САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев: Эта славная дата вновь должна стать праздником

Николай Сергеев: Эта славная дата вновь должна стать праздником

« Назад

Николай Сергеев: Эта славная дата вновь должна стать праздником 20.09.2018 19:35

17 сентября одна из самых знаменательных дат в истории Белоруссии. В этот день в 1939 году начался Освободительный поход Красной Армии в Западную Белоруссию и Западную Украину, который положил конец жестокому национальному, религиозному и социальному гнету, которому подвергалось восточнославянское население «кресов всходних» (восточных территорий) предвоенной Речи Посполитой. Последняя явилась из исторического небытия вследствие геополитических и социальных потрясений, связанных с падением исторического Российского государства в октябре 1917 года, Гражданской войной и неудачной польско-советской войной 1920 года.

По итогам Рижского договора 1921 года западные земли Белоруссии и Украины оказались под пятой польских панов, которые в течение 18 лет занимались выбиванием из русаков (так поляки называли западных белорусов) ненавистного «великой Польщизне» православно-русского духа. «Белорусы – это ноль!», так определял цели национальной политики довоенной Польши на ее восточных землях «начальник государства Польского» Юзеф Пилсудский.

Юзеф Пилсудский
Юзеф Пилсудский: он ненавидел восточных славян и вытащил 
из небытия недоброй памяти Речь Посполитую

И эта политика неуклонно проводилась в течение всего периода польского владычества на западнобелорусских землях. При этом особое внимание польские власти уделяли ликвидации белорусских учебных заведений в Западной Белоруссии. Из 514 белорусских школ, работавших в Западной Белоруссии в 1921 году, к 1939 году не осталось ни одной. Польские власти закрыли также 8 белорусских гимназий и 2 учительские семинарии, а единственную белорусскую гимназию в Вильно превратили в филиал польской гимназии.

Полная ликвидация белорусского образования была нацелена на тотальное ополячивание белорусской молодежи и одним из главных препятствий этому польские власти видели в белорусских учителях. Так, в записке полесского воеводы В. Костек-Бернацкого министру внутренних дел Польши в январе 1937 года указывалось, что «не может быть и речи о том, чтобы в течение ближайших 10 лет учителем на Полесье был белорус или даже местный полещук. Учитель-полещук православного вероисповедания чаще всего русифицирует местное население, вместо активной учительской деятельности для пользы Польши». 

А в подобной секретной записке белостокского воеводы Г. Осташевского от 23 июня 1939 года говорится следующее: «Сознательный белорусский элемент придерживается прорусской ориентации. В первом ряду стоят здесь старинные русские симпатии…Мы должны одолеть древнюю белорусскую культуру». 

Полещуки
Жители Белорусского Полесья – носители древнего русского духа. 
Во время переписи 1921 г. в довоенной Польше полещуки определяли себя русинами, русскими

В 1937 году польским МВД был подготовлен план под названием «Перспективы внутренней колонизации», согласно которому предусматривалось переселение 6 миллионов поляков из западных областей Польши на западнобелорусские земли с целью их последующего полного ополячивания. 

Террор, развязанный польскими властями в Западной Белоруссии был направлен также и против православия как религиозной составляющей общерусского самосознания белорусского народа. Главную роль в гонениях против православия играл польский костел, рассчитывавший воплотить давнишнюю цель политики иезуитов – полностью лишить белорусов православно-русского сознания и тем самым превратить их в этнографический назем с последующей полной полонизацией. Белорусы как самобытный восточнославянский народ на «восточных территориях» должен был прекратить свое существование.

Православная церковь в Западной Белоруссии, на Западной Украине, в первую очередь, лишалась материальной основы. Так, к середине 1929 года на «кресах всходних» у православной церкви было изъято более 1300 храмов, которые передавались польскому костелу или польской администрации.

В оставшихся в распоряжении православной церкви храмах польские власти запрещали использовать в богослужении церковно-славянский и русский языки и обязывали служить и проповедовать исключительно по-польски. Ослушники же из числа священнослужителей подвергались репрессиям. Фактически речь шла о ликвидации православной церкви на «восточных территориях».

 Храм Александра Невского в Варшаве
Храм Александра Невского в Варшаве (фото 1912 г.): был разрушен польскими властями в 1924-1926 годах из-за ненависти ко всему русскому и православному 

Конечно, положение в это же время православной церкви в СССР было далеко не безоблачным. В Советском Союзе Русская православная церковь считалась пережитком прошлого (как, впрочем, и другие конфессии) и по этой причине находилась в опале у властей. Но в отличие от довоенной Польши ущемление православной церкви в СССР происходило не по конфессиональному или национальному признаку, а по причине атеистического характера советского государства. 

Более того, пройдет немного времени и отношение государства к Русской православной церкви станет намного лояльней.  Хотя вплоть до ухода Советского государства в историю в 1991 году партийные органы исходили из того, что современное общество не нуждается в таком институте как церковь. Со своей стороны РПЦ считала, что подобная позиция государства является глубоким (но в тоже время преходящим) заблуждением.

Что касается социально-экономического положения Западной Белоруссии, то польские власти рассматривали «кресы всходни» как колониально зависимые земли, население которых подвергалось нещадной  эксплуатации, а природные богатства хищническому разграблению. Народное хозяйство «восточных территорий» находилось в глубоком упадке, которое за все годы «польского часа» так и не поднялось хотя бы до уровня довоенного 1913 года.

Западнобелорусская деревня страдала от безземелья (более половины пахотных земель находилось в руках польских магнатов) и нищеты и вынуждена была батрачить за гроши на польского пана. Промышленность Западной Белоруссии была представлена в основном мелкими предприятиями с крайне низкой степенью механизации труда. Причем за свой труд работники этих предприятий получали в 2 раза меньше рабочих центральной Польши.

Подобное беспросветное положение вынуждало сотни тысяч западных белорусов покидать родные места и в поисках заработка  отправляться в Западную Европу или за океан. С другой стороны, тяжелейший социально-экономический и национально-религиозный гнет порождали широкое национально-освободительное движение, принимавшее формы не только политической, но и вооруженной борьбы Последняя развернулась с  самого начала 20-х годов. Тогда в партизанских отрядах состояло около шести тысяч активных бойцов. Для подавления западнобелорусского партизанского движения польские власти неоднократно проводили широкомасштабные армейские операции и специальные карательные акции.

Например, только в апреле 1925 года в одном Полесском воеводстве было арестовано и брошено в застенки почти полторы тысячи партизан и подпольщиков. И подобные карательные акции, сопровождавшиеся расстрелами участников западнобелорусского сопротивления, проводились по всей Западной Белоруссии. После чего руководство Коммунистической партии Западной Белоруссии (КПЗБ), а она была авангардом освободительного движения, приняло решение об изменении методов борьбы, Упор был сделан на действия в рамках легальных общественно-политических объединений.

 Газеты КПЗБ
Подпольные издания Коммунистической партии Западной Белоруссии

В июне 1925 года КПЗБ совместно с Белорусским посольским клубом (объединение депутатов  польских сейма и сената, избранных от Западной Белоруссии) и некоторыми другими революционно-демократическими организациями создали Белорусскую крестьянско-рабочую громаду (БКРГ). За короткий срок она приобрела характер массового народного движения. К началу 1927 года БКРГ насчитывал более 100 тысяч членов, что не на шутку встревожило польские власти. 

В начале 1927 года на Громаду обрушились жестокие полицейские репрессии (арестованы были даже депутаты сейма), а 21 марта БКРГ была запрещена. Однако, несмотря на жестокие репрессии, КПЗБ продолжила освободительную борьбу в глубоком подполье, которая продолжилась вплоть до Дня воссоединения.

Поразительно, но эти героические страницы белорусской истории практически не известны в молодежной среде. В то же время удивляться здесь нечему. Если в советское время дата 17 сентября широко отмечалась, то в суверенной Республике Беларусь она практически предана забвению. 

Патриотически настроенная общественность неоднократно поднимала перед властями вопрос о восстановлении в официальном календаре «17 сентября» в качестве праздничной или памятной даты. Но в ответ получала или молчание, или витиеватые рассуждение о «геополитической нецелесообразности» подобного шага. 

 Территория Советской Белоруссии после воссоединения 1939 года
Территория Советской Белоруссии после воссоединения 1939 года

В 2019 году исполняется 80 лет тем знаменательным событиям. В связи с чем общественность намерена с удвоенной силой добиваться восстановления исторической справедливости в отношении «17 сентября». 

В нынешнем году в ознаменование 79-й годовщины Освободительного похода Красной Армии белорусской общественностью проведен ряд тематических мероприятий. По инициативе Белорусского общественного объединения «Русь» прошли историко-публицистические слушания «Мы снова вместе. К 79-й годовщине воссоединения западной Белоруссии с БССР и Россией в рамках СССР». Состоялся также круглый стол «Воссоединение Западной Белоруссии с БССР и СССР как важнейший фактор в Победе над фашизмом» с участием ученых-историков, политологов и общественных деятелей, в ходе которого было принято решение о создании общественного комитета «17 сентября» с целью распространения и популяризации знаний о национально-освободительной борьбе западнобелорусского народа.

Помимо того, проходивший 17 сентября в Гродно II съезд белорусско-российский гражданской инициативы «Союз» принял обращение к руководству Республики Беларусь с предложением установить в день начала Освободительного похода Красной армии 1939 года государственный праздник - День воссоединения.

В дополнение в Минске прошли публичные лекции для молодежи, посвященные освободительной борьбе западнобелорусского народа за человеческое достоинство, свободу и самоопределение.

17 сентября – выдающаяся дата белорусской и общерусской истории и наш долг вывести ее из забвения.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru