Прошедшие президентские выборы в Российской Федерации несомненно стали поворотным событием в мировой политике. 18 марта 2018 года была окончательно подведена черта под постсоветским периодом новейшей истории с присущим ему геополитическим отступлением Российского государства. Россия вернула себе статус великой державы, ключевого центра силы, без которого не может вершиться будущее человеческой цивилизации.
В тоже время Российская Федерация является основной несущей конструкцией интеграции на постсоветском пространстве, включая белорусско-российский проект Союзного государства. Последний, в свою очередь, призван выступать в качестве основного движителя развития таких интеграционных объединений как Евразийский экономический союз и ОДКБ. В связи с чем от уровня белорусско-российских отношений напрямую зависит успешность ЕАЭС и ОДКБ. В виду важности очерченной проблематики портал «Вместе с Россией» обратился к представителям белорусского экспертного сообщества со следующими вопросами:
1. Как итоги президентских выборов в Российской Федерации отразятся на дальнейшем развитии белорусско-российских отношений?
2. В последнее время в белорусском и российском обществе, а также на уровне официальных лиц неоднократно поднимался вопрос о необходимости модернизации Договора о создании Союзного государства. А как вам видятся пути дальнейшего развития Союзного государства?
Лев Криштапович, доктор философских наук, профессор
1. Мне представляется, что президентские выборы в России (поскольку в победе Путина сомнений не было) не являются каким-то особенным фактором для понимания сегодняшнего состояния и дальнейших перспектив развития белорусско-российских отношений, в том числе и строительства Союзного государства. Надо понимать, что в настоящее время кардинальным образом изменилось положение на постсоветском пространстве.
Запад (США и Европейский союз) развязали самую настоящую экономическую, политическую и идеологическую войну против России. Такая ситуация обязывает союзников России, а Белоруссия является прямым союзником России, не отделываться бессодержательными причитаниями о конфликтности в современном мире, а занимать солидарную позицию с Россией, чтобы успешно противодействовать этой беспардонной, наглой и агрессивной политике Запада в отношении России.
Не надо питать иллюзий, что Белоруссия останется островком стабильности, если мы будем пытаться дистанцироваться от своих союзнических обязательств и действовать по принципу: «это, дескать, конфликт и санкции против России, Белоруссии все это не касается». В одиночку никаким островком стабильности Белоруссия не останется, ибо если не устоит Россия, то Запад моментально проглотит белорусскую стабильность и белорусскую независимость и даже не поперхнется.
Только вместе с Россией, одновременно подключая к нашему единству другие страны Евразийского союза, укрепляя всестороннее стратегическое сотрудничество с Китаем можно обуздать агрессивные наскоки Запада против наших стран, а следовательно, укреплять белорусско-российские отношения.
2. На мой взгляд, надо говорить не о модернизации Договора о Союзном государстве, а о выполнении Договора. То есть создавать союзные органы власти, союзные деньги, союзное гражданство, делать Союзное государство субъектом мирового сообщества, короче: строить полноценное Союзное государство. Если бы у нас было полноценное Союзное государство, то Белоруссия и Россия чувствовали бы себя намного увереннее и стабильнее, чем сейчас.
Дело в том, что сам факт бытия Союзного государства усилил бы нашу мощь, несомненно, повысил бы существенно уровень жизни наших народов и укрепил бы уверенность наших граждан в своем будущем. Кроме того, полноценное Союзное государство было бы важным фактором укрепления стабильности на всем постсоветском пространстве. Можно сказать, что при полноценном Союзном государстве такая ситуация, какая сложилась сегодня на Украине, была бы невозможна.
Глеб Волков, кандидат политических наук
1. За долгие годы сотрудничества Владимир Путин и Александр Лукашенко досконально изучили друг друга, как с точки зрения человеческих качеств, так и с политической стороны. Учитывая это обстоятельство, а также то, что в целом белорусско-российские отношения складывались в конструктивном ключе, переизбрание В. Путина, конечно, плодотворно скажется на двустороннем развитии.
К тому же, несмотря на периодически возникающие между нашими государствами разногласия, В.Путин с каким-то принципиальным постоянством продолжал покровительствовать Белоруссии и, демонстрируя завидную дипломатическую выдержку, не позволял отношениям выйти из положительного русла. Можно себя успокаивать тем, что у Белоруссии и России итак прочные исторически сложившиеся узы, но на примере Украины хорошо видно, как быстро даже такие, казалось бы, фундаментальные связи могут быть подорваны. Так что традиции традициями, а личностные качества президентов все же играют весомую роль в межгосударственном развитии.
2. Иногда проще и разумнее построить новое, нежели модернизировать старое. Дорожная карта Союзного государства была изначально смоделирована не верно. Лидеры двух стран выдвинули на первое место политическую составляющую и ошиблись – политикам трудно поступиться своим личным суверенитетом и когда дело доходит до того, чтобы делегировать часть своей власти в наднациональные органы (а в реальности за наднациональными органами всегда стоят конкретные политики), начинается «перетягивание каната».
В итоге, амбиции политиков стопорят процесс, что отрицательно сказывается на репутации самой идеи. Именно это и случилось с Союзным государством, формирование которого, по сути, было остановлено как раз в той стадии, когда стороны вплотную подошли к обсуждению стратегических вопросов – где будет размещаться единый эмиссионный центр, кто возглавит СГ и т.д.
К счастью, параллельно началась апробация другой интеграционной модели – Евразийского экономического союза. Проект ЕАЭС, как и предполагалось, оказался более жизнеспособным, т.к. главную роль здесь стала играть уже экономика. Развитие ЕАЭС, как более эффективного и перспективного интеграционного проекта, в определенной степени принижает модель Союзного государства. Безусловно, пытаясь создать Союзное государство мы получили бесценный опыт, благодаря которому обязаны уйти от прежних ошибок; для решения двусторонних вопросов определенную пользу представляет и площадка Союзного государства. Однако, основные усилия будут сконцентрированы именно на ЕАЭС. Как известно, в ближайшие годы планируется формирование единого энергетического рынка ЕАЭС. На фоне этого гигантского по своему масштабу и влиянию замысла все остальные альянсы просто потеряются.
Артем Агафонов, председатель общественного движения «Гражданское согласие»
- Я не вижу каких-либо предпосылок к кардинальному изменению двухсторонних белорусско-российских отношений после очередной победы Путина. В конце концов, во главе государств остались те же, хорошо знакомые друг другу два человека. Многое будет зависеть от самого Путина и того политического курса, который он выберет. Считаю вероятным, что курс будет более решительным. Он избрался в последний раз, получив максимальный уровень поддержки, поэтому, будет работать «на след в истории», стремиться сделать максимум возможного. Поэтому, не исключено, будет более требовательным к своему белорусскому партнеру.
С другой стороны, весьма вероятно, что его западные оппоненты по геополитическому конфликту, потерпев поражение в самой России (результаты выборов это продемонстрировали очень убедительно), будут более активно действовать на постсоветском пространстве. Безусловно, Республика Беларусь станет одной из ключевых точек приложения силы. С одной стороны, можно ожидать попыток сыграть на противоречиях в отношениях с Россией и простимулировать прозападные настроения элиты. С другой - изменить общественное мнение. С третьей – попытаться дестабилизировать страну по украинскому сценарию. По всем трем направлениям работа уже ведется, и она будет лишь усиливаться.
- О том, что в Союзном государстве не все в порядке, можно судить уже по многочисленным «торговым войнам» или разногласиям по визовой политике. Очевидно, что в этих направлениях союзные отношения необходимо совершенствовать. Необходимо ввести, помимо общего таможенного союза, единую союзную визу по образцу шенгенской, договориться о единой миграционной политике. Также необходима унификация сертификации качества продукции в обоих государствах, создание единого надгосударственного органа, который должен рассматривать торговые споры и проблемы, связанные с доступом товаров одного государства-партнера на рынок другого. В то же время введение жесткого квотирования по образцу Евросоюза.
К сожалению, помимо ограничений на движение товаров, существуют ограничения на движение капитала. Это выражается в создании белорусской стороной искусственных барьеров для российских инвесторов при покупке белорусских предприятий. Необходимо заключить соглашение о свободном движении капитала и взаимной защите инвестиций, которое исключит возможность возникновения подобных проблем.
Еще одно направление, которое необходимо урегулировать – свободное распространение информации внутри Союзного государства. Необходимо пресечь практику цензурирования белорусской стороной российских СМИ и недопуска на внутренний рынок российской литературы и фильмов.
Евгений Сылка, военный эксперт
1. Напрямую трудно ждать последствий. Слишком всё предсказуемо и устойчиво в своих условиях. Можно представить, что в России есть наработки и инициативы, которые ждали своего начала по окончанию избирательной компании. Знает ли о них руководство Белоруссии? Приблизительно. А реагировать будут по сложившимся условиям, с возможным на этот момент сопротивлением.
2. Необходимость созрела давно. Но консервация проекта показывает, что никто не заинтересован в резких движениях, за которыми трудно успевать или грозит потерей контроля и статус-кво.
На мой взгляд, союзничество должно быть реальное, безо всяких подтекстов и вторых смыслов, особенно в политическом и военном взаимодействии. Ситуация в Европе накаляется или гиперболизируется, любое различие подходов, повод вставить клин или вызвать провокационные действия как в отношении России, так и Белоруссии раздельно.
Николай Сергеев, политолог, заместитель председателя Белорусского общественного объединения «Русь»
1. Несмотря на то, что Республика Беларусь и Российская Федерация уже больше двадцати лет официально являются союзниками, в белорусском обществе существует далеко не полное представление о том, что собой представляет нынешнее Российское государство.
Над гражданами Белоруссии, включая ее правящие круги, в значительной степени довлеют представления о современной России, сформировавшиеся в недоброй памяти ельцинские времена. Причины этому разные, включая антироссийскую пропаганду прозападных белорусских печатных и сетевых СМИ. К тому же изменения в Российской Федерации происходят такими темпами, что не только на Западе, но и в Белоруссии не успевают в полной мере осознать это.
Послание президента В.В. Путина Федеральному собранию РФ, его убедительная победа в ходе прошедшей избирательной кампании определенно свидетельствуют о восстановленном статусе России как мировой державы. Это необходимо понять белорусской элите и учитывать при дальнейшем выстраивании белорусско-российских союзных отношений.
Помимо этого, политической элите Республике Беларусь, как собственно всему обществу, необходимо в полной мере осознать, что Белоруссия и Россия в цивилизационном отношении представляют собой неразрывное целое и поэтому белорусские (подлинные, а не надуманные) и российские национальные интересы лежат в едином русле.
Мало проводить совместные коллегии министерств обороны и иностранных дел, надо действовать в едином ключе. Это касается, в первую очередь, позиции официального Минска по Крыму, который является неотъемлемой частью не только Российской Федерации, но и Союзного государства.
2. Мне представляется, что действующий Договор о создании Союзного государства требует существенного пересмотра. Он вступил в силу во времена слабой ельцинской Российской Федерации. С той поры очень многое изменилось.
Договор нуждается в серьезной доработке в сторону взятия сторонами конкретных обязательств, в частности, в вопросах формирования единого оборонного пространства, проведения общего внешнеполитического курса. Требует пересмотра и определенный Договором принцип формирования парламента Союзного государства. Кроме того, для упрочения союзных отношений до становления института общесоюзного гражданства было бы целесообразным введение двойного белорусско-российского гражданства.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.