САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка?

Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка?

« Назад

Николай Сергеев. Откуда к нам пришли Дед Мороз и Снегурочка? 18.12.2015 11:34

      

   Все мы с детства любим новогодние праздники с неизменными зелёной красавицей-Елкой, Дедом Морозом и Снегурочкой, без которых этот, пожалуй, самый веселый праздник утратил бы свое очарование. А кто он, наш русский Дед Мороз? Этот сказочный образ имеет очень давнюю, уходящую корнями в глубокую старину историю и выступает персонажем древних славянских легенд и преданий.  

Рассмотрим  облик  Деда Мороза повнимательней. У него густые и серебристые борода и волосы, что говорит о его могуществе, сокровенном знании, волшебстве и богатстве. Шуба у него длинная, красная или синяя, по шубе расшиты серебряными нитями восьмиконечные звезды и старинное славянское узорочье (орнамент). Понизу шуба оторочена лебяжьим пухом.

  В северорусской традиции гуси и лебеди – это символы неба, волшебного, сокровенного знания, а также людских душ это знание постигших. Восьмиконечная звезда означает божественный камень Алатырь, называют ее еще и звездой Руси. Как говорится в знаменитой Голубиной книге Алатырь или Бел-горюч камень лежит посреди мира, в океан-море, на острове Буяне.  

«На море на Океане, на острове Буяне

Лежит Бел-горюч камень Алатырь

Всем камням в мире отец.

Под Алатырь-камнем сокрыта вся сила Земли Русской,

И той силе конца нет».  

Шапка у Деда Мороза под цвет шубы красная или синяя, околыш из лебединого пуха с треугольным вырезом, означающим рога, несущие великую силу. Посох у него хрустальный с Алатырь-звездой на конце. Рукавицы и сапоги  Деда Мороза расшиты серебряными нитями. И это неспроста. По поверью серебро—носитель волшебства и поэтому к чему ни прикасался или что ни дарил Дед Мороз, то обретало волшебные свойства.  

Дед Мороз Дед Мороз связан с той порой, когда «солнце поворачивает на лето, зима на мороз», то есть с зимним солнцестоянием. Как Владыка Зимы он сковывает льдом водоемы, покрывает снегами леса и поля, украшает снегом и инеем ветви деревьев. Как Владыка Ночи Дед Мороз повелевает Звездами и Луной, украшает Зимнее Небо сполохами Северного Сияния. Его богатство – серебро, алмазы, жемчуг – все, что связано в народных представлениях с чистотой, холодом, лунным светом и волшебством.

  По старинным славянским воззрениям Дед Мороз представляет и мир предков. Не только у славян, но и у всех индоевропейских народов Европы празднование Нового Года сопровождалось проведением маскарадов с ряжеными. По мнению ученых, само происхождение слова «маска» связано с почитанием предков и означает лики или души ушедших, а маскарадные празднества предполагали возвращение на эти дни «дедов» (предков) к своим потомкам.  

На Руси,  помимо ряженья существовал обычай «кормления Мороза киселем», по которому накануне Коляд (Рождества) старший в доме выходил на порог с ложкой овсяного киселя и звал:  

  «Мороз, Мороз! Приходи кисель есть!

Мороз, Мороз! Не морозь наш овес,

Киселя поешь,

Нас потешь!».

  Даже в наши дни старики в северорусской глубинке на вопрос, кто такой Дед Мороз, отвечают: «Это наши предки, родители».  

В старину верили в могущество духов предков после их кончины, в их способность благотворно или вредоносно (это кому как повезёт) влиять на жизнь потомков. Отсюда и происходит обычай колядования, т.е. одаривания духов предков в новогодние (рождественские) дни. Ряженые появлялись в день Рождества Солнца-младенца Коляды (от старославянского «коло»- солнце) – 24 декабря (по новому стилю) в первый день зимнего солнцеворота, когда по поверью день увеличивался «на комариный нос».  

Ряженые представляли духов умерших, одевали маски и одежду навыворот, тем самым открывая связь с потусторонним миром. В каждом доме хозяева угощали ряженых, благодаря этим предков за заботу о живущих и «задабривая» их впрок. В веселой ватаге колядующих всегда имелся «старшой» – Дед, олицетворявший самого древнего и грозного духа.  

Ряженые колядовщики С 25 декабря (от Коляд) до 7 января (Рождества Христова) на Руси в старину отмечались Большие Велесовы Святки (Дед Мороз – это зимнее воплощение славянского бога Велеса). В это время по городам и весям бродили  шумные ряженые ватаги колядующих медведей, волков, старцев или иных гостей с «той» стороны.

  По старинным поверьям Мороз (Морозко), встретив человека, мог его заморозить, а мог и щедро одарить. Все зависело от духовных качеств этого человека! Дед Мороз представлялся грозным, но справедливым божеством.  Он всегда в окружении лесных зверей, которые его любят и побаиваются одновременно, беспрекословно выполняют все его желания и поручения. В наши дни Дед Мороз одаривает детей за прилежное поведение и рассказанное стихотворение.  

Внучка Деда Мороза Снегурочка является исключительно русским сказочным персонажем и встречается только на Руси. Мы так привыкли к ежегодному появлению этой сказочно прекрасной, вечно юной, веселой и бесконечно доброй волшебницы на новогодних торжествах,  что не можем себе представить ее отсутствие. А ведь Снегурочка есть только в Русском мире. Где же лежат ее истоки?  

Снегурочка

Снегурка, в частности, известна по народной сказке о сделанной из снега и ожившей девочке. А вот, по мнению известного российского учёного Светланы Жарниковой, образ Снегурочки, постоянно сопровождающей Деда Мороза, пришел из далеких  времен индоевропейской общности, когда он воплощал застывшие воды. Отсюда традиционный цвет одежды (белый или голубой) и одно из сказочных названий Снегурочки – Ледяная внучка.  

Ну и, конечно, трудно представить новогодние праздники без красавицы-ёлки. В России традиция новогодней ёлки начинается в эпоху Петра I. Царский указ от 20 декабря 1699 года не только вводил в Царстве Русском летоисчисление от Рождества Христова и предписывал отмечать «новолетие» с 1 января, но и велел зажигать огни, устраивать фейерверки и ставить у домов украшенные елки. И хотя считается, что новогодний ёлочный обычай пришёл к нам из Германии, но и для Руси он был далеко не чужим.

Елка

   В русских деревнях был такой обычай. Когда начинали рубить новую избу, в центре сперва устанавливали деревце и лишь после недолгого «начального пирования» приступали к работе.  А  в более стародавние времена общие предки славян и германцев (в науке их называют индоевропейцами) в день зимнего солнцестояния наряжали вечнозеленые деревья  (ель или сосну) в лесу, как символ мироздания (Мировое Древо, о нём упоминается и в «Слове о полку Игореве») и вечной жизни.  Мировое Древо представлялось нашим предкам величественным деревом, чья крона упирается в небеса, а корни оплетают преисподнюю. В вершине этого древа сияли солнце и луна, мерцали звезды, ниже царствовали птицы, ствол был отдан во владение трудолюбивым пчелам, у корней плодилась всякая живность. Поэтому украшали ёлку ярко и красочно, ведь по старинным поверьям в этот день рождалось новое солнце – Коляда.

  Вот такую занимательную историю имеют всеми любимые Дед Мороз, Снегурочка и Елка. С наступающим Новым годом!      


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.01.25

Гений Ленина, его имя и личность навечно вписаны не только в российскую, но и в мировую историю и важно, что мы начинаем это осознавать не только на общественном, но и на государственном уровне. Государственными гимнами России и Белоруссии являются советские прототипы, в Республике Беларусь 7 ноября остаётся выходным праздничным днём, а в России происходит переосмысление антисоветских 90-х. Самим своим существованием Республика Беларусь во много обязана именно Ленину, а не калиновским и богушевичам. Ленин и советский период – органичная часть нашей истории, важная часть общественного и национального самосознания России и Белоруссии, то, что продолжает влиять на умы и сердца и то, что нельзя «вынести и похоронить». Да и не нужно этого делать. Ленин – уже история, но уж чего точно не нужно делать, так это плевать в него и в советский период. Это то же самое, что плевать в самих себя.

21.01.25

В истории идеологической борьбы между капитализмом и социализмом можно выделить такую характерную черту. При всем, казалось бы, массовом производстве буржуазной литературы, тем не менее она в сознании человечества занимает незначительное место. Более того, есть все основания утверждать, что и в плане обоснования и пропаганды собственно буржуазных ценностей такой литературы почти не существует. То, что называется буржуазной теоретической и публицистической литературой, на самом деле является эвфемическим изложением социалистических идеалов под видом идеалов демократических.

13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru