Интересна история Свято-Петропавловского собора. Этот храм никогда не был униатским или католическим. Он был основан в 1612 году, когда в Минске, как и в других западнорусских городах, находившихся под владычеством Речи Посполитой, насаждалась церковная уния. К тому времени все православные церкви и монастыри в городе были отобраны поляками у православных и переданы униатам или католикам. Тогда на городском собрании русской православной шляхты, было принято решение о строительстве каменного православного храма на собственные средства.
Земельный участок под строительство «аж до озера реки Свислочи прилеглый» пожертвовала на «вечные времена» западнорусская княжна Авдотья Григорьевна Друцкая-Горская. Имена остальных 52-х горожан – основателей и жертвователей Свято-Петропавловского собора и одноименного мужского монастыря также дошли до нашего времени. Их полный список хранится в алтаре собора. И в положенные дни имена этих православных русских горожан поминаются во время богослужения.
Так выглядел минский Свято-Петропавловский собор (что на Немиге) до революции
В самые тяжелые времена униатско-католического мракобесия Свято-Петропавловский собор (он был построен как храм оборонного типа) был твердыней православной веры и выдержал не одну вооруженную осаду бесновавшейся польско-католической шляхты. В 1870-1871 г.г. на средства, предоставленные казной, была произведена реконструкция собора. Над храмом был воздвигнут большой купол, обновлен иконостас и расписаны стены. По свидетельству современников, своим благолепием художественная роспись стен собора не уступала знаменитым фрескам Владимирского собора в Киеве.
В 1933 году храм был закрыт. В здании попеременно находились склад, жилые помещения, архив. В 70-е годы XX в. во время реставрации церковный купол был ликвидирован и здание приобрело вид небольшого замка. В 1991 году древняя православная святыня была возвращена Православной церкви . В настоящее время Свято-Петропавловский собор имеет бескупольный вид и в этом смысле вполне вписывается в создаваемый властями польско-шляхетский облик «старого Минска».
Кроме того, в историческом центре Минска за счет средств государственного бюджета установлены памятники целому ряду деятелей польской культуры - поэту Адаму Мицкевичу; композитору (а заодно участнику польского восстания Тадеуша Костюшко) Михалу Клеофасу Огинскому; композитору, создателю польской национальной оперы Станиславу Манюшко (его отец служил в армии Наполеона адъютантом при штабе маршала Мюрата) и польскому шляхетскому литератору Винценту-Якубу Дунину-Марцинкевичу. Последний использовал в своих произведениях речь белорусского простонародья и был, к тому же, участником польского шляхетского восстания 1863 года, которое в советское время было переиначено в якобы «белорусское национально-освободительное». По этим причинам Дунин-Марцинкевич был объявлен (еще советскими дерусификаторами белорусов) родоначальником «новой белорусской литературы».
Памятник польским композитору Манюшко и литератору Дунину-Марцинкевичу в Минске.
Одним из последних примеров польщинизации Минска является намерение городских властей присвоить скверу, расположенному в центре белорусской столицы рядом с Домом правительства имени польского помещика Эдварда Войниловича. В 1910 году Войнилович, являясь крупным землевладельцем выделил деньги на строительство в центре Минска костела святых Симеона и Елены (Красного костела).
В годы Гражданской войны Эдварт Войнилович был одним из организаторов «Союза поляков с белорусских окраин» и «Союза помещиков Литвы и Белоруссии в Варшаве», выступал за включение Белоруссии в состав Польши, восточная граница которой должна была соответствовать границам Речи Посполитой 1772 года, т.е. проходить чуть западнее Смоленска. Помимо этого, Войнилович был активным сторонником политики «начальника польского государства» Юзефа Пилсудского в отношении «кресов всходних» («восточных территорий»). Таким образом, Войнилович был неприкрытым польским шовинистом, враждебно относился к белорусскому народу и к России. И вот этого антибелорусского и антироссийского деятеля кое-кто вздумал увековечить в топонимике Минска .
Первый раз это попытались сделать еще в 2007 году. Тогда с предложением переименовать улицу Берсона (находится недалеко от Дома правительства) в улицу Войниловича выступил активный проводник пресловутой польщизны/беларусчыны, настоятель костела Симеона и Елены Владислав Завальнюк. Кроме того, имеются сведения, что пан Завальнюк близок к ордену иезуитов. Как бы там ни было, но он сумел повлиять на Минский городской совет таким образом, что безоговорочно принял решение о присвоении улице Берсона имени Войниловича, о чем было сообщено в печати. Все это вызвало протесты общественности и переименование не состоялось .
Католический клир продвигает Войниловича в топономику Минска
И вот спустя 10 лет началась новая кампания по продвижению имени Войниловича в топономику Минска. На этот раз поборники польщизны действовали по-иезуитски скрытно и загодя. Несколько лет назад, действующие в Белоруссии католические епархии предложили Ватикану причислить Эдварда Войниловича к лику блаженных. Этот процесс начался 10 апреля нынешнего года. Одновременно в официальных и неофициальных средствах массовой информации началась долгосрочная кампания по восхвалению польского шовиниста и ненавистника России Войниловича, вершиной которого стала статья «История одного праведника» . В этом опусе польский помещик определен как «выдающийся для белорусского государства человек». Кроме того, утверждалось, что «будучи активным общественным деятелем, Эдвард Войнилович оставался высоконравственным и милосердным человеком, «факелом, светившим особенным светом моральным», как написал о нем впоследствии польский общественный деятель Ян Лютославский».
Но перед тем как в центральной белорусской печати появилась эта публикация, в прокатолических кругах были организованы письма в поддержку статьи, превозносящей польского землевладельца. И как только она появилась на страницах печати в адрес минских городских властей пошли письма от граждан, ратующих за Войниловича.
Так, что проект «Войнилович в топонимике Минска» является ничем иным как совместной пропольской идеологической операцией католического клира и ряда средств массовой информации. Ну а патриотическая и православная общественность была просто поставлена перед фактом. На протесты же последней власти дали понять, что они запоздали. Так что не исключено, что в недалеком будущем в самом центре Минска рядом с Домом правительства появится сквер, носящий имя польского шовиниста, недруга Белоруссии и России Эдварда Войниловича.
Помимо этого, в центре Минска целая группа магазинов и кафе были переименованы в «Радзивилловские», а на табличках, указывающих названия улиц, появились надписи на польской латинице. Таким образом, в настоящее время исторический центр Минска все более приобретает облик этакого осколка Речи Посполитой польской, который должен убеждать минчан и гостей города в чуждости для Минска и Белоруссии Русского мира.
К сожалению, приходится констатировать, что в русле пресловутой польщизны на общественное сознание воздействует и существующая в республике система исторического и в целом гуманитарного образования. В ходе изучения истории Белоруссии в сознание школьников и студентов внедряется ложная мысль, что Великое княжество Литовское (русская составляющая этого средневекового государства замалчивается) и Речь Посполитая якобы являлись историческими формами белорусской государственности, а жестоко угнетавшие предков белорусов польские магнаты и шляхта выдаются за белорусских национальных героев. К категории последних отнесены и те представители западнорусской знати, которые отказались от своего народа, русского имени и православной веры предков.
Из ныне действующих учебников по истории Белоруссии ничего нельзя узнать о «борьбе белорусов за свою русскость» (слова выдающегося русского мыслителя, уроженца Витебщины Николая Лосского), о подлинных причинах и целях многочисленных освободительных восстаний и войн против польско-шляхетского владычества на западнорусских/белорусских землях. Ни слова не говорится о первом самостоятельном восточнославянском государстве на территории современной Белоруссии -- Великом княжестве Русском (столица Полоцк), образованном в 1432 году по всем обычаям старой киевской Руси.
Выдающийся русский мыслитель, уроженец Витебщины Николай Лосский
Многовековая народно-освободительная борьба западнорусского/белорусского народа преподносится или как распри князей и магнатов, или как антифеодальные и антирелигиозные выступления крестьян и горожан. И не более того. А помощь со стороны Русского государства западнорусским/белорусским повстанцам, боровшимся против польско-католического гнета, и покровительство Российской державы, гонимой в Речи Посполитой Западнорусской церкви выдается за агрессивную политику со стороны России. И таким образом прямо со школьной скамьи белорусские граждане приучаются воспринимать историю Белоруссии через призму польщизны, т.е. польско-шляхетских интересов.
В настоящее время Республика Беларусь является ареной соприкосновения двух несовместимых цивилизационных проектов -- Русского мира (одним из проявлений которого является проект Союзного государства) и Четвертой Речи Посполитой. Причем, если интеграционные проекты, в которых участвует Республика Беларусь (Союзное государство, Евразийский экономический союз) имеют преимущественно социально-экономическую направленность, то доктрина Четвертой Речи Посполитой носит исключительно идеологический характер и нацелена на формирование в белорусском обществе отчужденного отношения к России и Русскому миру и ностальгического восприятия «исторического и культурного наследия золотой Речи Посполитой».
Идеи польщизны продвигаются в белорусское общество под ширмой т.н. «берарусчыны» и направлены на устранение общерусской основы национального самосознания белорусов. Работа строится с прицелом на будущие изменения в руководстве республики (рано или поздно это должно произойти) и в настоящее время посредством польщизны/беларусчыны белорусское общественное сознание исподволь готовится для будущего (на что как раз и рассчитывает Варшава) геополитического и цивилизационного разрыва Республики Беларусь с Российской Федерацией.
При этом приходится констатировать, что польщизна/беларусчына стала определяющей линией государственной политики Республики Беларусь в области культуры, образования и информации и представляет существенную угрозу как для дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так и для собственно Республики Беларусь. Речь идет об опасности ползучей трансформации этого восточнославянского союзного России государства (т.е. собственно белорусского) в русофобское и антироссийское.
Нечто подобное в свое время произошло с Великим княжеством Литовским и Русским, которое из мощного литовско-русского (точнее западнорусского с литовским правящим Домом Гедеминовичей) государства было превращено в захолустную провинцию Речи Посполитой с польско-шляхетским беспределом и жестоко угнетаемым западнорусским/белорусским населением. Но если в те далекие времена такая «переделка» заняла несколько столетий, то в наше время, как показывает катастрофический пример Украины, при современных методах манипуляции общественным сознанием осуществить подобное можно и за два десятка лет.
Однако в отличие Украины, где приобщение к «европейским ценностям» происходило и происходит с войной и жестоким насилием, польщизна в Белоруссии действует и намерена действовать в дальнейшем по-иезуитски тихой сапой. И в этом ее опасность, т.к. для многих ответственных лиц, в том числе и в России, она как радиация не осязаема.
В сложившихся обстоятельствах российской стороне необходимо, в первую очередь, отказаться от пагубного посыла, что «Белоруссия никуда не денется», который буквально застилает глаза и не позволяет объективно оценивать тревожные процессы, происходящие в белорусском субъекте Союзного государства.
И наконец, необходимо не только осознавать культурно-цивилизационную принадлежность Белоруссии и Российской Федерации к общей для них цивилизации Русского мира, но и всемерно содействовать укреплению общерусской составляющей национального самосознания белорусов, против которой направлено острие польщизны. В связи с чем, нужен постоянный диалог не только с правящими кругами Республики Беларусь, но и с белорусским обществом.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.