САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Сергей Шиптенко: Хиппи: интересное жизнерадостное положение

Сергей Шиптенко: Хиппи: интересное жизнерадостное положение

« Назад

Сергей Шиптенко: Хиппи: интересное жизнерадостное положение 26.05.2016 13:31

     Хиппи внесли свой особый шарм в масс-культуру Запада, а затем – и всего мира. Их влияние на общество достигло пика в кон. 1960-х – нач. 1970-х гг., в силу чего ряд культурологов и философов озадачились «феноменом хиппи», «субкультурой хиппи». Заговорили даже об   «идеологии хиппи».

Если уместно вести речь об идеологии хиппи, то  следует сразу же оговориться: ряд положений этой одной из самых молодых «идеологий» концептуально не оформлены. Иначе говоря, «идеология хиппи» находится в состоянии становления и развития. Однако, если некоторые работники специфической сферы допускают существование таких феноменов, как «идеология белорусской государственности», «идеология патриотизма», «идеология воспитания» и том подобное, то с их точки зрения «идеология хиппи» существует.

Родиной движения хиппи являются США, время громкого заявления о себе – середина 1960-х гг. Данный период характеризовался продолжающимся духовным кризисом Западной цивилизации, усугубленным экономическими и военно-политическими кризисами. Идейными предшественниками хиппи явились битники 1950-х (бит-культура). Это было время войн и популярности левых идей во всём их разнообразии, манифестации нонконформизма и личностного самовыражения в самых вызывающих формах. Параллельно со становлением субкультуры хиппи шло развитие новых направлений рок-н-ролла из джаза, взаимовлияние которых очевидно.

2007-10-14-Hippie-Hippie-Shake-Crowd

Мировоззрение хиппи прошло период становления стихийно, при отсутствии давления сколь либо заметно выпячивающих себя «идеологов», что, впрочем, не означало отсутствия неформальных авторитетов, укреплявшихся в данной субкультуре посредством утверждения декларируемых принципов посредством личного действия. Таковой фигурой является участник The Beatles  Джон Леннон.

С одной стороны, хиппи – это вызов ханжеству, ретроградству, формализму, тоталитаризму и технократизму Западной цивилизации, с другой – декларация и утверждение на практике новых ценностей, нового взгляда на мир, на человека, принципы и условия социальной гармонии. Естественно, принципиально новая парадигма мироощущения не могла не найти чисто внешних – символических, атрибутивных – оригинальных проявлений. Впрочем, вопрос принципиальной новизны является дискуссионным.

Традиционно хиппи воспринимаются как молодые жизнерадостные люди с длинными волосами, вплетенными в волосы и одежду цветами, собирающиеся в группы-стаи для совместного прослушивания музыки (рок-н-ролл, «авторская песня», этно) – преимущественно на природе или зеленых зонах города (парки, фонтаны, большие клумбы), местах совместного проживания (т.наз. сквоты, в которых хиппи проживали коммунами). Достижению максимальной раскрепощенности в эмоционально-творческой самореализации, по их мнению, способствует употребление «легких» наркотиков (например, марихуаны), а также общение с творческими людьми, медитативные  практики, нахождение на природе.

12319616_550941205059323_1839025960_n

Поэтому хиппи много путешествовали автостопом, увлекались восточной мистикой и медитацией (буддизм и дзэн-буддизм, индуизм,  даосизм, различные новые религиозные движения), практиковали вегетарианство и бережное отношение к природе («экологическое сознание», отказ от кожи и меха и проч.). Нельзя сказать, что данные практики характерны только для хиппи, да и сами хиппи так не ставят вопрос, однако в комплексе набор специфических черт даёт основания безошибочно выделить хиппи среди прочих жизнерадостных чудаков этого бренного мира.

Основными принципами их субкультуры являются ненасилие (ахимса) и пацифизм, наиболее ярко проявившееся в лозунге времен вьетнамской войны «Лучше любить, чем воевать». Помимо пропаганды словом и делом указанных принципов - уклонение от призыва, отказ брать в руки оружие, предпочтение альтернативной службы, марши протеста, антивоенные акции типа знаменитого «Вудстока» и проч. -  пицифизм отражен в широко используемой «молодежной» атрибутике (например, «пацифика»).

1240407957_chip20

Вся деятельность хиппи сопряжена глубоким символизмом. Так, протестуя против войны во Вьетнаме, американские хиппи дарили цветы военным и полицейским, задали целое направление в индустрии моды ношением вплетенных в длинные волосы цветов, вышивкой цветами одежды, флористическими инсталляциями.  В среде советских хиппи особым шиком считалось ношение вышитой цветами шинели.  Поэтому часто их называют «дети цветов».

Сложно переоценить влияние хиппи на искусство, прежде всего – музыку. Миллионы молодых людей сегодня практикуют автостоп не подозревая, что толерантное отношение к этому явлению возникло в связи с массовым перемещением хиппи таким способом в конце 1960-х гг. Был период, когда дальнобойщики не боялись подобрать производящую жизнерадостное впечатление парочку.

dscn0676

 Проповедуемая хиппи свобода и терпимость нашла отражение в изменении менталитета современного западного человека, законодательстве западных стран. Европейское законодательство стало более толерантным к содомии («однополым бракам», сожительству и проч.) и наркомании, роли женщины в общественно-политической жизни, внебрачным детям и т.д. Заметный вклад внесли хиппи в современную практику регистрации однополых браков в ряде государств, легализацию продажи «легких» наркотиков и отмену уголовного преследования за их употребление, терпимость к различным меньшинствам, популяризацию здорового образа жизни, развитие альтернативной службы, защиту прав животных и экологическое законодательство, развитие молодежного туризма.

Экономический блок воззрений хиппи, равно как и политический (роль государства и т.д.) разработан менее экологического и здравосозидательного, ибо в центре мировоззренческой системы помещен человек, которого окружает природа и дух свободы. Последняя понимается как гармония, ненасилие и радость.

В целом, можно найти определенные сходства между воззрениями хиппи и анархистов на государство, экономику и политику. Но при этом они расходятся в методах деятельности и прочих принципиальных вопросах бытия человека. Так, хиппи, анархистов и коммунистов роднит отношение к государству как к чему-то временному, лежащему тяжкой обузой на плечах общества, закрепощающему личность, ограничивающему его свободу, творческую самореализацию. Однако, в отличие от анархистов, хиппи не ведут борьбу за уничтожение государства, не отвечают насилием на насилие и давление государственной махины, но дистанцируются от него, устраняются от участия в его одиозных проектах. Они уходят в своего рода параллельную реальность - мир, устроенный по другим принципам, живущий по другим, неписаным законам.

hippies_blackandwhite_

 Также анархистов и хиппи роднит второстепенность, явное пренебрежение материальной стороной существования человека, коллективизм и солидарность. Свобода личности, возведенная в культ – характерная черта мировоззрения хиппи и анархистов, однако идут они к этой цели диаметрально противоположными путями.  

В отличие от коммунистов, хиппи не утверждают приоритет общественных интересов над  частными (личностными). Разными способами хиппи удаётся организовать жизнедеятельность своих коммун без насилия и тоталитарных крайностей. Хотя в целом ценностно-мировоззренческие установки хиппи и коммунистов, социалистов и прочих, кого принято считать «левыми», весьма близки. Едва ли ошибётся тот, кто не увидит родства хиппи  с либералами или консерваторами. 

i

Кризис идентичности европейца ХХ в. спровоцировал лихорадочный поиск апологетики бытия, политического действия, что, в свою очередь, предопределило появление ряда оригинальных концепций и доктрин. Некоторые из них небезосновательно претендуют  на статус идеологии. Однако относить хиппи к идеологиям было бы большой смелостью. Наверное, не будет преувеличением сказать, что хиппи – позитивное состояние, состояние творчества, стремления к гармонии, добру и любви ненасильственными способами. Хиппи – это интересное положение, временное, как и всё земное.

Хиппи-автобус  


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

13.12.24

230 лет назад  в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru