Несмотря на то, что запуск первого энергоблока строящейся сегодня в Островце Белоруской атомной электростанции является вопросом решенным, споры вокруг белорусского проекта по-прежнему не утихают. Более того, АЭС в Белоруссии уже превратилась не только в яблоко раздора между республикой и странами Прибалтики, но и стала объектом политических и экономических спекуляций среди некоторых европейских политиков, стремящихся любыми способами навредить через белорусский вопрос России.
Недавно стало известно, что Литва призвала соседние Латвию, Эстонию, Польшу и Финляндию не покупать в будущем электроэнергию со строящихся в Белоруссии и Калининградской области России АЭС. По словам литовского министра энергетики Р. Масюлиса, «нужно подать четкий сигнал о том, что электроэнергия, вырабатываемая в нарушение международных регламентов ядерной безопасности, безопасности и межгосударственной оценки воздействия на окружающую среду, не будет принята в Евросоюзе». И подобные заявления со стороны литовских чиновников звучат уже не впервой. Например, в свое время член комиссии по энергетике литовского сейма Л. Бальсис объявил, что его страна в любом случае откажется в будущем от закупок электроэнергии из Белоруссии из-за нарушения Минском требований безопасности к АЭС и не соблюдения им Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (конвенция Эспо). Более того, в продолжении слов об интеграции Литвы в энергосистему ЕС, в середине декабря состоялась символическое включение соединений литовской электросети с Польшей (LitPol Link) и Швецией (NordBalt). До этого электросети стран Балтии, кроме маломощной ветки из Эстонии в Финляндию, были интегрированы лишь в восточном направлении в рамках единой энергосистемы Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы (БРЭЛЛ), оставшейся со времен СССР. Сегодня между этими странами все еще действует Соглашение о параллельной работе энергосистем от 7 февраля 2001 года, которое устанавливает общие принципы организации совместной работы электрического кольца, образованного сетями этих государств.
В Вильнюсе считают, что построенные смычки создают предпосылки для выхода Литвы, Латвии и Эстонии на электроэнергетический рынок Западной Европы и Скандинавии. Правда, литовское руководство не хочет уточнять, насколько дорогостоящими будут работы по синхронизации с континентальной Европой, говоря лишь о примерных сроках их окончания – 2025 год. Видимо в Вильнюсе снова надеются на то, что Брюссель предоставит им финансирование, лишь бы не дать странам Прибалтики попасть в сферу влияния России. С этой точки зрения, строительство при непосредственном российском участии АЭС в Белоруссии никак не входит в планы европейских чиновников.
Необходимо напомнить, что вопрос о строительстве в Белоруссии АЭС прорабатывался еще в начале 1990-х годов, что было связано с экономическим наследием, доставшимися Минску после распада СССР, когда долгие годы в БССР усиленно развивались отрасли экономики, требующие больших затрат электроэнергии. Однако по разным причинам четыре крупных АЭС (Смоленская, Игналинская, Чернобыльская и Ровенская) были построены не в республике, а вокруг нее, и лишь в 1983 г. было начато строительство первого энергоблока Минской АТЭЦ (планируемая мощность – 2 000 МВт). В 1986 г. было подготовлено проектное задание на сооружение АЭС в Витебской области общей мощностью 6 000 МВт. Однако после катастрофы на Чернобыльской АЭС оба проекта были закрыты, а на базе Минской АТЭЦ, которая к 1986 году была завершена на 70%, в начале 1990-х была построена Минская ТЭЦ-5.
Новый всплеск интереса к строительству АЭС в Белоруссии был вызван назревавшими в 1997-1998 годах проблемами с поставками газа из России и ростом задолженности за него. Правда, тогда специально созданная комиссия высказалась против ее строительства. Только 25 августа 2005 года был подписан указ А. Лукашенко о Концепции энергетической безопасности Белоруссии, где в одной из статей говорилось о необходимости строительства в стране собственной атомной электростанции. Предварительной датой начала строительства назывался 2008 год. При этом возможными вариантами размещения станции были две основные – Краснополянская и Кукшиновская площадки, и две резервные – Верходвинская и Островецкая.
31 января 2008 г. президент РБ подписал постановление Совета Безопасности № 1 «О развитии атомной энергетики в Республике Беларусь», в соответствии с которым в стране должно было быть осуществлено строительство атомной электростанции суммарной электрической мощностью 2 тыс. МВт с вводом в эксплуатацию первого энергетического блока в 2016 году, а второго – в 2018-м. Это, по подсчетам белорусских ученых, должно позволить удовлетворить около 25% потребности страны в электроэнергии и привести к снижению ее себестоимости на 13% за счет сокращения затрат на топливо.
В декабре 2008 года в качестве места строительства была определена Островецкая площадка. Для реализации проекта назывались различные цифры его стоимости, которые в итоге конкретизировались в приблизительные 9-10 млрд. долларов США. При этом Минск долгое время не мог определиться с тем, кто будет строить АЭС. В мире проекты, отвечающие белорусским требованиям, разработаны и реализуются тремя странами: Францией (AREVA), Россией (Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом») и США (компания «Вестингхауз-Тошиба»). Несмотря на то, что конкретный ответ на белорусский запрос по реализации строительства АЭС в установленные сроки был получен лишь от «Росатома» (проект «АЭС-2006»), в Минске некоторое время сомневались в необходимости привлечения России. Дело в том, что в это время между двумя странами наблюдалось охлаждение отношений и, в первую очередь, в области поставок энергоресурсов. Поэтому любое участие Москвы в энергетических проектах на территории Белоруссии, рассматривалось местными чиновниками как попытка поставить под контроль всю экономику страны, создав тем самым предпосылки и для политического давления.
Однако отсутствие иных реальных предложений заставило Минск пойти на переговоры с российской стороной. Здесь необходимо учитывать тот факт, что даже в лучшие свои годы у Белоруссии не было собственных финансовых и иных средств на строительство, получить которые со стороны ЕС, негативно относящемуся к Белорусской АЭС, было невозможно. Поэтому единственным выходом являлось финансирование со стороны России. Более того, в Белоруссии отсутствует и фундаментальная школа, связанная с ядерными исследованиями, а слабая материально-техническая база и отсутствие профессионалов в данной области даже сегодня являются для белорусов серьезными проблемами, решить которые без помощи извне и, в первую очередь России, попросту невозможно.
В конечном счете, 2 ноября 2013 года Президент Белоруссии А. Лукашенко подписал указ № 499 «О сооружении Белорусской атомной электростанции», позвовший генеральному подрядчику, российскому ЗАО «Атомстройэкспорт», начать сооружение БелАЭС, предварительной стоимостью в 10 млрд. долларов США, которые республика получила в кредит от России. В нынешнем году на стройке уже начнется монтаж оборудования, а ввод энергоблоков (первого – в ноябре 2018 года, и второго – в июле 2020-го) планируется сделать в соответствии с разработанным ранее графиком.
Как оказалось, успехи строительства АЭС в Белоруссии не позволяют ее соседям из Евросоюза спать спокойно, так как для них любой рост влияния России, напрямую или через ее союзников в регионе, считается неприемлемым. А в данном случае, с учетом ввода БелАЭС и окончания строительства атомной станции в Калининграде, Россия действительно может нарушить планы европейских толстосумов. Даже несмотря на то, что сегодня многие с полной уверенностью говорят о том, что электроэнергию с АЭС в Островце продавать будет некуда.
Ряд аналитиков считают, что после интеграции стран Балтии и Польши в энергетический рынок Евросоюза перед Белоруссией, как и в будущем Россией, встанет вопрос, куда девать излишки электроэнергии со строящихся АЭС. Согласно постановлению белорусского Совмина «Стратегия развития энергетического потенциала РБ», к 2020 году газовая зависимость республики от России должна быть уменьшена до 60−65 %, при этом запуск АЭС позволит сократить потребление газа на 5 млрд. кубометров в год (около четверти от ежегодного объема закупок). Суммарная мощность двухреакторной АЭС в Островце составит 2400 МВт., что при нынешнем потреблении республики так или иначе приведет к образованию излишков энергии, которые руководство страны планирует продавать соседним восточноевропейским странам. Однако, как уже указывалось выше, в ЕС не выказывают заинтересованности в покупке белорусской энергии. Более того, сегодня делается все, чтобы полностью скомпрометировать белорусско-российский проект, как и проект Балтийской АЭС.
Дело в том, что Вильнюс, так же как и Варшава, считает себя достаточно серьезным игроком, необходимым Евросоюзу в борьбе с Россией. При этом после неудачной попытки сорвать возведение Калининградской атомной электростанции, нынешнее стремление Литвы любыми способами затормозить строительство белорусской АЭС является не заботой об экологической безопасности региона, а свидетельствует о желании Брюсселя руками литовцев и поляков остановить российскую энергетическую экспансию в Европе. Если Москва в обозримом будущем получит в свои руки мощности новой Балтийской АЭС, при этом участвуя в белорусском проекте, то она может превратиться в ведущего игрока на энергетическом рынке Восточной и Центральной Европы, что никак не укладывается в планы еврочиновников. Более того, необходимо понимать, что разрекламированный отказ ведущих государств Евросоюза от атомной энергетики не означает запрет на строительство новых и модернизацию старых АЭС на территории Восточной Европы и, в первую очередь, расположенных в непосредственной близости от развитых западноевропейских промышленных районов. Российская же и Белорусская АЭС способны внести серьезные коррективы в планы ЕС по превращению восточноевропейских стран в дешевых энергетических доноров экономики Западной Европы. Поэтому нынешние заявления литовских и иных чиновников необходимо воспринимать не как заботу о своих странах, а как защиту интересов развитых западноевропейских государств и крупных энергетических корпораций.
Вероятнее всего, чем ближе будет походить к концу строительство Белорусской и, хотелось бы надеется, Балтийской атомных станций, тем больше вокруг них будет нагнетаться обстановка, а Минск будет находиться под постоянным прессингом со стороны ЕС. Впрочем, белорусы, поддерживаемые Россией, все еще не собираются сдаваться и даже планируют с помощью китайского кредита к 2018 году провести линию электропередачи в направлении Литвы к Игналинской АЭС. Это означает, что белорусская сторона не видит иного выхода кроме как договариваться с европейскими партнерами. Правда, от Минска в обмен на «взаимовыгодное сотрудничество» могут потребовать слишком много, вплоть до постепенной смены внешнеполитического курса, что неминуемо приведет к результатам, обратным ожидаемым. Иным вариантом развития событий может стать координация между Минском и Москвой совместной деятельности на энергетическом рынке Европы, что позволит белорусам укрепить здесь свои позиции. В противном случае, шансов на успешную реализацию атомного проекта у белорусских властей сегодня практически нет.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.