует две цели.
С одной стороны, создаётся оправдательная база для сужения области применения русского языка (несмотря на его государственный статус). С другой – налицо намерение вызвать хотя бы у части населения сочувственное отношение к политике дискриминации русского языка. В-третьих, нейтрализовать протестные настроения со стороны патриотически настроенной общественности относительно действий, направленных на ущемление русского языка. Дескать, не должны патриоты ратовать за упрочение положения «языка извечных угнетателей белорусов».
Таким образом, русофобия в Белоруссии имеет, по крайней мере, три личины, которые, несмотря на некоторые внешние различия, преследуют одну и ту же цель: лишить белорусов (шире - всех восточных славян, проживающих в РБ) общерусской основы национального самосознания, превратить их в нерусь, ненавидящую все русское (а значит, самих себя), создать условия для восприятия белорусов со стороны России как «предательский этнос» и тем самым подготовить психологическую почву для разрушения белорусско-российского Союза, упразднения Договора о создании Союзного государства с последующим превращением Белоруссии в Belarus-«анти Белую Русь».
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.