В современной Речи Посполитой, а именно так в настоящее время официально называется польское государство, не только в правящих кругах, но и в обществе довольно широко распространены реваншистские настроения, направленные на значительное продвижение границ польского влияния (а если сложится, то и государственных) далеко на восток. Программа минимум -- восточные границы Польши до сентября 1939 года, ну а максимум -- пределы первой Речи Посполитой 1772 года.
Вот какой видится Четвертая Речь Посполитая в геополитических грёзах польских реваншистов
Еще пару десятилетий назад подобные планы можно было отнести к области геополитических грёз, однако активная поддержка Варшавой государственного переворота на Украине зимой 2014 года и последующие претензии Польши на восстановление своего контроля над теми украинскими землями («кресами всходними»), которые до 1939 года находились под ее властью однозначно свидетельствуют о реальности подобных замыслов. Об этом однозначно говорит заявление польского президента Анджея Дуды, которое он сделал, выступая в сейме в октябре 2015 года:
«Я призываю всех граждан Польской республики быть готовыми к борьбе за возвращение бывших польских земель, где наши соотечественники продолжают подвергаться гонениям и унижениям со стороны уже нового украинского руководства. Если современная Украина осуждает действия СССР, — а она их осуждает, то это государство должно добровольно вернуть земли Польши, принадлежащие ей до 1939 года. Мы уже проводим определенную работу по возвращению Полесья, Галиции и Волыни и нам необходима поддержка всего населения польской республики. Каждый житель страны должен быть готовым к праведной борьбе за возвращение польских территорий, на которых проживает огромное число этнических поляков, которым требуется наша защита».
Но ведь бывшие «кресы всходние» -- это не только Львов и другие западноукраинские города и веси, это и Гродненская, Брестская и западная часть Минской области современной Республики Беларусь. Вот, как определяет задачи политики Польши в отношении Белоруссии директор по вопросам стратегии в Warsaw Enterprise Institute Анджей Талага:
«Целью нашей успешной восточной политики должно быть, прежде всего, строительство буфера между Польшей и Россией. Буфер — это не стена, это надувные подушки в автомобиле. Иначе говоря, если будет удар из России, то его должна принять Белоруссия, а не Польша. Буфер — это значит, что умирать на войне с Россией будут белорусы, а не поляки».
Идеолог польского реваншизма Анджей Талага
Сказано предельно цинично, но зато откровенно. Однако в отличие от Украины, которая встав на пагубный путь «Украина -- не Россия» была ввергнута в пропасть национально-государственной катастрофы, Республика Беларусь, являясь субъектом Союзного государства, находится под сенью Российского государства и поэтому майданные кренделя имеют в Белоруссии весьма малую вероятность на успех. Это осознают и варшавские «стратеги» и поэтому для достижения своих экспансионистских целей в отношении Белоруссии была избрана тактика ползучей «опольщинизации» идеологии белорусского государства. В связи с чем необходимо разобраться в сути этой самой польщизны.
Понятие это довольно давнее и насчитывает не одно столетие. Этим словом во времена владычества Речи Посполитой на землях нынешних Украины и Белоруссии определяли политику польского доминирования во всех областях общественной и культурной жизни, в результате которой Западная (Белая) и Малая (Южная) Русь утратили образованный слой.
Западно- и южнорусская знать в ходе многовекового противоборства с польско-католической «навалой» потерпела тяжелое поражение. И это не удивительно. Силы были слишком неравными. Это была борьба не столько с польскими королями и магнатами, сколько с католическим Западом во главе с римскими папами. И если западнорусские князья и бояре, отстаивая свое право быть русскими, следовали принципам феодальной чести, то движущей силой антирусской политики польских правящих кругов были иезуиты и другие католические ордена с их методами коварства и лицемерия.
Воплощение коварства и лицемерия и «отцы» польщизны «братья» из ордена иезуитов
В те времена и появилось понятие польщизны. Согласно историческим и толковым словарям «польщизна» означает «польскую народность и польский дух» . Политика же польщизны предполагает навязывание оппонентам (в средние века - это западнорусская знать, в настоящее время - в целом белорусское общество) восприятия исторических событий и современной действительности сквозь призму польских интересов. При этом необходимо отличать политику польщизны от полонизации или ополячивания. Смысл польщизны состоит не в переделывании белорусов или украинцев в поляков (хотя подобный вариант также не исключается), а в изменении их культурно-цивилизационной принадлежности, т.е. в формировании у белорусского и украинского населения чуждого, а лучше враждебного отношения к России и Русскому миру.
В этом и состоит суть, принятой в 2006 году программы строительства Четвертой Речи Посполитой, которая нацелена на формирование антироссийской геополитической конструкции, повторяющей очертания средневековой Речи Посполитой или пресловутого «междуморья», которым грезил начальник второй Речи Посполитой (довоенной Польши) Йозеф Пилсудский.
Конечно, речь не идет о каком-либо открытом давлении или тем более явном принуждении. Как показывает украинский опыт, расчет строится на масштабное искажение сознания, как у правящих кругов, так и у широких масс народа, которые должны собственными руками пустить под откос свою страну. Несомненно, положение дел на Украине и в Белоруссии значительно разнятся, поэтому чисто майданный вариант в Республике Беларусь, по крайней мере, в ближайшие годы перспектив не имеет. Пример тому, провалившийся 25 марта т.н. минский «майдан».
В тоже время в Польше происходит процесс нарастания реваншистских настроений относительно бывших «кресов всходних». Уже открыто звучат призывы вернуть под власть Варшавы не только украинский Львов, но и литовский Вильнюс . И это притом, что Литва вместе с Польшей входят в Евросоюз. Территориальных претензий к Республике Беларусь с польской стороны публично пока не звучит. И дело здесь, конечно, не в какой-то особой избирательности или дружеском расположении варшавских стратегов к Белоруссии. Они, по-видимому, опасаются вызвать настороженность у минского официоза, который сам того не ведая (будем надеяться что дело обстоит именно так) уже не один год движется по руслу (пусть и с некоторыми отклонениями) определенному «архитекторами» Четвертой Речи Посполитой.
В Варшаве и в целом на Западе отдают себе отчет, что Республика Беларусь в отличие от Украины состоит в Союзе с Россией, является субъектом Союзного государств и ЕАЭС и по этой причине ограждена от какой-либо внешней агрессии, в том числе и в виде «майданного» путча. И чтобы в конечном итоге пристегнуть-таки Республику Беларусь к проекту Четвертой Речи Посполитой в отношении ее осуществляется стратегия т.н. мягкой силы, которая, в частности, предполагает достижение геополитических целей преимущественно гуманитарными методами.
В связи с этим основными направлениями воздействия на сознание белорусского общества избраны области культуры и образования, а также такие сферы как топонимика, туризм и транспортная система. Обстоятельства сложились таким образом, что министерство культуры РБ, а также министерство спорта и туризма РБ (в сфере туристической отрасли) выполняют роль ведущих структур продвигающих идею польщизны в белорусское общественное сознание. В частности, ведется систематическая работа по формированию в Республике Беларусь культурно-исторического ландшафта, соответствующего доктрине польщизны.
Так, с подачи министерства культуры РБ в 2012 году была принята, рассчитанная на шесть лет, государственная программа «Замки Беларуси» предполагающая реставрацию и восстановление (точнее новое строительство) замков (38 объектов) преимущественно польских магнатов времен Речи Посполитой . Конечно, нет ничего предосудительного в восстановлении исторических объектов. Вопрос состоит в идейном содержании создаваемых на их базе исторических экспозиций, используемых для просвещения (или лжепросвещения) экскурсантов.
Программа «Замки Беларуси» прославляет литовских князей и польских магнатов, т.е. тех, кто жестоко угнетал предков белорусов
Приходится констатировать, что отреставрированные и вновь построенные замки (в городах Мир, Несвиж, Лида и других) стали центрами исторической дезинформации и распространения доктрины польщизны в Белоруссии. Один из типичных примеров этого деятельность музейного комплекса «Мирский замок» . Владельцами Мирского замка в течение его пятисотлетней истории были западнорусский боярин Ильинич, польские магнаты Радзивиллы и русский князь генерал от кавалерии Николай Иванович Святополк-Мирский. Последний был выдающимся военачальником, прославившимся в войне за освобождение Болгарии от турецкого ига, но о князе Святополк-Мирском посетителям замка говорится очень немного.
Зато всемерно превозносится польский магнатский род Радзивиллов, оставивший в истории Белоруссии темный и кровавый след. Но последнее обстоятельство совсем не смущает министерство культуры РБ. Наоборот, культ Радзивиллов в Республике Беларусь возведен в официальный государственный ранг.
Но Мирский замок -- это только одна ячейка в сети польщизны наброшенной в Белоруссии на культурную, историко-краеведческую и туристско-экскурсионные сферы. Всего в Белоруссии отстроены десятки замков, дворцов и усадеб (т.н. маёнтки) польских магнатов и шляхты и все они включены в туристские и экскурсионные маршруты. Во время посещения этих «достопримечательностей» экскурсантам рассказывается о «золотых временах Речи Посполитой», о разбойных казаках и «клятых» московитах, разрушивших это «великолепие».
Николай Сергеев: Что такое польщизна и чем она опасна для белорусского общества? (часть 2)
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.