После распада СССР понятие «диаспора» стало активно использоваться в словаре политических, государственных и общественных деятелей постсоветских государств. Причем каждое из этих государств стремится проводить собственную «диаспоральную» политику и использовать зарубежное «рассеяние» в своих интересах.
В то же время среди специалистов не существует однозначного определения этого понятия и границы его толкования весьма размыты. Неопределенным до конца является и смысловое содержание словосочетания «белорусская диаспора», которое довольно часто звучит из уст белорусских государственных, политических и общественных деятелей. Поэтому перед тем, как рассмотреть вопрос взаимодействия и сочетаемости белорусской диаспоры с Русским миром, необходимо исследовать её сущностное содержание.
Вот как определяет это понятие современная белорусская политология: «Диаспора (греч. diaspora – рассеяние), часть народа (этническая общность), живущая вне страны своего происхождения, своей исторической родины. Диаспоры образовались в результате насильственного выселения, изменения государственных границ, действия социально-экономических и политических факторов (война, безработица и т.д.)» .
А вот как характеризуется белорусская диаспора в издании «Беларуская дыяспара. Нарысы гісторыі і сучаснага стану» (перевод с белорусского): «Диаспора – это этническое сообщество, которое обладает основными чертами национальной отличительности народа: языком, культурой, самосознанием, но проживает за пределами государства, которое создал его народ. Оно сохраняет национальные отличия через организационные формы существования: группы, объединения, землячества и до региональных, или общегосударственных национально-культурных и общественных движений включительно. Белорусы, хоть в небольшом количестве, живут в большинстве стран мира, но наличие белорусской диаспоры организационно не оформлено» .
Будущее белорусов зарубежья
Если следовать приведенным определениям, то под понятие диаспора подпадают практически все уроженцы Белоруссии, проживающие вследствие каких-либо причин за пределами Республики Беларусь. Это и «гостевые рабочие» (гастарбайтеры), и студенты, и переселенцы, живущие в другой стране вместе с рожденными там детьми, которые считают себя связанными с Белоруссией. Отдельным является вопрос о белорусах, проживающих в Белостокском крае в Польше. В большинстве своем – это коренное население этих мест, которое в XX столетии вследствие многочисленных геополитических потрясений оказывалось в подданстве различных государств – России, Польши, СССР и опять Польши. Особое место занимают уроженцы Белоруссии, постоянно проживающие в Российской Федерации и других постсоветских государствах.
Даже при самом поверхностном рассмотрении очевидно, что эти люди оказались частью диаспоры по очень разным причинам и говорить о какой-либо форме их общности было бы неправомерно. Хотя бы потому, что у большинства российских белорусов и представителей «белорусской диаспоры» из США взгляд на будущее Белоруссии, отношение к России и Русскому миру и в целом мировоззрение разнятся коренным образом. И такое различие вполне естественно. Ведь до распада СССР являясь советскими гражданами выходцы из Белорусской ССР были согражданами в любой точке советской страны и под категорию национально рассеянных никак не подходили.
Собственно, т.н. «белорусская диаспора» возникла в западных странах лишь после Второй мировой войны, и ее основу составили бежавшие от возмездия участники прогитлеровских коллаборационистских формирований, которыми в первую очередь двигало не столько стремление сохранить белорусское самосознание, сколько ненависть к СССР, а через это и крайне враждебное отношение к России.
В связи с тем, что существующая в настоящее время зарубежная белорусская община (имеется в виду совокупность белорусов, проживающих вне современной Белоруссии) представляет собой чрезвычайно разноплановое явление, наиболее приемлемым представляется определение диаспоры, данное российским антропологом В.А.Тишковым: ««Диаспора – это культурно отличительная общность на основе представления об общей родине и выстраиваемых на этой основе коллективной связи, групповой солидарности и демонстрированного отношения к родине. Если нет подобных характеристик, значит, нет и диаспоры». И далее, «Диаспору объединяет и сохраняет нечто большее, чем культурная отличительность. Культура может исчезнуть, а диаспора сохранится, ибо последняя как политический проект и жизненная ситуация выполняет особую по сравнению с этничностью миссию» .
Однако перед тем как рассмотреть «белорусскую диаспору» как некое политическое явление необходимо коснуться истории формирования зарубежной белорусской общины, которая в досоветское и постсоветское время формировалась и продолжает формироваться в подавляющем большинстве своем за счет экономической эмиграции.
Первая волна массового выезда населения по экономическим причинам с земель современной Белоруссии охватывает период с последней трети XIX века до начала Первой мировой войны. После отмены крепостного права значительная часть населения белорусских губерний, преимущественно крестьян (более 700 тысяч чел.), переселилась в Сибирь, за этот же период за пределы России из Белоруссии по экономическим причинам выехало (в основном в Северную и Южную Америку, страны Западной Европы) более 500 тысяч человек. В тот период российское правительство оказывало существенное содействие переселению крестьян, в том числе западнорусских (белорусских), в Сибирь и другие малоосвоенные области Российской империи. Этот процесс никак не подпадает под определение эмиграции, т.к. смена места жительства происходила в границах одного государства. С другой стороны, власти не были заинтересованы в уменьшении численности «коренного русского населения» в Белоруссии, а значит, в ослаблении русского влияния в крае и поэтому сдерживали эмиграцию белорусов за границу.
Белорусские переселенцы в Сибири
Обосновавшись в зарубежье, выходцы из Белоруссии не образовывали какое-то отдельное сообщество, а, в зависимости от собственного национального самосознания, примыкали к русской, польской или еврейской общинам, или вообще ассимилировались. При этом в семьях и местах компактного проживания сохранялась белорусская национально-культурная специфика, которая в большинстве своем рассматривалась как разновидность общерусской целостности. Во многих русских общинах США и Канады выходцы из Белоруссии составляли либо большинство, либо значительную часть их численности, были в числе основателей православных церковных общин и епархий Русской православной церкви, активно участвовали общественно-культурной жизни русской общины .
Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революции, германская и польская оккупации Белоруссии вызвали значительный отток белорусского населения во внутренние области России и вызвали новую волну вынужденного выезда в зарубежные страны. С августа 1914 г. до весны 1915 г. около 320 тысяч жителей белорусских губерний попали в плен к немцам или пропали без вести. С оккупированных германскими войсками территорий Белоруссии на работу в Германию в принудительном порядке вывозились рабочие и крестьяне, а также военнопленные.
В 1915 г. при отступлении Русской армии происходила массовая эвакуация населения с территорий, подпадавших под оккупацию германских войск. По различным сведениям, около 2-х миллионов жителей белорусских губерний переселилось в Калужскую, Московскую, Пензенскую, Рязанскую, Самарскую, Петроградскую и другие губернии. Для поддержки этой категории перемещенных лиц в 1916–1920 г.г. действовали различные организации по поддержке беженцев – Белорусское товарищество в Петрограде по оказанию помощи потерпевшим от войны, Белорусско-украинский комитет помощи жертвам войны в Барнауле, Белорусская беженская комиссия в Гомеле. Кроме того, в различных городах вели свою деятельность белорусские организации общественно-культурной направленности – «Белорусская хатка» в Орле, «Белорусский национальный кружок» в Богородицке (ныне Тульская обл.), Белорусское железнодорожное общество в Москве, Белорусское вольно-экономическое товарищество в Петрограде и некоторые другие.
Белорусские беженцы под Барановичами, осень 1915 года
Упомянутые общества по своей сути являлись землячествами, большинство членов которых никак не отделяло белорусов от России и русского народа. В то же время существовали и организации, враждебно относившиеся к общерусскому единству, из числа которых в последующем большевистское правительство черпало кадры для проведения национально-культурного строительства в образованной в 1919 г. Белорусской ССР. Одной из таких «национально-демократических» организаций был «Белорусский гай» в Одессе, активный участник которой А.Ф.Адамович в последующем занимал крупные посты в правительстве БССР (заместитель наркома земледелия) и являлся одним из столпов политики т.н. белоруссизации.
Среди белорусских беженцев существовали организации Белорусской социалистической громады (БСГ). Ячейки этой партии имелись в Москве, Петрограде, Киеве, Казани, Саратове, Калуге, Тамбове и других городах. БСГ была создана в 1903 г., но как более-менее активная политическая сила «засветилась» в Февральской революции 1917 г. Важно заметить, что до германской оккупации большей части Белоруссии после заключения 3 марта 1918 г. Брестского мира БСГ в национальном вопросе выступала за национально-краевую автономию в составе Российского государства. Свидетельством чему является, в том числе, и активное участие БСГ в ноябре 1917 г. в выборах в Учредительное собрание.
После прихода к власти большевиков основным политическим инструментом по подготовке отрыва белорусов от русского народа становится созданный в феврале 1918 г. в соответствии с декретом совнаркома РСФСР Белорусский национальный комиссариат (Белнацком) в составе наркомата по национальностям РСФСР (нарком И.В.Сталин). Именно вокруг Белнацкома группировались в большинстве своем национально-«свядомые» элементы левой ориентации. При этом комиссар Белнацкома А.Г.Червяков и секретарь Белнацкома Д.Ф. Жилунович (Тишка Гартный) выступали за создание отдельной Белорусской советской республики.
Эти крестьяне из дер. Шарпиловка Могилевской губернии не желали отказываться от своей исконной русскости
В то же время большинству белорусского населения была чужда даже сама мысль об отдельности от России, пусть и в форме автономии. Это вынужден был признать даже такой идеологический столп «свядомизма» как Язеп (Иосиф) Лёсик. Он и подобные ему объяснили доминирование общерусских настроений среди белорусов их «темнотой», «некультурностью» и «неразумностью» . «Наши крестьяне на съездах высказывались в том смысле, что им не нужна автономия, но делали они это по неразумению и темноте своей, но более всего в результате обмана, так как вместе с этим они говорили, что и язык им не нужен. Никто в мире не отрекается от своего языка, … а наши крестьяне отрекаются. Значит, – делают они это по неразумению и темноте. …» .
К слову сказать, белорусы, которые всегда считали себя русскими никогда и не отрекались от своего языка, каковым для них всегда был именно русский язык. Свой бытовой язык они отличали от литературного, но называли его опять же русским языком.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.