САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Белорусская зарубежная община и Русский мир: взаимоотношения в прошлом и настоящем. Часть 4

Николай Сергеев: Белорусская зарубежная община и Русский мир: взаимоотношения в прошлом и настоящем. Часть 4

« Назад

Николай Сергеев: Белорусская зарубежная община и Русский мир: взаимоотношения в прошлом и настоящем. Часть 4 20.06.2017 10:16

Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.

Многие офицеры, участники Белого Движения были выпускниками Полоцкого кадетского корпуса. Полоцкими кадетами были, к примеру, генералы В.Н.Выгран и Е.Ф.Новицкий, герой Дроздовского похода 1918 года полковник М.К.Войналович. 

Во время Гражданской войны воспитанники Полоцкого кадетского корпуса совместно с кадетами Киевского и Одесского кадетских корпусов выступали как дееспособная боевая единица Белого движения, особенно на ее завершающем этапе при обороне Одессы от частей Красной Армии. В феврале 1920 года полоцкие и киевские кадеты в составе особого отряда полковника А.А.Стесселя (начальник внутренней обороны и комендант Одессы) покинули занятый красными войсками город и с боями против частей 17-й кавалерийской дивизии Червонного казачества Г.И.Котовского пробились в Румынию. В августе 1920 года полоцкие кадеты вошли в состав созданного в Сараево (Королевство Югославия) Первого русского кадетского корпуса (существовал с 1920 по 1944 годы).


Кадет Полоцкого кадетского корпуса

Кадет Полоцкого кадетского корпуса

В постсоветское время история Полоцкого кадетского корпуса получила продолжение. В 2006 году в средней школе № 4 города Полоцка был открыт первый кадетский класс, а с 1 сентября 2010 года на базе этой школы начало работу Полоцкое кадетское училище. Училище борется за звание правопреемника Полоцкого кадетского корпуса . 23 декабря 2010 г. училищу был передан портрет выпускника Полоцкого кадетского корпуса 1910 года князя императорской крови Олега Константиновича Романова, погибшего в 1914 году в боях Первой мировой войны.

Интересна история знамени Полоцкого кадетского корпуса. После Гражданской войны в России и до 1944 года знамя хранилось в Югославии, затем было перевезено в Австрию, а в 1949 году в США, где с тех пор хранится в синодальном Знаменском соборе Нью-Йорка. 23 сентября 2013 года частица знамени Полоцкого кадетского корпуса была перевезена в Белоруссию.

В течение нескольких лет  Республканское общественное объединение «Белорусский союз суворовцев и кадет» вело переговоры с председателями Нью-Йоркского объединения кадет и Президиумом кадет зарубежья по вопросу возвращения реликвии в Полоцк. В результате было принято решение провести церемонию передачи знамени Полоцкого кадетского училища в здании, где ранее располагался Первый Русский Великого князя Константина Константиновича кадетский корпус в городе Белая Церковь (Сербия). С мая 2014 года Знамя опять  на земле Белоруссии. 

Знамя Полоцкого кадетского корпуса вернулось на Полоцкую землю

Знамя Полоцкого кадетского корпуса вернулось в древний Полоцк

Уроженцы Белоруссии, воевавшие в рядах Белого Движения, а также большинство тех, кто просто не принимал большевистские порядки, оказавшись за границей, влились в ряды общерусской эмиграции, образовавшей Русское Зарубежье. Выходцы из Белоруссии активно участвовали в деятельности не только таких политических антисоветских организаций как Русский общевоинский союз (РОВС), но и создавали культурно-просветительские организации общерусской направленности. 
 

Эмблема РОВС
Эмблема Русского общевоинского союза

Так, в Праге, начиная с 1925 года, вело свою работу Товарищество студентов малороссов и белорусов. В Раду (руководящий орган) товарищества входили студенты-эмигранты Хитьков (председатель), Гулин, Демьянчик, Горячко, Клим, Николаенко, Телех. 29 ноября 1925 г. на общем собрании членов товарищества было принято еще одно название организации – Единство русской культуры. В своей деятельности Товарищество студентов малороссов и белорусов отстаивало единство русского народа и культуры, знакомило русских студентов с антинациональной сутью нацдемовских течений в Белоруссии и на Украине .В последующем, по-видимому, товарищество вошло в состав Союза русской национальной молодежи (с 1929 г. – Национальный союз русской молодежи за рубежом, НСРМ). Сначала 1930-х годов НСРМ стал именоваться Национальным союзом нового поколения (НСНП). В политическом отношении НСНП ориентировался на концепцию русского корпоративного (солидаристского) государства. С 1943 года НСНП стал именоваться Национально (Народно)-трудовой союз российских солидаристов (НТС).

В годы Второй мировой войны руководство НСНП/НТС в своих действиях на оккупированных гитлеровцами советских территориях исходило из посыла, что ему удастся, не вступая в коллаборационистские отношения с оккупационными властями (служба в полиции и других военизированных профашистских формированиях) и действуя на ниве образования, культуры и просвещения, «пробудить русскую силу на русской земле». На оккупированных германскими войсками территориях члены НСНП/НТС работали специалистами на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве и торговле, одновременно занимаясь церковной и общественной работой, проводя «прорусскую агитацию». 

Осенью 1941 года группы НСНП возникли и на территории Белоруссии, в частности, в Минске, Витебске, Борисове и других населенных пунктах. Немецкие спецслужбы считали деятельность НСНП/НТС среди местного населения опасной. Так, в феврале 1942 года в одной из докладных записок Абвера сообщалось, что «члены Союза попытались создать собственные правительственные органы на случай занятия Москвы, распространяли листовки, утверждая, что «ни немцы, ни большевики не могут принести благо будущей России». В марте 1942 года в меморандуме отдела пропаганды штаба Группы армий «Центр» деятельность НТС определялась как враждебная политическим планам Германии на Востоке: «Нет сомнений в том, что агитация членов Союза очень быстро может создать зародыш новой национально-шовинистической оппозиции, которая была бы не менее опасна, чем остатки большевицких элементов». 

 Эмблема НТС
Символика НТС: российский триколор и родовой знак князей Рюриковичей

В результате с лета 1943 года на «солидаристов» обрушились репрессии со стороны гестапо. Только в Белоруссии были расстреляны или погибли в тюрьмах Семен Алексеенко в Молодечно, Михаил Бондаренко в Пинске, Евгений Волновский в Могилеве, Сергей Гладков, Анатолий Шумский и Лосев (имя в источниках не называется) в Минске, Владимир Лукашеня и Николай Сагайдаковский в Барановичах и другие .

Конечно, размах антифашистской деятельности членов НСНП/НТС в Белоруссии, как и на других оккупированных гитлеровцами территориях исторической России (СССР), никак нельзя сравнивать по масштабу с действиями советских партизан и подпольщиков, и все же это были честные русские люди, которые стремились помочь своему народу в жестоких условиях фашистской оккупации, когда советская власть считала их врагами-белогвардейцами, а гитлеровцы относили к американским или британским агентам.

В послевоенные годы НТС, бывший до этого белоэмигрантской организацией общерусской направленности, в значительной степени пополняется за счет бывших «власовцев», а после 1970 года за счет советских диссидентов, что привело к значительному ослаблению в деятельности организации русской национальной составляющей и ее переход на позиции исключительно антисоветизма.

Теперь остановимся на той части белорусской эмиграции, которая, оказавшись после Гражданской войны за пределами СССР, стояла на позиции нацдемов и в основном группировалась вокруг т.н. правительства БНР, которое до конца 1920 года обреталось в Риге, а с ноября 1923 года в Праге, где уже до этого существовал ряд нацдемовских объединений: «Сялянскі саюз» («Крывічы»), Белорусское (Крывіцкае) культурное товарищество им. Ф.Скорины и другие. В Литве в 1920–30-е годы существовали такие организации нацдемовской направленности, как Белорусская громада, Белорусское собрание в Ковно, Белорусский центр, Белорусское культурно-просветительское товарищество. Существовали подобные объединения и в Латвии: «Бацькаўшчына» в Двинске, «Беларуская хата», Белорусское научное товарищество в Риге и некоторые другие. Во второй половине 1920-х годов несколько белорусских нацдемовских кружков существовало в Бийанкуре (предместье Парижа), Эльзасе и Лотарингии.

Сами по себе белорусские эмигрантские нацдемовские организации были немногочисленными и не оказывали какого-либо существенного влияния на настроения белорусских трудовых и политических эмигрантов, которые в большинстве своем в национально-культурном отношении стояли на общерусских позициях. Общерусскую часть белорусской эмиграции советские власти однозначно относили к разряду белогвардейщины и соответственно врагов. А вот заграничные нацдемовсие круги вызывали у партийных органов БССР немалый интерес, тем более что нацдемовские деятели определяли себя в качестве социалистов и были сторонниками политики белорусизации.

Отношение советских органов БССР к нацдемовской части белорусской эмиграции было сформулировано в тезисах ЦК КП(б)Б «Беларускі рух за кардонам»(«Белорусское движение за границей») от 16 октября 1925 года, где говорилось о необходимости расширения советского влияния среди выходцев из Белоруссии, а также привлечения к сотрудничеству отдельных групп и лидеров, в первую очередь, в вопросах белорусизации и «национального культурного строительства». До этого в июле 1923 года решением Президиумов ЦИК СССР и БССР была принята амнистия, которая распространялась не только на крестьян и «выходцев из трудовой среды» – участников антисоветских формирований в 1918–20 годах, но и на белорусских политических и культурных деятелей, членов правительства БНР.

А.И. Цвикевич

При этом руководство БССР в качестве условия для широкого сотрудничества с нацдемами выдвинуло предложение о проведении «всебелорусской конференции с признанием Минска единственным культурным и политическим центром белорусов и принятии декларации о роспуске «правительства БНР». Большая часть членов «правительства БНР» во главе с его председателем А.И.Цвикевичем эти условия приняла и на конференции, состоявшейся 15 октября 1925 года в Берлине, было заявлено о роспуске «правительства БНР». Делая этот шаг, Цвикевич и его сторонники рассчитывали, что с помощью тоталитарной советской системы они смогут закрепить совершенный большевистским руководством отрыв белорусов от русского народа. Вот что он писал в письме от 22 февраля 1925 года: «Не скрываю, что не всем, что есть в Минске я доволен и что, мне кажется, много чего в работе необходимо изменить. Минск сегодня еще далек от того, чтобы быть белорусским. Руководители советской политики недостаточно революционны в культурном направлении, им жалко русской культуры, детьми которой они являются. Необходимо сделать национальное возрождение Белоруссии фактором «новой жизни» (перевод с белорусского) .

На берлинской конференции Цвикевич сложил с себя полномочия главы «правительства БНР» и переехал в Минск, где работал в Институте истории Академии наук БССР. В 1930 году был арестован по делу «Союза освобождения Белоруссии», в 1937 году – расстрелян.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru