Формирование общего научно-образовательного пространства Союзного государства является важнейшей задачей в деле белорусско-российской интеграции. В этом вопросе имеются как определенные достижения, так и проблемы от преодоления которых зависит успешность союзного строительства.
Основное достижение в формировании общего образовательного пространства Союзного государства состоит в подготовке нормативно-правовой базы, предоставляющей гражданам Республики Беларусь и Российской Федерации равные права на получение образования на всей территории Союзного государства, которые включают возможность поступления и получения бесплатного среднего специального и высшего образования.
Сотрудничество Белоруссии и России в научной и образовательных областях строится на следующих договорных основаниях:
-- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и равнозначности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 27 февраля 1996 г.;
-- постановление Исполнительного комитета Сообщества Белоруссии и России "О равных правах граждан на получение образования" от 11 апреля 1996 г.№ 1;
-- Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве в области культуры, образования и науки от 2 июля 1996 г.;
-- Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о научно-техническом сотрудничестве от 27 февраля 1997 г.;
-- Соглашение между Государственным высшим аттестационным комитетом Республики Беларусь и Высшей аттестационной комиссией Министерства образования Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 29 сентября 1999 г. с последующими дополняющими протоколами.
Межправительственное соглашение о научно-техническом сотрудничестве предусматривает осуществление совместных белорусско-российских проектов, создание совместных организаций, проведение полевых исследований, научно-исследовательских работ и разработок.
25 ноября 2011 года Постановлением Высшего Государственного Совета Союзного государства была утверждена Концепция социального развития Союзного государства предусматривает формирование единого образовательного пространства, в том числе согласование образовательных стандартов.
Взаимодействие в области образования между Белоруссией и Российской Федерацией производится на межправительством, межведомственном, межрегиональном и межвузовском уровнях. На регулярной основе проводятся совместные заседания коллегий министерств образования Российской Федерации и Республики Беларусь. Кроме того, действует Межакадемический совет по проблемам развития Союзного государства (МАС), который призван координировать научную деятельность двух стран. Между научными организациями и высшими учебными заведениями РФ и РБ заключено более 550 договоров о сотрудничестве. Так, в 2016 году в бюджете Союзного государства для совместных программ и мероприятий министерства образования и науки РФ и министерства образования РБ было выделено 170 миллионов российских рублей.
Ежегодно под эгидой Союзного государства проходит ряд конференций, конкурсов, олимпиад и иных научных и образовательных мероприятий. Наиболее крупными из них являются Военно-патриотическая смена учащихся суворовских военных и кадетских училищ (бюджет - порядка 25 млн рос. руб.) и Гражданско-патриотическая кадетская смена учащихся Союзного государства «За честь Отчизны» (бюджет - более 20 млн рос. руб.).
За годы союзного строительства работа на ниве образования была сосредоточена в основном на развитии нормативно-правовой базы на межправительственном и межведомственном уровне. Российская Федерация и Республика Беларусь взаимно признают документы о базовом общем, начальном (среднем) профессиональном образовании, дипломы вузов.
В настоящее время в Минске действуют филиалы Российского государственного социального университета и Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова, в Могилеве работает Белорусско-Российский университет, в которой на бюджетной основе обучается более 7 тысяч студентов.
Что касается белорусско-российских межвузовских связей, то наиболее активно они развиваются между техническими высшими учебными заведениями. Так, у Белорусского национального технического университета (БНТУ) сложились тесное взаимодействие с Нижегородским техническим университетом, Московским инженерно-физическим институтом, Ижевским государственным техническим университетом. В свою очередь, Белорусский государственный технологический университет (БГТУ) активно сотрудничает со многими учебными и научными центрами Российской Федерации. В настоящее время БГТУ имеет 42 договора о научно-техническом сотрудничестве с российскими вузами и научными центрами.
Кроме того, за время действия белорусско-российского Союза по данным министерства образования и науки РФ количество студентов из Белоруссии обучающихся в российских вузах выросло с 4 до 24 тысяч. Однако более 2/3 из них обучаются в российских вузах заочно или дистанционно. Что касается белорусских студентов-очников, то в российских вузах их обучается примерно в четыре раза меньше, чем студентов из Казахстана. Количество очных студентов из Белоруссии в Российской Федерации сопоставимо с числом студентов из Киргизии и Армении от 2,5 то 3,5 тысяч. Российских студентов в Белоруссии обучается около тысячи человек.
Сложившееся положение в области белорусско-российского «перекрестного» обучения нельзя признать в полной мере отвечающим задачам становления общего образовательного пространства и, в целом, строительства Союзного государства, т.к. именно студенты-очники, получая образование в России становятся носителями не только научных знаний, но и в значительной степени ценностей Русской цивилизации. Фактически речь идет о формировании общесоюзных «профессиональных сетей», скрепляющих не только белорусско-российское технологическое, но и цивилизационное пространство. Работа в этом направлении требует серьезного усиления, тем более что за последние 10 лет число белорусских студентов, обучающихся в Польше возросло практически втрое и достигает по некоторым оценкам от 2,5 до 3 тысяч человек.
В соответствии с ежегодно выделяемой Правительством Российской Федерации квотой, на 2015-2016 учебный год Республике Беларусь было выделено 28 государственных стипендий для обучения в образовательных учреждениях Российской Федерации. Сравнимое количество имело место и в прошедшем 2016-2017 году. Очевидно, что данные цифры недостаточны.
Также следует обратить внимание, что в Российской Федерации отсутствуют льготы на поступление в российские вузы для белорусских школьников победителей олимпиад, в том числе международных. В связи с этим представляется необходимым внести поправки в соответствующее законодательство, чтобы граждане Союзного государства (а возможно и других стран ЕАЭС), ставшие призерами международных олимпиад, имели право поступить без экзаменов в российские и белорусские вузы.
Рассматривая проблемы формирования общесоюзного образовательного пространства представляется необходимым рассмотреть вопрос взаимоотношений белорусской системы образования и Болонской системы. В январе 2002 года президент А.Г. Лукашенко подписал указ «О присоединении Республики Беларусь к Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонская конвенция 1997 г.)», в соответствии с которым был взят курс на постепенное встраивание в Болонскую систему высшего образования, а также переход к западным подходам в области школьного и дошкольного образования.
Первыми шагами в этом направлении стали переход на 10-бальную шкалу оценки знаний учащихся и двухступенчатое высшее образование. Затем был разработан кодекс об образовании, который вступил в силу в 2011 году, согласно которому высшее образование в РБ было разделено на две ступени (бакалавриат и магистратура) и объявлялся курс на переход на 4-х летний период обучения первой ступени высшего образования. Кроме того, в белорусских высших учебных заведениях было значительно сокращено преподавание предметов социально-гуманитарной направленности, а также ряда фундаментальных и теоретических дисциплин, что в последующем неизбежно скажется на уровне профессиональной подготовки молодых специалистов.
Кроме того, нельзя не учитывать, что западные элиты в значительной степени рассматривают механизмы Болонского процесса как инструменты продвижения в общественное сознание западной геополитической ориентации, соответствующих ей идеологических «ценностей», а также «выкачивания мозгов» из стран-субъектов Союзного государства.
К сожалению, союзное строительство в области образования в основном сводится к обеспечению равных прав граждан Союзного государства в получении образования на всей его территории, но при этом до сих пор не создана концепция развития общего образовательного и научно-технологического пространства Российской Федерации и Республики Беларусь.
Особенно тревожное положение сложилось в области гуманитарных дисциплин: история, философия, литература. В Российской Федерации и Республике Беларусь в корне разнятся подходы к преподаванию этих предметов в средних и высших учебных заведениях. Приходится свидетельствовать, что в Белоруссии гуманитарные науки преподносятся учащимся таким образом, чтобы внушить им ложные представления об отсутствии национально-культурного единства и общей истории белорусов с русским народом.
Так, в августе 2017 года власти Республики Беларусь одобрили концепцию преподавания истории в школе, согласно которой белорусская государственность берет свое начало из средневекового Полоцкого княжества. При этом замалчивается, что Полоцкая земля национально-культурном отношении была частью Русской земли и входила в состав Древнерусского государства.
Вот, что сказала по этому поводу соавтор этих сомнительных нововведений заведующая Центром археологии и древней истории Беларуси Института истории Национальной академии наук Белоруссии, доктор исторических наук Ольга Лявко, по утверждению которой историки ранее сознательно недооценивали самостоятельность Полоцкого княжества:
«Они ее просто игнорировали. Исторические процессы на территории восточных славян трактовались не в пользу белорусских земель, что дает некоторым основание говорить: "И не было этих белорусов! Им 25 лет! Не было у них никогда своего государства, своей территории, своей культуры и языка, они все никто!».
По утверждениям Лявко и других подобных ей деятелей, «потомки жителей Полоцкого княжества сформировали до XVI века самостоятельную белорусскую народность, отличную от украинской и российской».
Оставим на совести Ольги Лявко появление такого «открытия» в области средневековой истории как «российская народность», но на лицо характерные признаки откровенно деструктивного явления известного названием «древние укры», когда в угоду сомнительным (а на Украине преступным) концепциям не только искажается прошлое, но и ставится под угрозу будущее (украинская катастрофа тому яркое свидетельство).
К сожалению, приходится отмечать, что система исторического (как, впрочем, и в целом гуманитарного) образования Республики Беларусь во многом нацелена на формирование у белорусской молодежи настороженного (и это в лучшем случае) отношения к России и Русскому миру.
Союзное государство и евразийская интеграция в целом не будут обладать должностной устойчивостью без серьезного развития гуманитарной сферы взаимодействия, которая до сих пор пребывает на вторых ролях, безнадежно проигрывая вопросам экономической направленности. При этом речь должна идти не о формальном межгосударственном сотрудничестве, каковым оно является в настоящее время.
Общее гуманитарное пространство Союзного государства должно строится на общерусской цивилизационной основе.
В первую очередь, необходимо направить усилия на формирование общесоюзной системы образования с общей программой преподавания гуманитарных дисциплин. Несомненно, сделать это будет непросто, т.к. уже упущено много времени, а за прошедшие годы геополитические противники России, Белоруссии и Союзного государства затратили немало усилий и средств для того, чтобы российская и белорусская системы образования стали максимально отдаленными друг от друга.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.