В последнее время из выступлений высокопоставленных белорусских должностных лиц стало очевидным, что государственные, политические и общественные деятели Республики Беларусь в большинстве своем не имеют должного понимания того, что представляет собой Русский мир.
При этом недруги Русской цивилизации, пытаясь завести заблуждения и запутать граждан Белоруссии, распространяют всевозможные небылицы и измышления о Русском мире. И надо признать, что частично им удалось-таки добиться своего. По крайней мере, для большинства депутатов парламента и чиновников тема Русского мира является в лучшем случае нежелательной.
Получается какой-то абсурд. В Республике Беларусь на государственном уровне происходит едва ли воспевание, оставивших мрачный след в истории Белоруссии, польских магнатов Радзивиллов, а о Русском мире, за приверженность которому столетиями боролись предки современных белорусов, говорить едва ли не возбраняется.
В чем же причина такого прямо сказать ненормального положение дел? Не будем искать здесь какой-то недобрый умысел. Хотя в нынешние времена жесткого геополитического противоборства и информационной войны Запада против России и Русского мира ничего исключать нельзя. И все же будем исходить из исторической неосведомленности лиц, определяющих государственный курс Республики Беларусь.
Прискорбно, но эти господа, по-видимому, не имеют представления о том, что национальное самосознание белорусов имеет глубокую общерусскую основу и уходит своими истоками в те далекие времена, когда славянорусские (восточнославянские) племена-народности расселились на землях нынешней Белоруссии. Это были дреговичи, кривичи и радимичи и уже в ту пору у этих и других восточнославянских племен было общее них имя – русские или русь (имя народа).
Это убедительно показано в фундаментальном труде «Белорусы» знаменитого слависта, академика Евфимия Федоровича Карского: «Все рассмотренные нами племена (дреговичи, радимичи, кривичи – авт.) были русские и имели общие черты в языке, свойственные всему народу. Летописец нигде не смешивает русских племен ни с поляками, ни с чехами, ни с другими славянскими народами».
Е.Ф. Карский «Белорусы», дореволюционное издание
Кроме того, из «Белорусов» следует, что Русский мир или Русь-цивилизация, значительно старше русского государства, основанного князем Рюриком: «Эти племена до своего самостоятельного существования пережили общерусскую эпоху. Она началась еще тогда, когда русский язык представлял лишь один из диалектов общеславянского языка». Упомянутая академиком Карским общерусская эпоха, по-видимому, и есть начальные времена Русского мира. Из этого также следует, что Русский мир и Русское/Российское государство понятия не тождественные. И это стоило бы уяснить белорусским и не только чиновникам и политикам и не путать Русским мир/цивилизацию с государством Российская Федерация. Современная Россия является становым хребтом Русского мира, но последний, все же шире.
Отрывок из работы Е.Ф. Карского
Идея Русского мира имеет в Белоруссии хорошие виды для широкого распространения. И это естественно, ведь до начала великих потрясений XX столетия (Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война в России) белорусское население однозначно отождествляло себя с русским народом, Русью и Россией. О чем свидетельствуют летописные источники, документальные свидетельства, труды подлинных ученых.
Вот как рассказывает западнорусская (белорусская) Баркулабовская летопись (нач. XVII в.) о драматических событиях XV столетия, связанных с борьбой Западной Руси за независимость от Польши и Литвы и созданием первого на территории современной Белоруссии самостоятельного восточнославянского государства – Великого княжества Русского (текст оригинала): «А Швидригайло в тот час в Полоцку был и пойдет на Смоленскъ. И князи руския, и бояре, и вся земля посади Швидригайла на Великое Княжение Руское».
Отрывок из «Баркулабовской летописи» (конец XVI—начало XVII вв.)
Удивительно, но в учебных программах по истории Белоруссии об этом выдающемся событии вообще ничего не сказано. Говорится только о междоусобной борьбе литовских князей за великокняжеский престол. А ведь Великое княжество Русское было первым, говоря современным языком, суверенным государством на территории современной Республики Беларусь. Хотя все объясняется довольно просто. Великое княжество Русское объявило о своей независимости от Польши и Литвы, в его борьбе против последовавшей за этим польско-литовской агрессии помощь оказывало Великое княжество Тверское, да и само название вновь образованного великого княжества никак не вписывается в надуманную доктрину «счастливого прошлого белорусов в унии с Польшей и Литвой». Поэтому эту героическую страницу западнорусского (белорусского) прошлого исторический официоз просто скрывает от общественности.
Великий князь Русский Свидригайло
А вот документальное свидетельство о национальном самосознании белорусского населения в XIX веке. В марте 1836 года минский губернатор князь С.И.Давыдов направил письмо главноуправляющему имениями Радзивиллов И.С. Богдашевскому, в котором приглашал последних «как вотчинников имения Борисовщизны, уступить полдесятины земли на постановку памятника (имеется ввиду монумент в честь героев Отечественной войны 1812 г.—авт.) близ дороги из Старого Борисова в Лепель на одном из возвышений». В мае этого же года главноуправляющий Богдашевский от имени Радзивиллов направил ответное письмо следующего содержания:
«Я как Русский очень радуюсь, что в столь знаменитом предприятии, по силе выданного мне от сих князей уполномочия, могу содействовать, и не только требуемый участок земли уступаю, но в случаях необходимости, нужное количество лесу и других материалов, которые понадобиться могут при постановке сего монумента, как равно рабочих людей сколько возможно будет из экономии Борисовской доставить в определенное время не замедлю».
Письмо И.С. Богдашевского свидетельствует не только о русском самосознании в последующем предводителя дворянства (1842-1861 г.г.) Минского уезда, но и о восприятии белорусским (не смешивать с польским, проживавшим в Белоруссии) дворянством войны 1812 года как Отечественной, в отличие от нынешнего исторического официоза Республики Беларусь.
В течение XX столетия общерусское сознание белорусов многократно подвергалось серьезным испытаниям. Начиная с 20-х годов прошлого столетия, в Белоруссии советскими и постсоветскими властями («пунктиками» которых была борьба с «великорусским шовинизмом») неоднократно (20-е, 40-е, 50-е, 90-е гг.) проводились жесткие политические кампании, направленные на искоренение общерусской составляющей национального самосознания белорусского народа. Эти кампании официально именовались «белорусизацией», являясь на деле политикой «дерусификации» (по определению главы белорусского парламента 1991-94 гг. Ст. Шушкевича) белорусского населения.
Практически целое столетие в разное время с разной степенью интенсивности (система образования, СМИ, идеологическая вертикаль) белорусам принудительно навязывалась мысль об отдельности белорусов от русского народа. И все же многолетняя политика дерусификации не достигла своей цели. Так, по данным исследований прозападного Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ, Вильнюс), проведенных в марте 2015 года, 2/3 опрошенных заявили, что белорусы, русские и украинцы являются ветвями одного народа. В том, что это разные народы, убеждены 27,1% опрошенных. Таким образом, белорусское общество в основной своей массе готово к положительному восприятию идеи Русского мира.
Вместе с тем со стороны властей отношение к идее Русского мира довольно настороженное. Однако если судить по высказываниям А.Г. Лукашенко на эту тему, то настороженность представителей белорусской власти вызвана скорее непониманием сути вопроса.
Итак, что такое Русский мир? Наиболее емкими представляются следующие определения. Русский мир – это цивилизационное понятие, всемирное сообщество людей, отождествляющих себя с русским языком, русской культурой, духовными центрами которой издревле выступают Москва, древние Киев, Великий Новгород и Полоцк.
Основой Русского мира является русский народ. В нынешних условиях принципиально важно осознать, что Русский народ – это не что-то отвлеченное, а конкретная многомиллионная восточнославянская национально-культурная общность людей, имеющая несколько самобытных ветвей (великороссы, белорусы, малороссы, русины) и объединенная общерусским самосознанием.
При этом необходимо учитывать, что среди белорусов и особенно украинцев немало тех, кто в результате столетнего русофобского оболванивания уже не отождествляет себя с русским народом и Русским миром. Поэтому естественным и справедливым представляется следующее определение: русскими являются восточные славяне, считающие себя таковыми. Если кто-то из этнических восточных славян окончательно утратил связь с русским народом и предал забвению русскость своих предков, то это его дело. Но было бы крайне несправедливо лишать права быть Русью и принадлежать к Русскому народу миллионы восточных славян на Украине и в Белоруссии, желающих этого.
Русский мир многонационален. Помимо русских, к нему относятся также исторически дружественные Руси-России народы, созидавшие вместе с русскими историческую российскую государственность и Русскую цивилизацию.
Русский мир многоконфессионален. Русский мир и Русская Православная Церковь не есть тождественные понятия. Естественно они близки и взаимосвязаны, и Патриарх Московский и всея Руси является духовным отцом Русского мира, и все же Русский мир значительно шире и разнообразней и не может сводиться только к православной доктрине. И об этом надо помнить, ведя разговор о Русской цивилизации.
Одной из основ Русского мира является такое понятие, как историческая Русская земля, на территории которой в настоящее время находятся, по крайней мере, три государства, которые являются полноценными субъектами международных отношений. Конечно, 20 лет назад нынешние Российская Федерация, Республика Беларусь и Украина были частями одной державы, но сейчас действительность иная, и этого нельзя не учитывать при созидании современного Русского мира. В сложившихся условиях речь, прежде всего, должна идти о поддержке и развитии общерусского духовного и этнокультурного пространства, пробуждении и укреплении у великороссов, белорусов, малорусов и русин осознанного чувства общерусского национально-культурного, т.е. цивилизационного единства.
Казалось бы, это очевидные вещи, понятные любому мало-мальски образованному человеку. Однако в условиях масштабной многолетней информационной войны, ведущейся против общерусского цивилизационного единства в сознании белорусских власть предержащих и части общества образовалась небезобидная мешанина, касающаяся истории, национального самосознания и культурно-цивилизационной принадлежности белорусского народа. И на это достойное сожаления обстоятельство нельзя более закрывать глаза, т.к. «страусиный» подход чреват самыми тяжелыми последствиями. Кровавый пример Украины более чем показателен.
Продвижение и популяризация идеи Русского мира в Белоруссии требует целенаправленной и кропотливой работы информационной и культурно-просветительской направленности, в результате которой граждане Республики Беларусь должны не только узнать о существовании Русского мира как такового, но и обрести твердую убежденность в принадлежности Белоруссии к Русской цивилизации.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.