90 лет сказочнице Софье Прокофьевой

« Назад

90 лет сказочнице Софье Прокофьевой 15.05.2018 13:28

С юбиляром побеседовал детский писатель, директор Фестиваля детской книги Юрий Нечипоренко.

Дорогая Софья Леонидовна! У вас уникальный опыт сказочницы со стажем известности более полувека. Вы автор десятков детских книг, ваших героев многие знают и любят еще с советского времени, вы не потеряли «тонус» и написали много новых книг - уже в новые времена. Можете вы сравнить восприятие детьми сказок и ваших книг тогда и сейчас, что-то изменилось?

С. Л. Прокофьева: Восприятие не меняется, сказка уводит ребенка в мир чудес. Дети светлеют от хорошей сказки. Как писатель я уходила в сказку от тяжелой реальности - и думаю, что мир сказок является спасительным для ребёнка в любое время. Как много лет назад, так и сейчас для меня главное - отклик детей, их живая реакция на сказку. Я встречаюсь с детьми и вижу: жизнь души не меняется.

У нас произошли большие перемены за последние три десятка лет. Потребовало ли новое время в России новой сказочности? Я сам сочиняю маленькие сказки и задаю себе вопрос: что такое современная сказка?

С. Л. Прокофьева: Самая современная сказка - о Снежной королеве, в плену у которой Кай выкладывает кусочками льда слово «вечность». Сказка создаёт тот мир, тот уклад, в котором ребёнок может найти себя при любых обстоятельствах, что бы его ни тревожило в жизни ныне.

Сейчас многие дети зачитываются толстыми книгами в жанре фэнтези. Как вы относитесь к этому жанру, близок ли он вам и чем отличается от волшебной сказки?

С. Л. Прокофьева: Я люблю миры Толкиена и считаю, что волшебная сказка более поэтична, чем фэнтези, но и у Толкиена есть поэтические страницы. Эти миры пересекаются и граничат с миром фантастики, которая как раз далека от меня, я никогда не любила технические выдумки.

Вы начинали как поэт, и стихи ваши высоко оценил Пастернак. Говорят, что проза поэта - особая. Музыкальная составляющая прозы не менее важна, чем в поэзии. Существует ли особая поэзия прозы для детей?

С. Л. Прокофьева: Да, я начинала как поэт, но ушла в сказку, потому что в ней было больше свободы. Конечно, хорошая проза поэтична… Но я не люблю ритмизованную прозу и стараюсь избегать её.

Сейчас много интересных молодых писателей работает в детской литературе - и вашему творческому долголетию многие завидуют. Что бы вы могли посоветовать и пожелать молодым писателям сейчас?

С. Л. Прокофьева: Советов бы я давать не стала, важно развивать и углублять свой мир, находить свой жанр, свой путь, ведь сказка говорит об устроении души автора.

Кого из писателей вы цените и любите?

С. Л. Прокофьева: Я уже сказала о Толкиене, люблю Астрид Линдгрен и скандинавских сказочников, люблю Милна с Винни-Пухом… Наталья Трауберг переводила Клайва Льюиса, «Хроники Нарнии» тоже люблю - есть очень много прекрасной переводной литературы…

Я дружил с Натальей Леонидовной и помню, как она рассказывала о христианской составляющей миров Льюиса и Толкиена, книг Честертона. Но вот меня попросили задать еще вопрос в стиле «Незнайки на Луне» - есть ли сказки, предназначенные больше для девочек, и те, что для мальчиков?

С. Л. Прокофьева: Не вижу особой разницы в литературе для мальчиков и девочек, сказка дает всем что-то человеческое, общее. Есть мальчики, которые играют в куклы, есть девочки, которые играют в машинки и солдатики. Душа детская восприимчива к сказке, и это не зависит от пола, мир фантазии близок всем детям.

Русский век


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru