САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А
Главная \ Авторы портала "Вместе с Россией" \ Юрий Павловец: Единая промышленная политика в рамках ЕАЭС – настоящее и перспективы

Юрий Павловец: Единая промышленная политика в рамках ЕАЭС – настоящее и перспективы

« Назад

Юрий Павловец: Единая промышленная политика в рамках ЕАЭС – настоящее и перспективы 06.05.2016 21:01

 О необходимости проведения единой промышленной политики на просторе Евразийского экономического союза было сказано уже достаточно много. Белорусские и российский чиновники неоднократно заявляли, что именно это направление сотрудничества в рамках, как ЕЭАС, так и Союзного государств Белоруссии и России должно дать серьезный толчок для развития экономик стран-участниц данных интеграционных объединений. Однако, как показывают последние события, далеко продвинуться в создании единой промышленной политики партнерам по союзу все еще не удается. Об этом, например, недавно заявил заместитель премьер-министра Белоруссии Владимир Семашко на церемонии открытия Белорусского промышленного форума. По его словам, весь процесс постсоветской интеграции создавался, в том числе и для того, чтобы сформировать единое направление развития промышленности стан-участниц, но «сегодня координация не очень получается». И хотя Семашко и посетовал на то, что «отдельные государства в рамках ЕАЭС неправильно подходят к вопросу защиты собственного рынка», закрывая его даже от партнеров по союзу, белорусской стороне в этом направлении необходимо не забывать и о своих обязательствах, которые она взяла на себя в рамках постсоветской интеграции. Особенно на фоне фактически проваленных за последние несколько лет пяти крупных интеграционных проектов с Россией: слияния ОАО «МАЗ» и ОАО «КамАЗ» в холдинг «РосБелАвто», ОАО «Интеграл» и ОАО «Российская электроника», ОАО МЗКТ и ГК «Ростехнологии», ОАО «Пеленг» и ФКА «Роскосмос», ОАО «Гродно Азот» и ОАО «Минерально-химическая компания «ЕвроХим». Хоть белорусские чиновники и заявляют о том, что все они, кроме проекта «РосБелАвто», находятся в «достаточной степени готовности», реальность говорит пока об обратном.

На сегодняшний день уже ни для кого не секрет, что развитие ЕАЭС вряд ли будет успешным, если не будет создана эффективная промышленность во всех странах-участницах объединения. Это прекрасно понимают не только в Минске и Москве, но и в Астане, Ереване и Бишкеке, где вместо предложенного Европейским союзом варианта стать сырьевыми или сельскохозяйственными придатками развитого Запада, официально было решено выбрать иной путь развития, ориентированный на промышленную сферу и инновации. Доказательство этому может служить недавнее принятие Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) решения о создании условий для инновационной трансформации промышленности в рамках ЕАЭС. Сегодня, достигнутая еще в прошлом году на заседании Консультативного комитета по промышленности, договоренность уже превратилась в план разработки актов и мероприятий по реализации основных направлений промышленного сотрудничества (ОНПС). В нем, среди всего прочего, предполагается решить задачи создания новых инновационных секторов промышленности, освоения новых видов экспортно-ориентированной продукции, модернизации и повышения инновационноемкости промышленных комплексов, а также сокращения барьеров в кооперации и взаимной торговле.

1_семашко

Еще 17 марта нынешнего года в Москве состоялось очередное заседание Совета ЕЭК, где, по словам члена коллегии (министра) по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии Сергея Сидорского, были приняты «важные интеграционные решения в части развития промышленной политики в ЕАЭС», которые он считает «прорывными». Основным направлением развития промышленности было объявлено создание единых технологических платформ в наиболее перспективных и наукоемких сферах промышленности: нанотехнологии, биотехнологии, медицине и т.п. Это, в конечном счете, по мнению чиновников, должно будет «стимулировать взаимовыгодное инновационное развитие национальных промышленных комплексов, создание центров компетенции в государствах ЕАЭС, системное технологическое обновление, повышение глобальной конкурентоспособности промышленности», и позволит выйти на создание крупных холдингов и решить вопросы кооперации и импортозамещения уже к 2018 году.

Сегодня в рамках проведения единой промышленной политики в Евразийском экономическом союзе предполагается осуществить 56 мероприятий и нормативных правовых актов. Согласно принятым документам, предусматриваются практические действия по расширению промышленного сотрудничества, а также нормотворческая работа по подготовке правовых актов в рамках объединения. При этом план по реализации основных направлений промышленного сотрудничества рассчитан как на среднесрочную, так и долгосрочную перспективы и касается действующих производств, «определяющих лицо экономик стран союза».

Необходимо отметить, что ОНПС фактически стал первым документом на всем постсоветском пространстве, который предполагает построение наднациональной политики в области промышленности. Если до этого взаимодействие в промышленности стран ЕАЭС ограничивалось лишь принятием отраслевых программ и мер на случай кризиса, то на сегодняшний день принято окончательное решение совместно определять приоритетные виды экономической деятельности, и в первую очередь в области промышленной политики.

2_платформа

В соответствии с ОНПС, наибольшим потенциалом промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС обладает производство транспортных средств, электрооборудования, оптики и электроники, продукции химической промышленности, металлургии и металлоконструкций. Предполагается, что на основе существующих промышленных связей будут разработаны совместные импортозамещающие проекты и созданы кооперационные цепочки, куда должны будут включаться не только промышленные гиганты, но и малые и средние предприятия. Последнее, к слову, и является особенностью принятого плана развития совместных технологических платформ, которые будут формироваться на основе механизма государственно-частного партнерства. В данном случае ставка делается не на административные методы, а на развитие инновационного сектора производства, который будет крайне востребован на внешних рынках. Помочь достигнуть всего вышеперечисленного будут призваны совместные дилерские сети и объединенные сбытовые компании, новые межгосударственные инновационные программы, совместные научно-исследовательские работы и создание Евразийского инжинирингового центра.

Конечно, все вышеперечисленное говорит о том, что все страны-участники Евразийского экономического союза готовы более активно использовать свой кооперационный потенциал в области высоких технологий. Однако приходится признать, что в данном направлении у большинства из них существует довольно много проблем. Например, в той же Белоруссии за последние годы наметилась устойчивая тенденция снижения доли инновационной продукции в промышленности. По словам начальника главного управления инновационной и инвестиционной деятельности Министерства промышленности Валерия Фишмана, республика, в лучшем случае, находится сегодня по показателям инновационного развития на уровне 2007−2008 годов: «В 2012 году доля инновационной продукции предприятий Минпрома составила 41%, а в 2015-м мы еле-еле 22,5% насобирали». Нечто подобное наблюдается и у остальных участников ЕАЭС. По имеющейся сегодня информации, во всех государствах Евразийского союза удельный вес высокотехнологических производств сегодня составляет всего лишь около 2-4%, что почти в три раза ниже, чем в наиболее развитых странах мира. Как следствие, это ведет к снижению конкурентоспособности всего промышленного комплекса союза. Поэтому страны ЕАЭС вынуждены искать выходы из сложившейся ситуации и действовать более решительно.

3_еаэс

До последнего времени участники Евразийского союза реализовывали только собственные программы инновационного развития промышленности, которые шли крайне медленно. Это было связано, в том числе, с бюрократическими проволочками и сложностью коммерциализации нововведений – получить быструю прибыль от вложений в инновационные разработки в ряде случаев попросту невозможно. Сегодня же, в случае создания евразийских технологических платформ, эта проблема должна будет разрешиться. По мнению экспертов, это будет связано с тем, что к участию в них будут привлекаться коммерческие структуры, которые будут заинтересованы в дальнейшем продвижении инновационных разработок, внедрении их в производство и дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках.

Необходимо отметить, что предполагаемые пути развития единой промышленной политики в рамках ЕАЭС на основе создания единых технологических платформ не является чем-то абсолютно новым. В настоящее время уже ведутся работы по нескольким проектам в рамках ЕАЭС, часть из которых была начата в России, а часть – в Белоруссии. Например, «Светодиодная технологическая платформа», которая была начата Центром светодиодных и оптоэлектронных технологий Национальной академии наук Республики Беларусь. Или платформы «Инновационные лазерные, оптические и оптоэлектронные технологии – фотоника», «Медицина будущего», «Биотехнологии», «Легкая промышленность», «Технология пищевой и перерабатывающей промышленности АПК» и «Суперкомпьютеры», базисом которых стали российские разработки. В их рамках уже сформированы кооперационные и инфраструктурные проекты. Правда, до настоящего времени они все еще ожидают принятия соответствующих документов для своей реализации, что серьезным образом тормозит их реализацию. Проблема в данном случае заключается в том, что на сегодняшний день по-прежнему не решен вопрос о правовом статусе Евразийских технологических платформ и разделении прав на совместную интеллектуальную собственность.

Постепенное создание нормативно-правовых основ в процессе формирования единой промышленной политики и создания технологических платформ в рамках ЕАЭС, пожалуй, является на сегодняшний день одним из наиболее важных этапов постсовесткой кооперации. Это связано с тем, что из-за неустойчивого развития экономик стран союза, потенциал торгового фактора интеграции в скором времени будет исчерпан. Признаки этого видны уже сегодня. Объемы взаимной торговли между странами только падают: товарооборот с третьими странами в 2015 году упал на 34%, а объемы взаимной торговли снизились на 25%. Это говорит о том, что странам-участникам ЕАЭС необходимо не просто углублять интеграцию, но и развивать новые механизмы сотрудничества, чтобы обеспечить свой дальнейший экономический рост.

Сегодня, когда по мнению большинства аналитиков, закончился период высоких цен на энергоносители, являвшийся до недавнего времени одним из основных двигателей внутреннего развития союза, и у стран ЕАЭС практически нет иного пути, кроме совместно развития высоких технологий. Тем более что развитые страны Запада все активнее стали включаться в процесс возвращения производств на свою территорию. Это значит, что наращивать несырьевой экспорт в третьи страны и конкурировать на мировых рынках поодиночке странам ЕАЭС с каждым днем будет все сложнее. Поэтому и вопрос создания единого высокотехнологичного промышленного комплекса, а также проведения единой промышленной политики в рамках всего Евразийского экономического союза становится одним из наиболее актуальных для всех стран-участниц объединения. И, вполне вероятно, что решение именно этого вопроса станет основой для нового этапа постсовесткой интеграции, о котором уже говорят в России – проект «Интегральная евразийская инфраструктурная си­стема» и создание трансевразийского пояса «Развитие». Таким образом, от решения вопроса о кооперации стран ЕАЭС в области промышленного развития, зависит не только будущее каждой из стран по-отдельности, но и всего союза.


Комментарии


Комментариев пока нет

Пожалуйста, авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий.

Авторизация
Введите Ваш логин или e-mail:

Пароль :
запомнить

Последние новости
все новости
07.04.25

Начиная с 2024 года в Республике Беларусь проходит масштабная подготовка к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, которая носит общегосударственный, общенародный характер. Ситуация в этом отношении в Белоруссии разительно отличается не только от постсоветских государств, где взяли верх откровенные реваншисты, идейные наследники колаборантов, участвовавших в войне на стороне фашистской Германии – на Украине, в Прибалтике, но и в других странах, сохраняющих память о войне, но не проводящих торжества такого масштаба.

07.04.25

Когда Ленин умер, то Священный Синод Русской православной церкви принял заявление, в котором выражалось «искреннее сожаление по случаю смерти великого освободителя нашего народа из царства великого насилия и гнета на пути полной свободы и самоустроения. Да живет же непрерывно в сердцах оставшихся светлый образ великого борца и страдальца за свободу угнетенных, за идею всеобщего подлинного братства и ярко светит всем в борьбе за достижение полного счастья людей на земле. Мы знаем, что его крепко любил народ… Грядущие века да не загладят в памяти народной дорогу к его могиле, колыбели свободы всего человечества. Великие покойники часто в течение веков говорят уму и сердцу оставшихся больше живых. Да будет же и эта отныне безмолвная могила неумолкаемой трибуной из рода в род для тех, кто желает себе счастья. Вечная память и вечный покой твоей многострадальной, доброй и христианской душе».

31.03.25

Фактически позиция Топонимической комиссии при Совете министров РБ направлена на формирование нерусского (пропольского) топонимического ландшафта в Белоруссии, что не только грубо искажает белорусскую историю, но и способствует отдалению Белоруссии от России, торможению интеграционных процессов в рамках Союзного государства и ЕАЭС.

24.03.25

Украина и украинцы – часть нашего Русского мира, часть нашего большого русского народа. Сейчас Украина во мгле нацизма и бандеровщины, захвачена и управляется нашими врагами. Однако это часть нашего цивилизационного пространства наряду с нынешней Российской Федерацией и Республикой Беларусь и отказаться от части своей истории, части своего народа Россия не сможет по определению, тем более допустить, чтобы недра и богатства Украины навсегда перешли под контроль иноземцев. Но сейчас придётся делать непростой выбор. Думаю, мы в этой ситуации должны поддержать Владимира Путина и принимаемые им решения. Они не всегда представляются очевидными и тем более популярными в ситуации СВО, но и В.Путин, и руководство России делают всё возможное в сложившейся тяжелейшей геополитической ситуации. Тем более важно сохранить единство общества, чтобы быть готовыми к дальнейшей защите своей свободы и независимости.

21.03.25

24 февраля 2022 года Россия начала Специальную военную операцию на Украине, введя войска по всей линии государственной границы. Первоначально ВСУ не смогли оказать должного сопротивления и начали стремительно откатываться по обе стороны от давно укреплённых и прочно удерживаемых украинскими силами позиций под Донецком. Через несколько недель фронт встал – ВСУ заняли боевые позиции, а в боевые подразделения потёк поток мобилизованных украинцев. Мне это напомнило ситуацию с началом освобождения Белорусской ССР. Первые серьёзные бои за белорусские территории Красная Армия начала в конце 1943 года, но наше наступление фактически захлебнулось, перейдя в стадию затяжных тяжёлых боёв при практически замершем фронте.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru