Андрей Геращенко: Нужен ли России формат G8

« Назад

Андрей Геращенко: Нужен ли России формат G8 17.09.2019 18:46

24-26 августа во французской Биаррице прошла очередная встреча на высшем уровне так называемой «Большой семёрки» - лидеры семи ведущих государств Запада – США, Канады, Британии, Франции, Германии, Италии и Японии, а также Европейского Союза обсудили международную повестку, что называется, «сверив часы».
    
Любопытно, что в английском варианте название данных встреч звучит, как «Группа семи», а «Большая семёрка» стала устоявшимся понятием в русском языке с 1990-х годов из-за неточности перевода аббревиатуры G8 на русский язык.
    
Впервые встреча лидеров западных государств прошла 15-17 ноября 1975 года во Франции в формате G6 – тогда без Канады. Основной целью было согласование экономических разногласий и проблем, которые хоть и не носили серьёзного характера, однако нуждались в некоем многостороннем обсуждении. В итоге была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, которая прямо призывала отказаться от установки любых новых дискриминационных барьеров и агрессивных шагов в сфере торговли. Естественно, это касалось не ситуации в мире в целом, а отношений внутри G6 и их ближайших союзников – остальной мир воспринимался «шестёркой» не как субъект, а как объект мировой торговли – ведь и поныне США и остальные их «коллеги по «семёрке», вводят бесконечные «санкции» и «пошлины» против своих конкурентов. 

Понятно, что у СССР и его союзников по Варшавскому договору и СЭВ с «шестёркой» и её целями не было ничего общего. Более того, как раз реализация планов «шестёркой» скорее представляла угрозы для СССР и его блока союзников и, соответственно, наоборот.

Год спустя, в 1976-м, «шестёрка» стала «семёркой» после присоединения к ней Канады.

Нужно понимать, что «семёрка», это не некая международная организация, а важный для Запада формат обсуждения международной повестки дня. В качестве аналогии можно вспомнить «тройку», решавшую вопросы послевоенного устройства мира – СССР, США и Британия. Тогда «тройка», также не имевшая формального статуса, постепенно превратилась вначале в «четвёрку» с Францией, а потом в «пятёрку» с Китаем. Эта «пятёрка» в полном составе в 1946 году вошла в число постоянных членов Совета Безопасности ООН. Далее «холодная война» развела бывших союзников по разные стороны баррикад.

В разное время в зависимости от повестки дня в заседаниях «Большой семёрки» участвовали и другие страны и их лидеры – Китая, Индии, Бразилии, Мексики, ЮАР, Испании и международных организаций – ЕС, ООН. В 2019 году в связи с напряжённостью вокруг Ирана, эта страна также принимала участие во встрече в Биаррице.

Сейчас такие встречи проводятся ежегодно.

Одной из тем последней встречи во Франции стала мысль Президента США Д.Трампа о том, что было бы хорошо вернуть за стол обсуждения Россию. На это Президент России В.Путин заметил, что Россия никогда не отказывалась от диалога с другими государствами, встреча «восьмёрки» должна была быть в России, но после событий на Украине и входа Крыма в состав России лидеры «семёрки» сами демонстративно не приехали в Сочи в 2014 году. К тому же, по мнению В.Путина, вряд ли можно говорить о полноценном формате обсуждения международной повестки без Китая, Индии и других ведущих государств мира и напомнил о существующем формате G20.

После распада СССР Россия стала правопреемницей исчезнувшего государства, сохранив своё место постоянного члена Совета Безопасности ООН, оставаясь наряду с США крупнейшей ядерной и военной державой.

В 1990-е контакты межу «семёркой» и Россией активизировались и были основаны не столько на желании принять Россию в «семью западных стран» (на что так надеялись российские либералы и часть российской интеллигенции), сколько с необходимостью установления нового мирового порядка на территории Восточной Европы и бывшего СССР, в том числе решения вопросов утилизации и сокращения у нас ядерного оружия и всей военной инфраструктуры.

В этом смысле и для России эти контакты были важны, так как позволяли решать вопросы переходного периода после распада СССР.

На это вполне определённо указывает и тематика встреч «семёрки». В 1992 году в Мюнхене – решение вопросов рыночных реформ в Польше, отношения со странами СНГ, обеспечение безопасности ядерных объектов в СНГ, обеспечение прав нацменьшинств в Югославии. В 1993 году в Токио – ситуация в странах с переходной экономикой, уничтожение ядерного оружия в СНГ, соблюдение режима контроля над ракетными технологиями, ухудшение положения в бывшей Югославии. В 1994 году в Неаполе – ядерная безопасность в Центральной и Восточной Европе и СНГ, ситуация в Сараево. В 1995 году – ситуация в бывшей Югославии.

Решались и другие вопросы, но проблемы бывшего социалистического лагеря и СССР, а также контроля над ядерным оружием были основными. Консультации с Россией проводились по формуле 7+1 и были фактическим продвижением общей позиции и интересов Запада на территорию Восточной Европы и бывшего СССР.

В 1996 году такая встреча впервые прошла в Москве, но в основном была также посвящена ядерной безопасности, незаконной торговле ядерными материалами, ситуации на Украине. В том же году в Лионе прошла и обычная встреча, посвящённая ситуации в Восточной Европе и на постсоветском пространстве.

С 1997 году Россия регулярно участвовала в таких встречах и «семёрка» плавно трансформировалась в «восьмёрку».

В 2006 году Россия была председателем «Большой восьмёрки», а в Санкт-Петербурге состоялся первая (и пока последняя) встреча в таком формате на территории России.

Следующее десятилетие Россия постепенно укрепляла свои позиции в мире, что в свою очередь не слишком радовало остальных членов «семёрки», воспринимавших данные встречи в качестве механизма внешнего навязывания России той или иной позиции в международной политике.

Эти противоречия накапливались, в том числе после операции по принуждению Грузии к миру, проведённой российской армией в 2008 году, а окончательный разрыв наступил в 2014 году, когда «восьмёрка» должна была вновь собраться в России в Сочи, но наши «партнёры» демонстративно отказались от встречи. Формально – из-за присоединения Крыма в России, а по факту – из-за нежелания России отказаться от собственного независимого внешнеполитического курса и нежелания быть младшим партнёром США и их ближайших союзников. Страны Запада заявили о возвращении к формату G7 и демонстративно провели встречу 2014 года в Брюсселе.

Далее вопрос возобновления членства России в данном формате встреч в странах «семёрки» обсуждался лишь в пропагандистских целях – перед Россией ставились заведомо неприемлемые условия отказа от Крыма, сдачи Донбасса и т.д. Россия по понятным причинам на это пойти не могла, но публично также выражала надежду на «возобновление диалога», но, никак не увязывая это с форматом «семёрки» или «восьмёрки».

Сам формат «восьмёрки» оказался фактически исторически исчерпанным и я бы даже сказал – тупиковым и бесперспективным. «Семёрка» сегодня объединяет ведущие страны Запада, группирующиеся вокруг США. Этот клуб G7 совершенно очевидно пытается диктовать волю остальному мировому сообществу, не желает признавать право России на самостоятельную внешнеполитическую линию, и фактически, мало чем сегодня связан с Россией.

Вместе с тем мир меняется, лидерство Запада претерпевает определённые изменения, оно уже не так очевидно, и Россия совершенно не заинтересована в «международном диалоге», при котором она выступала бы неким постоянным «обвиняемым» перед лицом «строгих присяжных из «семёрки».

Позиции внутри «семёрки» в общих чертах синхронизированы и базируются на признании мирового лидерства США. Канада и Италия не имеют достаточного веса, на территории Японии и Германии до сих пор остаются со времён Второй мировой войны оккупационные военные силы США (хотя об этом не любят говорить) и обе эти страны не имеют полного суверенитета. Остаются Британия и Франция, которые вне позиции США имеют очень узкий коридор для принятия международных решений. В итоге «семёрка» превратилась в некий партхозактив во главе с Вашингтоном. Что там обсуждать кроме внутренних проблем Европа-США-Япония, не очень ясно. 

Отсюда и заявление Трампа о желательности присутствия России - если уж говорить о проблемах Украины, Сирии, Ирана, Северной Кореи, Венесуэлы, а теперь, после атаки хуситов на нефтеперерабатывающие заводы Саудовской Аравии – и глобальные вопросы энергобезопасности, то без Москвы это просто не имеет смысла – разве что в качестве предварительного обсуждения.

Странно обсуждать всё и без Китая – второй экономики земного шара и третьей державы по военной мощи.

Да и не только – Индия, Турция, те же Иран и Саудовская Аравия…

Именно поэтому формат G20 на сегодняшний день является наиболее представительным и интересным, где, в отличие от внутренних обсуждений в формате G7, решаются реальные вопросы мировой политики.

На сегодняшний день в «двадцатку» входят Аргентина, Австралия, Бразилия, Британия, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Россия, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, Южная Корея, ЮАР, Япония и Европейский Союз.

Понятно, что данная площадка куда обширнее и, что самое главное, представляет собой не «клуб по интересам» западных держав, а собрание ведущих мировых государств, относящихся к разным регионам, континентам и цивилизациям.

Впрочем, даже этот состав не представляется идеальным – так, например, членство в «двадцатке» Пакистана, Ирана, Нигерии или Египта вместо того же аморфного и представленного и без того Европейского Союза отдельными странами выглядело бы куда логичнее. Точно также и членство Южной Кореи без представительства КНДР вряд ли так уж целесообразно.

Очередная встреча «двадцатки» запланирована в 2020 году в Саудовской Аравии. И в этом смысле она представляет заранее большой интерес и не факт, что и вовсе состоится именно там – ситуация вокруг Ирана продолжает нагнетаться, а атака на аравийские нефтеперерабатывающие заводы, с какой бы целью и кем бы она не была совершена, показывает серьёзную уязвимость всего ближневосточного региона в случае полномасштабной агрессии Америки против Тегерана.  Ведь Иран может в ответ на это атаковать Саудовскую Аравию, и можно себе только представить последствия таких атак на нефтеперерабатывающую структуру саудитов, если какие-то дроны повстанцев заставили наполовину сократить ежесуточную добычу нефти. Этого не произошло во время американского вторжения в Ирак, но нужно учитывать тот факт, что Ирак – суннитская арабская страна и нападение на Саудовскую Аравию было невыгодно Ираку в пропагандистском плане, а вот в ситуации длительного противостояния шиитского Ирана и суннитской Саудовской Аравии Тегеран в случае американской агрессии может ударить и по Аравии, и по Израилю.

В итоге это может привести к созданию огромного очага нестабильности, который превратит Ближний Восток в одну сплошную кровоточащую Сирию и неминуемо отразиться на экономике и экологии всего земного шара.

Поэтому, вспоминая размышления Президента США Д.Трампа о необходимости возвращения России к диалогу и вероятности приглашения В.Путина на саммит «семёрки» в США в 2020 году, нужно чётко понимать, что Россия, безусловно, готова к диалогу, но сам формат сугубо западной «семёрки» не настолько ценен для Москвы, что не предполагает не только односторонних уступок Западу, но и в принципе не вызывает у России сколь либо серьёзного интереса (в отличие от желающих «поучить жизни» Россию членов «семёрки»). С Д.Трампом и другими лидерами «семёрки» В.Путин может встречаться и по «индивидуальному графику». Конечно, в общем формате удобнее. Позовут – В.Путин приедет. Если нет, В.Путин поедет в другое место, ничего не потеряв.

У нас есть свои «семёрки», к тому же в значительной степени более формализованные международными договорённостями – Союзное государство России и Белоруссии, ОДКБ, ЕАЭС, Шанхайская организация сотрудничества, БРИКС. Именно на этих, куда более дружественных площадках, Россия сегодня решает наиболее важные для себя вопросы, выстраивая собственную геополитическую сферу внешних отношений. И это сегодня становится очевидно практически всем, поэтому разговоры о «возвращении России» ведутся скорее по инерции, ради… самих разговоров.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

01.04.24

Внешняя трудовая миграция в Республику Беларусь составила в 2023 году порядка 11 тысяч человек. Основное количество въехавших в Республику Беларусь для работы составили граждане Российской Федерации, Китая, Украины и Туркмении. Большинство трудящихся-иммигрантов, въехавших в Республику Беларусь для работы на основании специальных разрешений на право занятия трудовой деятельностью, прибыло по рабочим специальностям.

26.03.24

21 марта 2024 года на специальном заседании Центральной избирательной комиссии России председатель ЦИК Элла Памфилова озвучила официальный результаты итогов голосования на выборах президента России, согласно которым победителем стал Владимир Путин — 87,28% голосов избирателей (за него отдали свой голос 76 277 708 избирателей), далее расположились Николай Харитонов — 4,31% (3 768 470), Владислав Даванков — 3,85% (3 362 484) и Леонид Слуцкий — 3,20% (2 797 629). Явка составила 77,49%. В выборах приняли участие 87 576 075 избирателей.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru