Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Изначально уния была большой политической авантюрой, ничего общего не имеющей с христианскими заповедями и ценностями, целью которой было ни много ни мало, а превращение подданной тогда польским королям части русского народа в поляков.
Вот что писал по этому поводу в середине XIX века известный исследователь белорусской старины М.О. Без-Корнилович в книге «Исторические сведения о примечательнейших местах в Белоруссии»:
«Забота польского правительства ввести унию в Литве и Белоруссии была более требованием политики с целью уничтожить Православную веру в Польше. Народной чувство русских там находящихся всегда их влекло к своим соплеменникам, жившим в России имевшим с ними одно происхождение, язык, веру. Только уния, и постепенный переход из нее в католическую веру, могли со временем ослабить это взаимное влечение, и переродить белорусских и литовских русских в поляков».
Выдающийся исследователь западнорусской старины Михаил Осипович Без-Корнилович
Приведенные исторические примеры убедительно свидетельствуют о том, что русские люди не только веками живут на территории нынешней Белоруссии, но и относятся к категории ее исконного населения. Но именно это как раз в корне не соответствует искусственным официозным советским и постсоветским этническим построениям, которые пытаются лишить коренное население Белоруссии его русского происхождения.
Однако только осознание того, что восточнославянское население Белоруссии всегда исторически относило себя к русскому народу, дает возможность понять истинный смысл и направленность многочисленных протестных движений, восстаний и войн, сотрясавших восточные земли вначале ВКЛ, а затем и Речи Посполитой, вплоть до ухода последней в небытие.
И восстания западнорусских городов, и казацкая война Северина Наливайко, и казацко-крестьянская война 1648-1654 годов, и крестьянское восстание Василия Ващилы (1743-1744 г.г.), и движение гайдамаков (сер. XVIII в.) и другие народные выступления на восточнославянских землях Речи Посполитой при всем их различии имели характер русского народно-освободительного движения.
Это же в полной мере объясняет и враждебное отношение большинства населения белорусских земель к польским повстанцам 1794, 1830 и 1863 гг. Местное белорусское население, даже будучи во время первых двух антироссийских восстаний униатским (уния упразднена в 1839 г.), называло себя русским, и поэтому неудивительно, что оно было на стороне Русской армии и российских властей, а не поляков. Это позволяет понять, почему население Белоруссии без восторга встретило создание по указанию ЦК партии большевиков в 1919 году Белорусской ССР, отдельной от Советской России, хотя и в государственном союзе с последней.
Что же касается восточной (великорусской) ветви русского народа, то ее представители на территории современной Белоруссии также присутствуют с давних времен. Хотя в языковом и культурном отношении русские выходцы из Северо-Восточной, а затем Московской Руси и России мало в чем разнились с местным русским же населением.
Елена Ивановна Московская с супругом Великим князем Литовским и Русским Александром, средневековый рисунок
В XV– начале XVI веков на Западную Русь, находившуюся в то время под властью польско-литовской короны, по политическим причинам (Тверь, Новгород и Псков вошли в состав Московского государства) переселилось значительное количество выходцев из Тверской, Новгородской и Псковской земель, а также некоторые князья «с челядью и домочадцами» из Великого княжества Московского. Обычным явлением были браки между литовско-русскими князьями и московскими, тверскими и рязанскими княжнами. Так, государь «Литвы и Руси» Ольгерд в 1350 году взял в жены тверскую княжну Ульяну, а дочь Дмитрия Донского была замужем за сыном Ольгерда Семеном Лунгвеном. В 1495 году супругой Великого князя Литовского и Русского Александра стала дочь Ивана III Елена. Естественно, что монарших невест к мужьям сопровождали большие свиты.
В ходе многочисленных войн меду Москвой и Литвой за главенство на Руси, попавшие в «литовское пленение» московиты селились обычно в городах – Бресте, Каменце, Слониме, Дрогичине, Новогородке (Новогрудке) и др. Кроме того, русские-московиты оседали в местностях пограничных с Московским государством. Много подобных поселений появилось после русско-польской войны 1654-1667 годов.
Во второй половине XVII века на землях Белой Руси нашли пристанище, бежавшие из Российского государства старообрядцы. Наиболее многочисленные поселения староверов появились на Гомельщине и Витебщине. А город Ветка (ныне Гомельская обл.) стал центром старообрядческой культуры.
Музей старообрядческой культуры в г. Ветка (Гомельская обл.)
После вхождения в конце XVIII века белорусских земель в состав Российской империи, в Белоруссию из великорусских областей стали направляться чиновники, лица духовного звания, появились и великорусские помещики.
В конце XIX века в связи с бурным развитием промышленности, железных дорог и сельского хозяйства в Белоруссию привлекалось значительное количество специалистов, рабочих и крестьян из Великороссии. Жили великорусы в основном в городах, отдельных поселениях (слободы), а также в белорусско-великорусских селах. Все это в значительной степени способствовало приобщению белорусского населения к современной русской (общерусской) культуре.
По данным Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года в пяти белорусских губерниях проживало 492 тысячи великороссов (5,8 %). При этом до 1917 года понятие русский распространялось на весь русский народ и применялось как общее название великорусов, белорусов и малорусов.
После создания БССР и проведения советской «белорусизации», количество русских (великорусов) в Советской Белоруссии в 1937 году составило 248 тысяч человек (4,8%). О том, сколько великорусов проживало в находившейся в составе Польши Западной Белоруссии, данных не имеется.
В тоже время промышленное и культурное развитие БССР требовало специалистов: ученых, преподавателей высшей школы, творческих работников, инженеров и рабочих, нехватка которых восполнялась путем привлечения квалифицированных кадров из РСФСР. К 1939 году численность великорусов (русских) в Белорусской ССР увеличилось до 336 тысяч человек (6,6%).
Флаг Белорусской ССР в 1937-1951 годах
После Великой Отечественной войны для восстановления разрушенного народного хозяйства из РСФСР в БССР было направлено большое количество русских квалифицированных специалистов, внесших большой вклад в восстановление экономики республики, в становление новых отраслей промышленности, в создание целых научных направлений и школ. По переписи 1959 года в БССР проживало 659 тысяч великорусов (8,2%). Всего же за период с 1959 по 1989 год численность русского (великорусского) населения в Белорусской ССР удвоилась и составила 1 млн. 311 тысяч человек.
После распада СССР начался процесс уменьшения численности жителей Белоруссии, определяющих себя в качестве русских, хотя русские твердо занимают второе место после белорусов среди этнических общностей республики. Так, в 1999 году в Республике Беларусь насчитывался 1 миллион 142 тысячи русских, их них 971 тысяча (85%) проживала в городах, т.е. за первые десять лет суверенного развития количество русских в Белоруссии уменьшилось на 169 тысяч человек. А еще через десять лет количество русского населения стало меньше еще на 357 тысяч и составляет всего, как уже говорилось, 785 тысяч человек. Цифры на первый взгляд явно неутешительные, но дело в том, что они никак не отражают реальных этнических перспектив русских в Белоруссии, что все-таки вселяет определенные надежды.
Изложенный материал (при всей его неполноте) с уверенностью дает основание утверждать, что Белоруссия является исконной русской страной с очень непростой историей, народ которой столетиями упорно отстаивал свое право принадлежать к русскому народу. К сожалению, этот вопрос остается открытым до сих пор.
Положение в современном белорусском обществе в чем-то сродни (хотя аналогии здесь, конечно, очень отдаленные) положению на западнорусских землях в конце XVII – XVIII столетии. Тогда среди населения, проживавшего ан территории нынешней Белоруссии, в полной мере русскими определял себя только «просты народ». В большинстве своем русская по происхождению знать или уехала на службу к московскому государю, или, ополячившись, утратила русское самосознание. Такие старинные русские роды как Чарторыйские, Острожские, Огинские и многие другие, бывшие изначально опорой Руси и православия, стали польско-католическими (результат деятельности иезуитов) и рьяными ненавистниками всего русского.
В настоящее время согласно переписи 2009 года 42% населения Республики Беларусь сознательно определили русский язык в качестве родного, т.е. это фактически русские люди. Причем из них великорусы (назвавшие себя русскими согласно опроснику) составляют чуть больше пятой части. Остальные 4/5 - это белорусы, не только мыслящие и говорящие по-русски, но и обозначившие свою принадлежность к Русскому миру, которых с полным основанием определить как русских белорусов.
А если учесть, что в качестве своего разговорного русский язык назвало более 80% восточных славян, в настоящее время проживающих в Белоруссии, то можно смело говорить о том, что русское начало в значительной мере (хотя и не всегда выражено) присутствует в самосознании современных белорусов.
Парадокс же состоит в том, что от в отличие от простых граждан белорусская творческая интеллигенция, которая по идее должна концентрированно выражать национальные чаяния белорусов, на деле в большинстве своем поражена патологической русофобией и все свои усилия, в основном, тратит на разжигание неприязни к России, Руси и всему русскому.
Именно в этой среде наибольшим влиянием пользуются идеи Литвы=Беларуси, «общности культурной и исторической судьбы Беларуси и Польши», а также «извечной враждебности России к Беларуси». И таким образом национально-цивилизационные устремления большинства восточнославянского населения Белоруссии и общественного слоя, претендующего на роль гуманитарной элиты белорусского общества, принципиально разнятся.
Подобное положение сложилось еще в советское время. Тогда партийными властями, начиная с момента создания БССР и вплоть до запрета деятельности компартии Белоруссии в 1991 году, в республике проводилась «ленинская национальная политика», центральная линия которой – формирование «социалистической белорусской нации». Такая политика была сродни целям иезуитов, ведь и компартия, и орден иезуитов добивались отделения белорусов от русского народа.
Мнение же о том, что белорусы принадлежат к русским, в советское время клеймилось как проявление «великорусского шовинизма» и было поставлено под запрет, со всеми вытекающими последствиями. Так, в 20-е годы XX столетия в ходе т.н. «белорусизации» в БССР было жестко подавлен западнорусизм – научно-просветительское течение, доказавшее и отстаивавшее национально-культурную нераздельность белорусов с остальным русским народом.
В суверенной Белоруссии идеологическая линия на отрыв белорусов от русского народа была продолжена, а «советское социалистическое» содержание было заменено банальной русофобией.
В то же время этнические процессы, которые в последнее время начали проявляться в Белоруссии дают возможность говорить, что в республике постепенно начинают складываться условия для возрождения на основе русских белорусов и проживающих в Республике Беларусь великорусов западнорусского народа (русского народа Белой/Западной Руси). В этом процессе немаловажную роль призвана сыграть западнорусская гуманитарная элита, которой, однако, еще предстоит сформироваться.
Будут ли события развиваться в указанном направлении, покажет время. Однако это как раз это та сверхзадача, решение которой будет означать восстановление исторической справедливости на Белой Руси.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.