На днях стало известно о том, что президент России Владимир Путин 28 августа внес в Государственную думу законопроект, по которому в торговле между странами СНГ предполагается использовать местные валюты. Документ предусматривает «прямой допуск банков-резидентов сторон на внутренние валютные рынки друг друга для проведения межбанковских конверсионных операций на условиях не менее благоприятных, чем те, которые предоставлены национальным коммерческим банкам, что будет способствовать расширению использования национальных валют при осуществлении платежей в сфере внешней торговли и предоставления финансовых услуг». За столь витиеватой фразой, которую простому обывателю с первого раза понять достаточно сложно, скрывается весьма простой смысл – в Москве в очередной раз решили попытаться создать единый финансовый рынок между Россией, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном и другими странами Содружества.
Необходимо отметить, что вопрос о создании единой валютно-финансовой системы, в том числе и с собственными платежными инструментами в рамках постсоветской интеграции, встает уже не в первый раз. Наиболее ярким тому примером может служить продолжающаяся со второй половины 1990-х годов эпопея с созданием единой валюты Союзного государства России и Белоруссии, которая в нынешних условиях получила новое звучание. Как известно, за последние несколько лет, как на Россию, так и на ее союзников давление со стороны стран Запада и, в первую очередь, США только увеличилось, что создает сегодня серьезные проблемы для развития их экономик. Именно поэтому российское руководство стало уделять более пристальное внимание тому, чтобы обезопасить себя от контроля со стороны американских и иных транснациональных финансовых структур. Например, еще летом прошлого года на заседании Интеграционного клуба при председателе Совете Федерации помощник президента России Сергей Глазьев предложил создать в рамках Евразийского экономического союза собственную банковскую систему, так как «остро назрела необходимость перейти на расчеты исключительно в национальной валюте»: «США, а также их партнеры по Евросоюзу могут оказать серьезное давление на фирмы, которые обслуживают нашу банковскую систему или заморозить наши активы. Поэтому нам необходимо углублять финансовую интеграцию в рамках Евразийского союза». Правда, высказанная тогда идея не нашла своего скорейшего продолжения, а потому этим вопросом вплотную занялся российский президент. В марте нынешнего года Владимир Путин поручил Банку России совместно с правительством страны во взаимодействии с центральными банками государств-членов ЕАЭС «проработать вопрос о целесообразности создания валютного союза в Евразийском экономическом союзе», результаты чего должны были быть представлены главе государства до 1 сентября. Интересно то, что тогда эту идею поддержали и в Белоруссии – бывший премьер, а ныне председатель Совета Республики Михаил Мясникович заявил, что создание валютного союза ЕАЭС и вовсе необходимо ускорить: «Надо приблизить сроки интеграции, чтобы первые этапы валютного союза могли заработать в ближайшие три-четыре года», так как «та дата, которая установлена договором о создании ЕАЭС, т.е. 2024 год, - это поздно».
Однако необходимо признать, что слова экс-главы белорусского правительства пока, мягко говоря, расходятся с планами главы республики. По мнению А. Лукашенко, которое он не меняет уже довольно продолжительное время, вопрос о введении единой валюты в рамках ЕАЭС сегодня по-прежнему не стоит, хотя это в свое время и обсуждалось лидерами стран-участниц союза: «Мы сошлись на том, что придет время, когда мы не просто будем обсуждать, а придем к вопросу о принятии решения по этому вопросу. Не думаю, что это будет завтра, и не думаю, что это будет при моей президентской жизни».
Подобные разногласия, как внутри Белоруссии, так и в рамках ЕАЭС имеют под собой объяснимые причины, которые не только тормозят развитие данного процесса в союзе, но и не позволяют двигаться дальше. Во-первых, в основе разногласий лежит вопрос о том, в чьих руках в случае введение единой валюты будет находиться печатный станок. Если постсоветское пространство будет переходить на единую валюту, то наиболее вероятным платежным элементом является российский рубль, так как именно экономика России является наиболее сильной и масштабной в рамках союза. Однако российских партнеров, в первую очередь Белоруссию и Казахстан, абсолютно не устраивает тот факт, что в Кремле не собираются делиться правами на эмиссию рубля, что может означать потерю части их финансового суверенитета. Более того, единая валюта может нормально функционировать только в едином государстве, где её основой выступает не только один эмиссионный центр, но и четко сформированный бюджет, а также Министерство финансов. При этом в случае создания для нескольких государств общего Минфина он будет представлять собой и единый центр по разделению доходов и, в таком случае, у каждого из государств не останется суверенных полномочий по установлению, сборам и распределению налогов на своей территории. В настоящее время ни одна из стран, входящих в ЕАЭС, не готова пойти на это, так как в Минске, Астане и даже Ереване неоднократно подчеркивали, что даже при самой глубокой интеграции финансовая самостоятельность их государств не должна пострадать.
Помимо политических причин, сложность введения единой валюты заключается и в том, что экономики большинства стран не только СНГ, но и ЕАЭС все еще довольно слабы, и не в состоянии обеспечивать стабильность новой валюты. Например, экономика Казахстана составляет примерно 10% от российской, а Белоруссии – около 3,5%, и с каждым годом эти цифры не показывают положительной динамики. Поэтому единственной поддержкой новой валюты, скорее всего, сможет быть лишь российский сырьевой сектор и золотовалютные резервы РФ, что серьезным образом скажется и на стабильности, и на конкурентоспособности новой валюты на международном рынке. Это связано с тем, что сырьевые экономики, к которым относятся те же Казахстан и Россия, крайне зависят от ситуации на мировом рынке энергоресурсов, и поэтому являются неустойчивыми. Прямым доказательством этому являются последние события – снижение цены на нефть привело к более чем 100%-й девальвации российского рубля, а также падению казахстанского тенге. Дополнительно к этому, по мнению большинства экспертов, в настоящее время финансовые рынки стран ЕАЭС находятся в нестабильном состоянии и практически не отлажены, а создание общего фондового рынка и вовсе выглядит весьма далекой перспективой.
В подобных условиях многим может показаться, что создание единой валютно-финансовой системы на постсоветском пространстве является делом абсолютно неосуществимым. Однако на самом деле это не совсем так. Несмотря на то, что большинство аналитиков считают, что в ЕАЭС данный процесс может затянуться на десятилетие, его перспективность не вызывает сомнения, так как в будущем это позволит создать единый рынок финансовых услуг и поспособствовать укреплению банковской системы стран, участвующих в подобной интеграции. Прекрасно понимают это и в Кремле, где в настоящее время принято решение экономическими мерами простимулировать действия своих партнеров в этом направлении. Именно поэтому, сегодня предлагается начать построение нового валютного союза с усиления использования в торговле между странами не только ЕАЭС, но и СНГ не иностранной, а собственных валют. Здесь необходимо отметить, что внесенное недавно на рассмотрение в Госдуму «Соглашение о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств – участников Содружества Независимых Государств» было подписано еще 5 декабря 2012 года в Ашхабаде. Более того, 29 апреля 2013 года его утвердил и А. Лукашенко, что свидетельствует о том, что в Белоруссии готовы к подобным мерам. Поэтому остается надеется, что данный процесс не остановится и его результаты не заставят себя долго ждать.
Комментарии
Комментариев пока нет
Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.