САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: В чем интерес Евросоюза в нынешнем сближении с Белоруссией?

Юрий Павловец: В чем интерес Евросоюза в нынешнем сближении с Белоруссией?

« Назад

Юрий Павловец: В чем интерес Евросоюза в нынешнем сближении с Белоруссией? 09.09.2015 08:26

Накануне президентских выборов в Белоруссии Евросоюз решил в очередной раз подготовить сюрприз официальному Минску: недавно было заявлено о том, что в Брюсселе готовы пойти на изменение всей своей многолетней жесткой политики в отношении белорусского режима, если местное руководство и дальше продолжит двигаться в направлении «европейских ценностей и идеалов демократии и прав человека». И хотя еврочиновники не любят об этом говорить открыто, их действия свидетельствуют сами за себя – в ЕС снова решили попробовать перетянуть на свою сторону белорусов, и готовы ради этого на многое. По крайне мере, на бумаге.

Как известно, глава МИД Люксембурга, председательствующего ныне в Евросоюзе, Жан Ассельборн совсем недавно заявил, что ЕС уже начал готовить новый, особый тип экономического сотрудничества с двумя странами, которые сегодня продолжают выбиваться из стройного ряда сателлитов Западной Европы в рамках умирающего проекта «Восточное партнерство». Речь в данном случае идет о Белоруссии и, фактически сменившей свою внешнеполитическую и экономическую ориентацию, Армении. По словам еврочиновника, новый тип договоренностей должен будет связывать эти страны меньше, чем классическое соглашение об экономической ассоциации с Евросоюзом: «Мы ищем систему, при которой не рушились бы все мосты. Мы понимаем, что соглашение об ассоциации невозможно, все готовы найти более легкий вариант, менее настойчивый и фундаментальный. В отношении этих двух стран все согласны. Это не соглашение об ассоциации, это не сработает. Это будет что-то на уровень ниже, не могу сказать, как это называется». Интересно то, что данное заявление прозвучало как раз тогда, когда стало окончательно понятно, что разыгранный пару лет назад украинский сценарий ни в одной из двух республик пока не может быть реализован. В Армении, где еще несколько месяцев назад была организована попытка раскачать общество на волне повышения тарифов для населения, руководство страны сумело более или менее стабилизировать ситуацию, разрешив проблему мирным путем. В Белоруссии же организовать хоть какое-то протестное движение и вовсе невозможно по причине инертности граждан и жесткого контроля государства за ситуацией внутри страны. Поэтому в Брюсселе и озадачились поиском новых инструментов, которые бы позволили без особого давления переманить к себе и белорусов, и армян.
1_ес-рб
Ни для кого не секрет, что в Брюсселе накануне президентских выборов в Белоруссии было принято решение активизировать свои отношения с властями республики, вместо дискредитировавшей себя местной оппозиции. Тем более что и официальный Минск сегодня крайне охотно идет на контакт, прикрываясь словами о необходимости улучшения своих отношений с Европой на фоне растущего экономического кризиса. При этом в белорусском руководстве обосновывают свои действия чисто с экономической точки зрений – якобы из-за антироссийских санкций и проблем в экономике своего главного партнера, белорусам просто не остается выбора, кроме как устремить свой взор на Запад. Желание Минска в очередной раз поиграть на нервах Москвы, выторговав для себя как можно больше различного рода преференций, естественным образом не могло не найти отклика в Брюсселе, где посчитали нынешнюю обстановку подходящей для проведения определенной реструктуризации своих отношений с Белоруссией. Сегодня, по официальной версии, озвученной Ассельборном, в ЕС пришли к мысли, что «не нужно думать о режиме, нужно думать о населении». Весьма странное заявление, если вспомнить о том, что в Евросоюзе никогда не считались с проблемами простых людей, если того требовала политика. Чего только стоит ситуация с Украиной, где «раздача печенья» на Майдане, повышавшая рейтинги европейских и американских чиновников, привела страну к фактическому развалу. Поэтому и нынешние слова евпрочиновников о том, что их главной задачей стала защита интересов простых белорусов, по сути, является неприкрытым лицемерием. 

Дело в том, что, как и в прошлые годы, главной задачей нынешнего переформатирования отношений между Евросоюзом и двумя бывшими советскими республиками и, в первую очередь Белоруссии, является вывод их из процесса постсоветской интеграции, как это уже произошло с другими участниками «Восточного партнерства» Украиной, Грузией, Молдовой и, в какой-то степени, Азербайджаном. Как известно, Киев и Кишинев уже в разных объемах подписали соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, что не принесло им никаких существенных результатов: в обеих странах экономическое развитие только ухудшилось, а политическая ситуация обострилась. Это прекрасно видят и в Ереване, и в Минске, решив пока не форсировать ситуацию и сосредоточиться на перспективах своего участия в Евразийском экономическом союзе. Например, Армения официально планировала подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС еще в ноябре 2013 года, на вильнюсском саммите «Восточного партнерства». Однако буквально за два месяца до этого в Ереване заявили о намерении вступить в Таможенный союз, в итоге присоединившись к созданному на его основе ЕАЭС. Минск же, как известно, и вовсе является один из основателей данного союза. Более того, в мае нынешнего года именно Армения и Белоруссия отказались подписывать декларацию саммита «Восточного партнерства», где содержались заявления о российской «аннексии Крыма», за что Украина предложила исключить их из данной программы. Правда, данный демарш украинской делегации не нашел своей поддержки среди еврочиновников, потому что ВП без Армении и тем более Белоруссии абсолютно не нужно в Брюсселе, так как в этом случае сама программа теряет всякий смысл. Поэтому в ЕС, которому строптивость Минска и Еревана «как кость в горле» в его затянувшейся борьбе с Россией, решили действовать более мягко и дипломатично. В Брюсселе сделали некое предложение, на которое, по словам Ассельборна, «Армения ответила положительно», а «в Белоруссии наблюдается движение не в отрицательном направлении». Последняя фраза, на первый взгляд, должна вселять определенный оптимизм, так как вроде бы означает, что белорусы по-прежнему понимают, к чему может привести заигрывание с Брюсселем. Однако, на самом деле, ситуация выглядит не так радужно, как может показаться изначально.
2_печеньки
Необходимо еще раз напомнить, что европейские политики активизировали свою деятельность в Белоруссии примерно за год до проведения здесь президентских выборов. Учитывая тот факт, что их результат известен заранее, в Брюсселе решили пойти на определенный компромисс с белорусскими властями, так как именно с ними ЕС придется работать в ближайшие годы. В Минск устремились многочисленные делегации с обещаниями кредитов, еврочиновники перестали резко критиковать А. Лукашенко, а совсем недавно и вовсе было сделано заявление о том, что после выборов возможно снятие санкций с политической и экономической элиты страны. Более того, в июле ЕС уже исключил из своего черного списка четыре белорусские компании и 26 чиновников, как бы намекая Минску, что с ним готовы работать, если белорусы и дальше будет по возможности дистанцироваться от политики Кремля. И именно российским фактором, а не заботой о будущем Белоруссии обусловлена нынешняя политика Брюсселя, которому крайне импонирует то, что А. Лукашенко иногда позволяет себе в ряде вопросов идти в разрез с В. Путиным. 

Что же сегодня может предложить ЕС белорусам в обмен на то, что они, как минимум, останутся в роли буферной зоны между Россией и Европой и откажутся от дальнейшего сближения с Москвой? По официальной версии, совсем немного – некие экономические преференции, вероятную зону свободной торговли, правда, пока только на бумаге, возможность свободного доступа к европейским инвестициям и кредитам (при условии реформирования экономики) и, пожалуй, больше ничего. Достаточно ли это белорусам? На первый взгляд, да, чтобы всерьез задуматься над дальнейшим путем развития республики. Особенно, если помнить о катастрофической ситуации в белорусской экономике, сократившемся на треть экспорте, растущей инфляции и росте складских запасов. Однако, все эти предложения, на самом деле, никак не спасут белорусов, даже если предположить невозможное – для местной продукции действительно приоткроют европейский рынок, чего на сегодня не сделали даже для такой «проевропейской» страны, как Украина. Даже при таком фантастическом сценарии белорусские товары из-за своей неконкурентоспособности и невозможности пройти сертификацию на соответствие европейским нормам качества вряд ли потекут на Запад, а значит и экономического эффекта от возможных соглашений не будет никаких. 

Понимают ли все это в Минске? По всей видимости, да, тем более что перед глазами всегда находится пример европейско-американской политики обещаний – «процветающая» Украина. Более того, понимают это и в Брюсселе, а значит и предлагать белорусам будут не только некие экономические преференции. Скорее всего, упор будет сделан на другое – удовлетворение амбиций и личных интересов руководящей и экономической элиты страны. И в этом и кроится главная ловушка, как для белорусских властей, так и для простых граждан республики, так как собственные интересы для Брюсселя всегда будут на первом месте.
3_выбор
Во-первых, странам Евросоюза нужно продолжить сбывать свою продукцию на российский рынок, куда попасть сегодня стало гораздо сложнее. Белоруссия, которая является членом ЕАЭС, прекрасно подходит на роль определенного посредника в данном вопросе. С одной стороны, можно договориться официально торговать только с белорусами, переправляя европейскую продукцию после переупаковки и под знаком «Сделано в Белоруссии» дальше в Россию. С другой стороны, всегда можно предложить организовать часть сборочных производств на территории республики, чтобы снова обойти преграды со стороны России и правил ЕАЭС. Конечно, второй вариант потребует для реализации не один год, однако в Брюсселе готовы и к такому развитию ситуации, так как по всей видимости решили надолго втянуться в противостояние с Москвой. При этом никто из европейских толстосумов естественным образом не хочет терять свою выгоду, а потому Белоруссия прекрасно подходит для площадки, где будут размещены некоторые европейские производства – дешевая рабочая сила, прямой доступ к российскому рынку, дешевые энергоносители и т.п. Пока же реализации данного плана мешает политическая воля руководства республики, бюрократические и административные барьеры, а также абсолютный контроль государства за всем, что происходит в стране. Если в Минске согласятся хоть немного дать послабление частному бизнесу и расширить свободу предпринимательства, в том числе и для иностранных компаний, то в Брюсселе с радостью пойдут на дальнейшее сближение с белорусским режимом. Вот только еще никому из бывших советских республик подобные «отверточные» производства не принесли процветания, так как пришедший капитал, как правило, полностью уничтожает своих конкурентов, создавая на их месте подконтрольные только себе структуры. Это, в конечном счете, означает рост безработицы, социальную напряженность и, как следствие, увеличение давления на политическую стабильность в стране. Если добавить к этому, что белорусам в краткосрочной перспективе предложат «поддержать» их социально-экономическую систему за счет кредитов, отдать которые государство попросту не сможет, лишившись свих активов, то становится очевидно, что за всеми нынешними разговорами о желании процветания Белоруссии, в ЕС преследуют одну простую цель – получить как можно больший контроль над страной. 

Во-вторых, сегодня, как и прежде, Евросоюзу необходимо любыми способами вбить как можно глубже клин между Минском и Москвой. В этом плане хороши любые методы, в том числе, и при помощи «сладких обещаний». Кончено, никто в Брюсселе из-за Белоруссии еще больше ссориться с Кремлем пока не намерен, но создать такие условия, при которых руководство двух стран начнет предъявлять друг другу серьезные претензии, еврочиновники будут стремиться в любом случае. Проще говоря, в отличие от Украины, где иностранные действия были практически открытыми и привели к государственному перевороту и росту антироссийских настроений, белорусам предлагается все сделать своими руками. В Брюсселе все еще рассчитывают на то, что игра руководства Белоруссии рано или поздно приведет к серьезному конфликту между Москвой и Минском, и последний, в ответ на давление со стороны России, будет просто вынужден полностью развернуться в сторону ЕС. Что это будет означать для республики, догадаться не сложно – экономическую, а затем и политическую катастрофу. Хотя это еврочиноников абсолютно не заботит. 

Конечно, многие могут сказать, что сегодня все эти сценарии по-прежнему маловероятны, так как между двумя странами и их народами сохраняется единство по многим вопросам в области политики, культуры, экономики и обороны. Однако белорусская элита в своем стремлении сохранить за собой определенные политически и экономические ниши в республике, вполне может пожертвовать интересами страны и простых граждан. Поэтому сегодня Минску крайне важно весьма четко определить для себя – планирует ли он стать очередным сателлитом Брюсселя и Вашингтона, либо будет, пускай и в сложных условиях, развиваться самостоятельно, имея шансы на будущее.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
21.12.24

Союзное государство, преодолев инерцию и застой долгого времени, уверенно смотрит вперёд. Нас ожидает усиление не только экономического сотрудничества, но и согласование политики в гуманитарной, образовательной и культурной сферах. На одной экономике прочных отношений не построишь. С нами будет и Украина – рано или поздно, даже пускай спустя десятилетия, она станет свободной и присоединится к нашему Союзному государству. Для народов Белоруссии и Украины есть только один исторический оправданный путь, путь вместе с Россией.

19.12.24

Только достройка Союзного государства России и Белоруссии как полноценного субъекта международных отношений является гарантией сохранения подлинной государственности Российской Федерации и Республики Беларусь.

19.12.24

Приближается важнейшая дата – 9 мая 2025 года исполнится 80 лет со Дня нашей общей Великой Победы над фашистской Германией, достигнутой ценой невероятного напряжения и колоссальных потерь нашего народа в годы Великой Отечественной войны, войны за право на само наше существование. 9-10 декабря 2024 года в Минске в Доме Москвы прошла очередная XVI страновая конференция белорусских общественных объединений российских соотечественников «Вместе с Россией сохраним память о Победе», посвящённая 80-летию Победы над фашистской Германией.

13.12.24

28 ноября 2024 года в Астане прошел саммит Организации Договора о коллективной безопасности. Всего в саммите приняли участие пять глав государств-членов ОДКБ – это президенты Беларуси, Казахстана, России, Таджикистана и Кыргызстана.

13.12.24

230 лет назад  в конце 1794 года было полностью разгромлено польское восстание, вошедшее в историю как «восстание Костюшко». В советское время из польского генерала Тадеуша Костюшко сделали «борца за свободу против самодержавия», а после 1991 года его определили в «национальные герои Беларуси».

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru