Судьбы боевых судов неповторимы. Справедлива пословица о том, что корабли словно люди. Одни быстро сгорают в пламени войны, вторые служат и погибают в мирное время, третьи живут очень долго, переживая столетия. Но главное – они способны сохранять память о событиях разных эпох и рассказывать нам о реальной истории, противоречивой и общенародной, преемственной и великой.
Легендарной «Авроре» исполнилось 115 лет. В наступившем сентябре отмечается особенная годовщина в её нескончаемой героической жизни. Броненосному ветерану потребовался капитальный ремонт, поэтому последние двенадцать месяцев он находится в доках. Однако навечно покидать почётное место в строю кораблей, несущих военные флаги, ему рановато. В 2016 году крейсер покинет свой «госпиталь» в Кронштадте и, в соответствии с обращением законодательного собрания Санкт-Петербурга, принятым Президентом, станет частью Военно-морских сил России.
Не все знают о зачислении «Авроры» в ряды действующих судов ВМФ. После превращения символа Октябрьской революции в памятник, в результате объявления корабля мемориальным объектом со статусом филиала Центрального военно-морского музея СССР, он перестал быть учебной базой выпускников Нахимовского училища и с 1960 года являлся лишь «историческим комплексом», на борту которого размещались известные экспозиции. Только с началом новейшей истории России была раскрыта и новая страница в жизни крейсера. Когда над его кормой 26 июля 1992 года взмыл воспрянувший, родной старому кораблю Андреевский стяг, «Аврора» пережила второе рождение. Она вошла в состав военного флота. Без всякой проформы на судне разместили до сорока двух матросов срочной службы, двенадцать мичманов и шесть офицеров. Самый заслуженный исторический крейсер I ранга опять обрёл экипаж и командира.
Музей на неопределённый срок превратился в «главного пассажира». В его распоряжение частично отдали площадь батарейной палубы и располагавшиеся под ней несколько небольших отделений, оформленных музейными специалистами. Соседние помещения нижней палубы вместе с верхними офицерскими каютами за полубаком занимала команда. Туда, конечно, не допускали посетителей: билетный маршрут был довольно ограниченным. А за пределами этого ограниченного пространства, отданного музейной организации, подобно каждому кораблю с действующей боевой частью, производились разводы, отдавались строевые команды, строго соблюдался воинский устав.
Такой мне посчастливилось увидеть «Аврору» в октябре 2010 года. Никто из нас – приглашённых для осмотра корабля гостей командира – не мог предвидеть, что, спустя полтора месяца, испытанный разными бурями крейсер захлестнут очередные реформы. Тогда, в день необычного и приятного визита, мы окунулись в обстановку служебных будней команды. Спустившись вниз с батарейной палубы в сопровождении вахтенного, мы почти сразу же оказались свидетелями привычной картины флотского быта. Едва показался суровый на вид, худощавый, подтянутый «старпом», он вмиг обеспечил своим присутствием полную тишину и порядок среди ребят в сероватых рабочих рубашках. У них явно нашлись невыполненные задания, и молодые матросы «растаяли» в электрическом свете переходов, не успев пообщаться с пришельцами. Вскоре в обществе командира, капитана первого ранга Бажанова, совершилась наша незабываемая экскурсия по внутренним помещениям крейсера. Опытный моряк и грамотный собеседник, Анатолий Владимирович поведал в тот час массу подробностей о жизни «Авроры» и истории русского флота.
За прошедшие годы вокруг знаменитого корабля, стоявшего у Петровской набережной перед зданием «Нахимовки», поистине, «утекло немало воды». Сменялись командиры, расформировывалась команда, «объект» уже проторенным ранее путём передавался в ведение музея. При подготовке судна к нынешнему ремонту официальные лица заговорили о будущих планах, связанных с его незаурядным существованием. Начальник управления кораблестроения ВМФ России Владимир Тряпичников сказал: «Мы увидим в ближайшее время старый, мощный крейсер, который показывает нам всю нашу историю». Одновременно и в Центральном военно-морском музее подчеркнули, что расширенные экспозиции «Авроры» предстанут перед зрителями в обновлённом качестве, и дополнятся они, прежде всего, приведёнными данными о Первой мировой войне. К тому же, на днях во «всемирной паутине» выставили интересный фоторепортаж о техническом состоянии судна. С помощью его авторов можно рассмотреть, как на самом деле выглядят оба отделения сохранившейся кормовой машины или что находится над давно переделанным и практически отсутствующим днищем. По прочтении репортажа и заявлений ответственного руководства о перспективах развития музейного дела на «Авроре» меня, признаться, затронул конкретный вопрос – каким образом преображённый ремонтом крейсер «покажет нам всю нашу историю».
О чём ещё расскажет «Аврора» своим новым гостям? Припомнились самые яркие детали последнего посещения судна – не только в музее революционного прошлого, но и в кормовом отсеке, что был предназначен для работы и отдыха командования. В те времена, по понятным причинам и по служебной необходимости, помещения этого отсека были недоступны взгляду «рядового гражданина».
Надо признать, впечатления от возникших воспоминаний о корабле не рассеялись даром. Многое вдруг прояснилось, сложилось в сознании. Ведь «Аврора» способна быть не узко-тематическим, а универсальным и уникальным в своём роде музеем. Уникальность его обновлённых экспозиций может заключаться в широком, объективном показе не одного, как делалось прежде, а именно двух, разделённых когда-то миров русской жизни. И бесценную память о каждом из этих миров продолжают хранить палубы, отсеки и предметы, которые остаются на борту корабля. Об участии экипажа в водовороте восстаний девятьсот семнадцатого и в прохождении огненных бурь Великой Отечественной помнят все те, кто посещал крейсер революции или читал о нём книги, изданные на протяжении ушедших десятилетий. На рубеже противовоздушной обороны Ораниенбаума, защищая блокадный Ленинград, судно чудом не было потеряно безвозвратно. Но миновали годы военных потерь, за ними – вехи советской эпохи, и теперь нам хочется больше узнать о нашей славной истории. Этому и должны послужить расширенные экспозиции музея «Авроры»!
В кают-компании «Авроры»
Если посетителей корабельного музея сумеют ознакомить с кают-компанией и ближайшими к ней помещениями, они прикоснутся к исторической атмосфере былого Императорского флота России. К слову, узнают, чем была оригинальна редкая морская традиция обязательного обустройства «командирских салонов». Пошедшая от Петра Великого, она воплотилась в конструкции первого же линейного корабля Российского флота – при постройке «Предестинации». Её кормовой «квартердек» без излишней экономии намеренно планировался под огромный салон командира и соответствовал лучшим голландским моделям. Наличие «салонной» традиции всегда отличало русские корабли от нарочитой уставной скупости немцев, французов, американцев. Иван Гончаров, между прочим, выделил эту изящную черту, присущую боевым судам нашей державы. В занимательном путевом очерке «Фрегат „Паллада“» писатель-классик заметил о командирском салоне: «Это был просторный, удобный, даже роскошный кабинет». Как правило, он украшался дорогими панелями из орехового и красного дерева, вмещал прекрасную мягкую мебель, шкафы, фортепьяно. Находясь в плавании, наибольшую часть времени русские капитаны проводили не в офицерских кают-компаниях, а в изолированных салонах. Там проходили совещания и военные советы; подчинённые то поодиночке, то группами вызвались в салон для нужной беседы. Там же накрывался обеденный стол, который предназначался для командира. Совместный обед капитана и остальных руководителей команды в стенах кают-компании был возможен исключительно «по приглашению господ офицеров». Иначе командир либо обедал со специально приглашёнными им из кают-компании отдельными лицами, либо зачастую, в согласии с принятым этикетом, принимал пищу в одиночестве. В принципе, командирские салоны, несмотря на их излишнюю аристократическую «роскошь» и «барственное» обхождение капитанов с членами экипажей, имелись на любом русском корабле, включая маленькие низкорослые миноносцы переходного типа «Доброволец». К началу Германской – «Второй отечественной войны» эти суда уступали в элементарном комфорте как старым миноносцам с более удобными внутренними помещениями, так и гордости балтийской минной флотилии, новичку-скороходу «Новику». Но и в них, следом за узкой кают-компанией, где низенькие потолки «прижимали» к столам скромных военных трудяг в офицерском обличье, был собственный «салон». Своеобразный крошечный кабинет с диваном отгораживал капитанскую «приёмную» от спального места в командирской каюте. Кстати, доброй русской традиции впоследствии нашлось место в Советском флоте.
Всё же вернёмся на «Аврору». Пересечём прямоугольное пространство её солидной кают-компании и остановимся у порога двух крайних кают кормовой части. Здесь, по правую руку от нас, будет дверца каюты командира. Слева – бывшая каюта флаг-офицера, а прямо перед нами откроется вход в фешенебельный командирский салон большого корабля. В 2010 году капитан крейсера, любезно допустив нас до письменного столика личной каюты, показал «принайтовленную» к нему лампу с типичным круглым колпаком из зелёного стекла. Она была подлинной. Наверное, сегодня тот настольный светильник по-прежнему помнит множество замечательных людей. Напротив командирской каюты, под номером „21“ на неподдельной, сохранившейся с «царских времён» дверной табличке, почти в неприкосновенности остаётся и каюта флаг-офицера. Такие офицеры направлялись на суда по назначению командования флота аналогично представителям генштаба в сухопутных подразделениях. Так вот, в этой должности на «Авроре» не единожды находился А. В. Колчак – не помышлявший в ту пору о гражданском противостоянии талантливый гидрограф, популярный полярник и один из организаторов Морского генерального штаба.
Командирский салон «крейсера революции»
Итак, войдём в красновато-золотистый салон, украшенный в стиле модерна, – последнее помещение крейсерской кормы под батарейной палубой. Сквозь люки прозрачных иллюминаторов нетрудно увидеть близко плещущие волны. Но первыми привлекают внимание глаз «ретирадные» светлоокрашенные орудия. Аккуратно прибранной парой они грозно стоят у бортовых стен по обеим сторонам от входа. Их поставили заново, когда самодержавная империя вступала в мировую войну. В те дни «Аврора», исполнявшая с 1907 года немудрёные представительские функции учебного корабля, подготовилась к боевым действиям и направилась в море. Современная голливудская баллада превознесла в кино подвиг англо-американских «супергероев», которые раскрыли коды гитлеровского Кригсмарине. Благодаря этому приключенческому боевику портативная машинка «Энигма» сейчас не нуждается в исторической рекламе. Неожиданным открытием для молодёжи пора сделать иной «детектив», громче поведав о действиях наших моряков на Балтике в сентябре 1914 года. В момент захвата русскими кораблями немецкого крейсера «Магдебург» его командир не приложил достаточных усилий к уничтожению книг с кодовым шифром кайзеровского флота. Водолазные работы под носом у пленённого противника завершились выемкой кодов. Они то и были впервые переданы английской стороне добросовестными российскими союзниками, а кроме того, мы не должны забывать – безопасность поиска в районе операции обеспечивал подошедший к «Магдебургу» крейсер «Аврора».
Пианино с императорской яхты «Штандарт»
Потом, задолго до победившей революции, были другие походы. Нашему герою придётся ещё многое рассказывать и о кораблях, и о людях. Например, посредством хотя бы той элегантной лакированной вещи, что замыкает собой по центру полуовальную панораму командирского салона. Это пианино. Мне удалось коснуться его клавиш, сыграв несколько аккордов старинной мелодии. Оно примечательно не каким-нибудь антикварным блеском или баснословной ценой. Просто попал сюда инструмент с не менее известного судна. С яхты, носившей такое же краткое и ёмкое название – «Штандарт»…
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.