На протяжении значительной части своей истории Словения, в силу географического положения, находилась под властью германцев. С VIII в. это были баварские князья, а с XIII в. – Габсбурги, наиболее влиятельный оплот имперского порядка в Западной Европе. При этом, в условиях германского и австрийского влияния словенцы за 1200 лет сохраняли и развивали свои язык и культуру, что было вполне естественным для имперской формы политической организации, в которой, в отличие от современных государств-наций, ни один народ не подвергался принудительной унификации в угоду центральной власти.
Известные писатели и другие крупные деятели культуры Словении появились именно в имперский период, когда в большом пространстве Австро-Венгрии осуществлялся продуктивный синтез и взаимодействие культур множества различных народов. В рамках империи происходило и экономическое развитие: основы промышленности Словении были созданы австро-венгерским капиталом во второй половине XIX в.
После разрушения Австро-Венгерской империи в 1918 г. часть территории Словении (Словенское Приморье) была аннексирована Италией, а остатки Словении вошли в состав Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев, которое с 1929 г. было переименовано в Королевство Югославия. Однако даже такое объединение трёх народов оказалось слишком маленьким и слабым в системе новых геополитических отношений. После Первой мировой войны экономика Словении оказалась в руках иностранного капитала Франции, Англии, Германии и Италии, эксплуатировавшего трудовые и природные ресурсы в горнодобывающей, лесной и деревообрабатывающей промышленности.
Окончательная утрата суверенитета нежизнеспособными лимитрофными образованиями, возникшими на руинах Австро-Венгерской империи, была лишь вопросом времени. Пока словенские националисты лелеяли фантазии о собственном государстве, крупные европейские державы уже давно решили судьбу Югославии. В 1941 г., после оккупации Югославии, территория Словении была поделена между Италией и Германией. На этом история Словении, для которой не нашлось места в новой геополитической конфигурации, могла бы закончиться. Однако восстановление Словении стало возможно благодаря Советской России, освободившей её территорию и способствовавшей созданию новой Югославии, включавшей после 1945 года в свой состав уже 6 республик южнославянских народов.
Общий ВВП Югославии в период с 1952 по 1977 гг. вырос в 4 раза, была проведена индустриализация и модернизировано сельское хозяйство. На территории Словении, в которой промышленность существовала с XIX в., при поддержке СССР были построены новые и обновлены старые промышленные предприятия. Особенно быстро развивалась цветная металлургия в городах Межица, Идрия, Кидричево, предприятия которых производили свинец, цинк, ртуть и алюминий. Одновременно строилась связанная с цветной металлургией химическая промышленность. Пятая часть ВВП и треть экспорта Югославии приходилась на Словению.
В составе социалистической Югославии Словения стала наиболее экономически развитой республикой, которую называли «балканской Швейцарией», близкой по образу жизни к странам Западной Европы. Несмотря на это, в 1991 г. Словения одновременно с Хорватией провозгласила независимость от Югославии и внесла свой вклад в разрушение последнего крупного государства Балкан, которые Черчилль метко назвал «мягким подбюшьем Европы». Словения меньше всего пострадала от крушения югославской федерации, ограничившись 10-дневной войной «за независимость» в 1991 г., протекавшей без таких жестокостей, как в Восточной Славонии, Косово и Метохии или Боснии и Герцоговине. Важную роль в выходе Словении из состава Югославии сыграли спецслужбы Запада, прежде всего – Германии.
Словения после распада Югославии превратилась в карликового лимитрофа, лишенного реального суверенитета и зависящего от геополитических установок США, которые еще с XIX в. рассматривают Европу как отсталый «Старый Свет» и удобный полигон для опасных политических экспериментов. Циничная расправа над Югославией, напоминающая разрушение Австро-Венгрии, лишь подчеркнула неизменный статус стран ЦВЕ как разменных пешек в стратегических планах мирового господства американских политических элит. Формальное провозглашение Словенией независимости повлекло за собой её фактическую потерю после вступления в Евросоюз – новую форму отнюдь не добровольной политической интеграции, без которой, однако, столь маленькая страна была бы совершенно нежизнеспособна. С населением чуть меньше 2 миллионов человек, в своём регионе Словения имеет достаточно высокий уровень ВВП, что позволяет неолиберальным политикам и экономистам превозносить её «уверенное» движение по пути рыночных преобразований.
По состоянию на 2014 г. ВВП составлял $49,51 млрд., на душу населения приходится $29,7 тыс. В 2014 г. ВВП впервые за несколько лет вырос на 2,6%, однако этому предшествовало снижение на 2,6% в 2012 г. и на 1% в 2013 г. Если в начале 2000-х Словения развивалась быстрее и динамичнее соседей, то в дальнейшем наступил спад и неопределенность, напоминающая ситуацию в других бедных европейских странах. Падение ВВП, которое началось еще в 2008 г., в 2009 г. достигло рекордной цифры в 8%. По уровню экономического спада среди стран ЕС Словения уступила лишь Греции. Сегодняшнее финансовое положение Словении также не внушает оптимизма: государственный долг к 2014 г. вырос до 59,8% ВВП, золотовалютные резервы сократились до $921 млн, а дефицит бюджета составляет 4% ВВП или $2 млрд. Исправить положение призваны, как нетрудно догадаться, очередные поборы с населения, включая сокращение зарплат и урезание социальных расходов.
Структуру ВВП Словении можно назвать типичной для бывших социалистических стран восточноевропейского региона. Ведущее место занимает сфера услуг, доля которой составляет 69,5%. Третичный сектор достиг такого размера в немалой степени за счёт значительного сокращения в последние четверть века сельского хозяйства и промышленности. Существенное место в сфере услуг занимает туризм, зависящий от внешних экономических и политических факторов. Так, например, после вступления в ЕС словенская туристическая отрасль пострадала от введения визового режима со странами бывшего СССР.
Как и в других странах бывшего социализма, деиндустриализация в Словении прошла рекордными темпами, в результате чего доля промышленности в ВВП в 2014 г. составила лишь 28,4% - т.е. вдвое меньше, чем в составе Югославии. Процессы деиндустриализации сопровождались деградацией социальной структуры и распространением низкоквалифицированного труда, связанного с перемещением бывших работников промышленных предприятий в третичный сектор. Тем не менее, промышленные товары составляют основную часть внешнеторгового оборота, а сама экономика Словении целиком зависит от экспорта. В 90-е такая экспортноориентированная модель представлялась безусловным благом, однако кризис 2008 г. продемонстрировал ее уязвимость и зависимость от внешнеэкономических факторов. Резкое падение экспорта привело к рецессии, росту безработицы, падению зарплат и уровня жизни. В структуре внешней торговли, в отличие от социалистического периода, основное место занимают западноевропейские страны. Экспортными партнерами Словении являются Германия (19,5%), Италия (11,5%), Австрия (8,2%), Хорватия (6%), Франция (4,6%), Россия (4,6%), Венгрия (4,1%) и Словакия (4,1%). Импорт осуществляется в Германию (16,9%), Италию (13,8%), Австрию (10%), Хорватию (4.7%), Венгрию (4.2%) и Китай (4%). Преобладание западного направления отнюдь не связано с ростом высоких технологий, а означает лишь превращение Словении в один из «сборочных цехов» крупных транснациональных корпораций.
Некогда масштабная торговля с Россией сведена к минимуму. На сегодняшний день по объему товарооборота Словения занимает 53-е место среди торговых партнеров России. Кроме того, в 2015 году произошло резкое сокращение объемов торговли из-за присоединения Словении к антироссийским санкциям ЕС. Это шаг, на который в самой Словении пошли без энтузиазма, лишний раз демонстрирует декоративный характер суверенитета стран, входящих в ЕС и вынужденных приносить в жертву целям геополитики США собственные политические и экономические интересы.
Экономические связи с Россией настолько слабы, что посольство Республики Словении в Москве не считает нужным обновлять сайт более актуальной статистикой, чем за 2009 год. «Структура товарооборота в период его спада практически не претерпела изменений, Словения по-прежнему экспортирует преимущественно фармацевтическую продукцию, оборудование для проводной телекоммуникации, электрооборудование и бытовую технику, а также лакокрасочную продукцию (на эти группы товаров приходится 60-70% общего объема экспорта из Словении в РФ). Импорт из РФ преимущественно связан с поставками в Словению природного газа и нефтепродуктов, алюминия и металлоизделий из него (процент этих групп товаров составляет 70-75% от общего объема российского импорта в Словению)», - так характеризуют двусторонние отношения словенские дипломаты (в оригинальном тексте на сайте имеются орфографические ошибки). Несмотря на устарелость данных, в целом они дают верное представление об основных товарных группах во взаимной торговле.
Не менее опасной тенденцией, чем деиндустриализация, является деградация сельского хозяйства, традиционно обеспечивавшего занятость значительной части населения на Балканах. На сегодняшний день сельское хозяйство обеспечивает лишь 2,1% ВВП, при этом в нём занято лишь 2,2% трудоспособного населения. В то же время уровень урбанизации остается невысоким: в городах сосредоточено только 49,6% жителей, остальные проживают в сельской местности. В странах Восточной Европы сельские регионы характеризуются высокими уровнями бедности и безработицы, которые обычно умело скрываются за более-менее благополучными «средними» статистическими показателями. Подобная же ситуация характерна и для Словении, в которой при трудоспособном населении в 913,5 тыс. человек уровень безработицы в 2013 г. достиг 13,1%, несколько снизившись в 2014 г. до 9,8%. Ниже уровня бедности находится 14,5% населения или 291 тыс. человек, включая 20% тех, кто имеет работу, но получает слишком низкую зарплату.
Западные неолиберальные экономисты списывают все экономические проблемы на недостаточный уровень приватизации и избыток государственного регулирования, подталкивая Словению к окончательному принятию модели дикого капитализма. Впрочем, не стоит преувеличивать заботу словенского государства о собственном народе. За фасадом политической системы, которая характеризуется американскими источниками как «развитая демократия», скрывается олигархия с огромным уровнем коррупции, расхищением бюджетных средств и грабительской приватизацией в интересах правящих элит.
Во многих странах Восточной Европы подмена демократии элитарным олигархическим управлением уже становится настолько привычной, что воспринимается большинством населения как нечто должное. Тем не менее, в ноябре-декабре 2012 г. коррупционные скандалы привели к массовым протестам в г. Мариборе и еще 7 городах Словении, включая 10-тысячную демонстрацию в столичной Любляне. Акции протеста, проходившие под лозунгами изгнания из правительства олигархов и воров, стали самими крупными начиная с 1991 года. Это не остановило находящихся у власти в Словении неолибералов, которые с одобрения ЕС и в дальнейшем намерены решать экономические проблемы путем перекладывания их на плечи населения. Предложенные нынешним правительством экономические меры не только следуют рекомендациям МВФ, но и идут гораздо дальше, предполагая дальнейшую приватизацию, минимизацию зарплат, ограничение прав трудящихся, сокращение социальных расходов и антигуманную пенсионную реформу. Последствия подобной экономической политики уже хорошо известны на опыте других стран. Обеспечивая благополучные экономические показатели, такие шаги ведут к насаждению нищеты, социальной деградации, уничтожению среднего класса и увеличению пропасти между богатыми и бедными.
От «балканской Швейцарии» эпохи социализма Словения движется в сторону третьеразрядного лимитрофа с хроническими социальными, экономическими и политическими болезнями. На смену социализму, который упрекали в недостатке свобод, приходит дикий капитализм в духе ХIX в., предполагающий свободу для немногих и рабство для большинства. Несложно заметить, что подобная экономическая модель сегодня внедряется и в странах бывшего СССР – например, в Белоруссии, которая всё более активно ориентируется на неолиберальные требования, выдвигаемые МВФ в качестве условия получения кредитов. Пример Словении показывает, что любимая мечта националистов о создании процветающей «Швейцарии» маленьким, но гордым народом в «центре» Европы, является абсолютной фикцией и означает на сегодняшний день лишь место в безумных глобальных планах очередных бжезиньских, марионеточное существование, неизбежно связанное с регрессивным движением к отсталым формам политической, социальной и экономической организации.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.