В декабре текущего года исполнится 20 лет как президентами Российской Федерацией и Республики Беларусь был подписан Договор о создании Союзного государства. Однако строится оно на безыдейной основе, что непосредственно вытекает из упомянутого Договора.
В статье 2 Договора, определяющей цели Союзного государства говорится лишь о «повышении благосостояния и уровня жизни», а также о «создании единого экономического пространства для обеспечения социально-экономического развития на основе объединения материального и интеллектуального потенциалов государств-участников и использования рыночных механизмов функционирования экономики».
Подписание Договора о создании Союзного государства
Отсюда следует, что конструкция Союзного государства возводится исключительно на экономическом интересе, но лишь одна материальная выгода не может быть надежной основой здания союзной государственности. Тем более, что она категория переменчивая: сегодня выгоден один торгово-деловой партнер, а завтра – другой.
Поэтому союзы, основанные только на материальном интересе, не могут быть прочными по определению. В том числе и потому, что элиты государств, участвующих в подобных союзах, посредством адресных финансовых вложений могут быть геополитически переориентированы (т.е. перекуплены) в пользу внешнего инвестора.
Что же может стать идейно-духовной скрепой Союзного государства? Ответ очевиден – идея национально-культурного и цивилизационного единства Белоруссии и России в рамках Русского мира.
При этом надо обратить внимание на то обстоятельство, что белорусские правящие круги не имеют, к сожалению, сколько-либо ясного представления о том, что собой представляет Русский мир и тем более вне их сознания находятся свидетельства того, что Белоруссия является естественной и неотъемлемой частью Русской цивилизации.
Александр Лукашенко выступает с посланием перед белорусским парламентом
Такой вывод прямо следует из выступления президента Белоруссии перед парламентом в апреле 2015 года: «Много в последнее время говорится об идее некоего «русского мира». Я так понимаю, это не про нас. Потому что я часто слышу от вас: «Ну чего ты, мы же русские люди». Это не значит, что мы россияне. Мы теснейшим образом связаны с Россией, мы братья. Но мы хотим жить в своей квартире. И если кто-то полагает, что нас этого можно лишить — никогда. Мы суверенное, независимое государство, никому не создающее проблем».
В то же время приходится свидетельствовать, что и в Российской Федерации до сих пор не дано ясного и научно-обоснованного определения понятию Русский мир, который представляет собой Русскую цивилизацию, выходящую за рамки государства Российская Федерация.
Подобная недосказанность и неопределенность активно используется геополитическими противниками России и их «проводниками» в Белоруссии и в других странах официально союзных Российской Федерации.
Они довольно успешно навязывают политическим элитам этих стран преднамеренно искаженное и пугающее для них представление о Русском мире как об «агрессивной доктрине Российской Федерации, нацеленной на ликвидацию государственности стран СНГ».
В связи с этим видится необходимым представить ясное и недвусмыснное определение Русского мира. При этом наиболее емкими представляются следующие определения.
Русский мир – это цивилизационное понятие, всемирное сообщество людей, отождествляющих себя с русским языком, русской культурой, духовными центрами которой издревле выступают Москва, древние Киев, Великий Новгород и Полоцк.
Основой Русского мира является Русский народ. В нынешних условиях принципиально важно осознать, что Русский народ – это не что-то отвлеченное, а конкретная многомиллионная восточнославянская национально-культурная общность людей, имеющая несколько самобытных ветвей (великороссы, белорусы, малороссы, русины) и объединенная общерусским самосознанием.
При этом необходимо учитывать, что среди белорусов и особенно украинцев немало тех, кто в результате столетней дерусификации уже не отождествляет себя с Русским народом и Русским миром. Поэтому естественным и справедливым представляется следующее определение: русскими являются восточные славяне, считающие себя таковыми. Если кто-то из этнических восточных славян окончательно утратил связь с Русским народом и предал забвению русскость своих предков, то это его дело. Но было бы крайне несправедливо лишать права быть Русью и принадлежать к Русскому народу миллионы восточных славян на Украине и в Белоруссии, желающих этого.
Русский мир многонационален. Помимо русских, к нему относятся также исторически дружественные Руси-России народы, созидавшие вместе с русскими историческую российскую государственность и Русскую цивилизацию.
Русский мир многоконфессионален. Русский мир и Русская Православная Церковь не есть тождественные понятия. Естественно они близки и взаимосвязаны, и Патриарх Московский и всея Руси является духовным отцом Русского мира, и все же Русский мир значительно шире и разнообразней и не может сводиться только к православному вероучению. И об этом надо помнить, ведя разговор о Русской цивилизации.
Русский мир многонационален
Идея Русского мира, в основе которой лежат принципы справедливого устройства общества и миропорядка, базирующаяся на исконных ценностях народов Северной Евразии является, по сути, универсальной идеей устремленной в будущее. Идея Русского мира способна стать мощнейшей общерусской и общесеверноевразийской скрепой, делающей необратимыми процессы постсоветского воссоединения.
Этого крайне опасаются недруги России и бывших советских народов и поэтому главным орудием в гибридной войне против Русского мира является русофобия, т.е. насаждение враждебного отношения вплоть до ненависти ко всему русскому на всем постсоветском пространстве.
Но если в неславянских государствах СНГ русские преподносятся как некая внешняя или пришлая враждебная сила, то, к примеру, в Белоруссии русофобия нацелена на радикальное искажение национального самосознания белорусов. И главным инструментом этого выступает пресловутая доктрина польщизны , которая предполагает навязывание восточнославянскому (т.е. русскому по происхождению) населению Белоруссии восприятия прошлого, настоящего, а значит будущего своего народа сквозь призму польско-шляхетских интересов. При этом надо понимать, что польщизна направлена не на переделывание белорусов в поляков (хотя подобный ход событий также не исключается), а на изменение их культурно-цивилизационной принадлежности, т.е. в формировании у белорусского населения чуждого, а то и враждебного отношения к России и Русскому миру.
На Западе уже имеется опыт радикального искажения самосознания у восточнославянского населения – это Украина, которая, по сути, уже превращена в антиРоссию. Однако Белоруссия в отличие от Украины является субъектом Союзного государства, государством-участником ОДКБ и ЕАЭС и по этой причине ограждена от явного вмешательства Запада в ее внутренние дела, не говоря уже о какой-то внешней агрессии.
Они предали своих русских предков. Марш украинских неонацистов и примазавшихся белорусских «свядомитов» в Киеве.
Поэтому, чтобы втянуть Белоруссию в процесс «строительства Четвертой Речи Посполитой» в отношении ее проводится стратегия т.н. мягкой силы, которая предполагает достижение геополитических целей гуманитарными методами, с использованием таких областей как культура, образование, туризм, топонимика и транспортная система.
Особенно это заметно в языковой сфере. Русский язык, имеющий государственный статус в Республике Беларусь и на котором постоянно говорит фактически все население республики, никак не используется на дорожных указателях, его нет на табличках с названием улиц, в общественном транспорте по-русски не объявляют остановок и не делают объявлений.
К сожалению, приходится констатировать, что в русле пресловутой польщизны на общественное сознание воздействует и существующая в республике система исторического и в целом гуманитарного образования. В ходе изучения истории Белоруссии в сознание школьников и студентов внедряется ложная мысль, что Великое княжество Литовское (русская составляющая этого средневекового государства замалчивается) и Речь Посполитая якобы являлись историческими формами белорусской государственности, а жестоко угнетавшие русских предков белорусов польские магнаты и шляхта выдаются за белорусских национальных героев. К категории последних отнесены и те представители западнорусской знати, которые отказались от своего народа, русского имени и православной веры предков.
Многовековая народно-освободительная борьба западнорусского/белорусского народа преподносится или как распри князей и магнатов, или как антифеодальные и антирелигиозные выступления крестьян и горожан. И не более того. А помощь со стороны Русского государства западнорусским/белорусским повстанцам, боровшимся против польско-католического гнета, и покровительство Российской державы, гонимой в Речи Посполитой Западнорусской православной церкви выдается за агрессивную политику со стороны России. И таким образом прямо со школьной скамьи белорусские граждане приучаются воспринимать историю Белоруссии через призму польщизны.
Польщизна в действии. На минском вокзале не осталось ни одной надписи на русском языке
В настоящее время Республика Беларусь является ареной соприкосновения двух несовместимых цивилизационных проектов -- Русского мира (одной из форм которого является проект Союзного государства) и Четвертой Речи Посполитой. Причем, если интеграционные проекты, в которых участвует Республика Беларусь (Союзное государство, Евразийский экономический союз) имеют преимущественно социально-экономическую направленность, то доктрина Четвертой Речи Посполитой носит исключительно идеологический характер и нацелена на формирование в белорусском обществе отчужденного отношения к России и Русскому миру.
Идеи польщизны продвигаются в белорусское общество под ширмой т.н. «берарусчыны» и направлены на устранение общерусской основы национального самосознания белорусов. Работа строится с прицелом на будущие изменения в руководстве республики (рано или поздно это должно произойти) и в настоящее время посредством польщизны/беларусчыны белорусское общественное сознание исподволь готовится для будущего (на что как раз и рассчитывает Варшава) геополитического и цивилизационного разрыва Республики Беларусь с Российской Федерацией.
При этом приходится констатировать, что польщизна/беларусчына стала во многом определяющей линией политики Республики Беларусь в области культуры, образования и информации и представляет существенную угрозу как для дальнейшего развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве, так и для собственно Республики Беларусь. Речь идет об опасности ползучей трансформации этого восточнославянского союзного России государства (т.е. собственно белорусского) в русофобское и антироссийское.
В отличие от Украины, где приобщение к «европейским ценностям» происходило и происходит с войной и жестоким насилием, польщизна в Белоруссии действует и намерена действовать в дальнейшем по-иезуитски тихой сапой. И в этом ее опасность, т.к. для многих ответственных лиц, в том числе и в России, она как радиация не осязаема.
В сложившихся обстоятельствах необходимо, в первую очередь, отказаться от пагубного посыла, что «Белоруссия никуда не денется», который буквально застилает глаза и не позволяет объективно оценивать тревожные процессы, происходящие в белорусском субъекте Союзного государства.
И наконец, необходимо не только осознавать культурно-цивилизационную принадлежность Белоруссии и Российской Федерации к общей для них цивилизации Русского мира, но и всемерно содействовать укреплению общерусской составляющей национального самосознания белорусов, против которой направлено острие польщизны.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.