Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Сразу после образования Речи Посполитой на территории Великого княжества Литовского и Русского начал действовать католический орден иезуитов. Формально они прибыли для борьбы с распространившимся в то время в ВКЛ кальвинизмом, на деле же главной их заботой стало «искоренение схизмы», т.е. православия, в первую очередь, среди русской знати, бояр-шляхты, а также в подвластных Речи Посполитой русских городах. Вначале иезуиты обосновались в Вильно, где в 1570 году открыли иезуитский коллегиум, который привилеем короля Речи Посполитой Стефана Батория от 7 июня 1578 года был преобразован в Виленскую академию.
Ректором вновь созданной католической академии стал влиятельный польский иезуит, непримиримый враг православия, в последующем один инициаторов Брестской церковной унии Петр Скарга. Виленская академия была специально основана «pro Ruthenis et Moscovitis» (лат.- для русских и московитов), т. е. готовила кадры для католической деятельности среди русского населения Речи Посполитой и Московского государства. В 1586 году она имела свыше 700 учащихся, а в 1632 году – более 1200 и стала мощным центром продвижения латинства в Литве и на русских землях.
«Волки в овечьей шкуре», карикатура на иезуитов (XVI в.)
Виленская академия, благодаря непосредственной поддержке римских пап и польско-литовских королей, располагала огромными материальными возможностями, которые позволяли обучать не только молодежь знатного и богатого происхождения, но и детей простолюдинов. Ее выпускники люто ненавидели «схизму» и готовы были нанести смертельный удар по православию.
В ходе Ливонской войны в конце лета 1579 года, захватив после 20-ти дневной ожесточенной осады Полоцк (город оборонял 6-ти тысячный русский гарнизон, осаждала 42-тысячная польско-литовская армия, в составе которой было 14 тысяч венгерской и немецкой наемной пехоты), король Речи Посполитой Стефан Баторий был страшно разгневан тем, что в городе не было ни одного католического костела. Он отдал все полоцкие православные храмы, включая древнейший Спасо-Ефросиньевский монастырь, вначале на разграбление наемникам, а затем иезуитам, которые превратили эти древние русские православные святыни в опорные центры «Общества Иисуса» в борьбе против православной веры.
Осада Полоцка войсками Стефана Батория, миниатюра XVI в.
Привлекая иезуитский орден в подвластные русские области, польские короли рассчитывали, что иезуиты, известные коварством, интриганством и беспринципностью («цель оправдывает средства»), сумеют конфессионально отделить русскую знать и шляхту от простого народа и тем самым окончательно лишить Западную Русь ее государствоообразующего слоя.
Между тем еще в первой половине XVI века позиции православия на западнорусских землях были сильными и устойчивыми. Несмотря на ущемления в политических правах православными были 23 княжеских и 42 крупных шляхетских рода. Среди них такие знаменитые магнаты как Чарторыйские, Острожские, Тышкевичи, Сапеги. Только при короле и великом князе Сигизмунде I (годы правления 1506-1548) на землях «Литвы и Руси» было построено почти 90 православных храмов. Даже в Вильно, ставшим оплотом католицизма, при 14 католических костёлах было 17 православных церквей. В Новогрудке количество православных храмов в 10 раз превышало количество костёлов. В Полоцком и Витебском поветах было всего по одному костёлу, а на востоке (Мстиславские, Оршанские, Могилёвские земли) католических храмов не было вовсе.
Между тем римско-католическая церковь при прямой поддержке королевской и великокняжеской власти активно проникала на западные земли нынешней Белоруссии. Помимо иезуитов на западнорусских землях получили возможность развернуть деятельность католические ордена францисканцев, августинцев и бернардинцев. В Гродненском повете было 19 католических парафий, в Новогрудском – 20, Минском – 16, Волковысском -15, Слонимском – 7, в Оршанском, Витебском и Полоцком – по 1.
Решающую роль в наступлении католицизма играли короли Речи Посполитой, беспрерывно подстрекаемые на это римской курией. Католическим магнатам и шляхте раздавались многочисленные земли в ВКЛ. Православные же вынуждены были довольствоваться сохранением того, что у них было. Так же обстояло дело и с церковью – католическая получала богатые землевладения от государства, а православная – лишь то, что ей жертвовали её прихожане.
Главным успехом иезуитов стало утверждение в 1587 году на польском королевском и литовском великокняжеском престоле своего воспитанника истого католика Сигизмунда III Вазы, который главной своей задачей ставил упрочение католицизма и подавление православия на западнорусских землях. Борьба против православия и ущемление прав православных были возведены в ранг государственной политики.
Религиозный фанатизм Сигизмунда III был столь велик, что помешал стать русским царем его сыну Владиславу. Как известно, во времена Смуты в 1610 году, отстранившая от власти царя Василия Шуйского «семибоярщина» пригласила на московский престол польского королевича Владислава, при условии перехода последнего в православие, о чем предварительно было договорено с Сигизмундом III. В августе 1610 года был подписан соответствующий договор, и Москва присягнула Владиславу.
Королевич Владислав. Он был избран на царство, но так и не стал русским царем
Однако Сигизмунд III отказался от прежних договоренностей, не отпустил сына в Москву и запретил ему принимать православие. Вместо этого предложил российским подданным перейти в католичество, а себя в качестве регента-правителя Московского государства. Но подобные условия были абсолютно неприемлемы даже для «семибоярщины» и польско-«семибоярский» проект провалился и Московскую Русь Бог миловал от польских царей-королей. А вот для Западной Руси правление Сигизмунда III Вазы обернулось подлинной национально-религиозной катастрофой. При нем состоялась Брестская церковная уния, расколовшая западнорусскую церковь на униатскую и православную и создавшая «правовую» основу национально-религиозного угнетения русского народа, находившегося в подданстве Речи Посполитой.
Вообще подготовка и принятие Брестской церковной унии – это целый «клубок» лжи, предательства и коварства в отношении православного русского народа. И эта сомнительная традиция до сих пор присуща идейным последователям униатов и ополячившейся шляхты.
События же развивались следующим образом. С созданием Речи Посполитой в условиях широкомасштабного наступления на православие и ущемления прав православных горожан (Магдебургское право) одной из форм русского сопротивления стали православные братства, возникшие в Вильно, Львове, Перемышле, Минске, Слуцке, Могилеве, Луцке и других городах.
В условиях нарастающего католического давления прихожане городских православных храмов образовывали особые общества или братства, которые стали народными центрами по защите православия, развития русской культуры и распространения православного образования. В начале братства создавались для оказания материальной помощи своим приходским храмам, но затем по мере вступления в них представителей духовенства и православной шляхты они становятся общественными объединениями, отстаивающими русские начала в тогдашней Речи Посполитой.
Печать Львовского православного братства
При этом братства занимали отнюдь не оборонительную позицию и постоянно расширяли свое влияние на жизнь тогдашнего русского общества Речи Посполитой. Наиболее крупные из них добились права участия в выборе духовных лиц, надзора за ними, обличения их пороков и злоупотреблений.
Поддержку своим действиям по защите Западнорусской православной церкви братства получили у Восточных патриархов. В конце 80-х годов XVI столетия русские области Речи Посполитой посетили Антиохийский патриарх Иоаким и Константинопольский – Иеремия, которые расширили права братств, предоставив им в ряде случаев надзор даже за высшими церковными иерархами – епископами (право ставропигии).
Расширяющееся братское движение вызывало крайнюю обеспокоенность у римской курии, у иезуитов, и, соответственно, у находившегося под непосредственным иезуитским окормлением Сигизмунда III. И хотя к тому времени Западная Русь в итоге известных драматических событий утратила свою государственность, но восточнославянское население прочно хранило память «о русской старине и древних вольностях», а восточнее Днепра лежало православное Русское царство, обладавшее огромной притягательной силой. Ливонская же война при всем ее неблагоприятном исходе для Московского государства ясно показала, на чьей стороне были симпатии русских жителей Речи Посполитой.
Все это ставило под удар планы Рима по католизации западнорусских земель и в этом вопросе намерения римской курии и интересы Речи Посполитой как государства входили в серьезное противоречие. Если бы король Речи Посполитой Сигизмунд III обладал хотя бы толикой государственной мудрости и слепо не следовал наставлениям иезуитов и римской курии, то он не стал бы «лить масло» в огонь религиозной вражды, который все больше разгорался над польско-литовским королевством. Но вместо этого Сигизмунд III встал на путь уничтожения посредством церковной унии православия на Западной Руси, чем и предопределил крах Речи Посполитой спустя два столетия.
К концу же XVI столетия иезуиты, поддерживаемые польским королевским двором, уже два десятилетия не просто вели активную католическую пропаганду среди высших слоев западнорусского общества, но целенаправленно выделяли среди русской знати и православных иерархов, наиболее подверженных посулам (в том числе и банальному подкупу) и, вербовали среди них своих сторонников, толкая их на путь национально-религиозного предательства.
При этом иезуиты активно использовали в своих интересах противоречия, возникшие между братским движением и теми западнорусскими православными владыками, для которых духовный сан был в первую очередь источником материальных благ. Братства же требовали от владык твердости в вопросах веры и те вынуждены были терпеть вмешательство и обличения со стороны «портных, седельников и кожевников».
Продолжение
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.