САЙТ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ РОССИЙСКИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Адрес:
220030, г.Минск, ул.Революционная, 15А

Андрей Геращенко: Была ли нужна улица Смолича в Минске?

« Назад

Андрей Геращенко: Была ли нужна улица Смолича в Минске? 18.06.2018 11:29

29 мая 2018 года решением Минского городского совета №49 были утверждены названия для нескольких новых улиц – Мирковского, Оловникова, Герасименко, Айтматова, Дудара и Смолича.

Не зря говорят – как корабль назовёшь, так он и поплывёт. В памяти тут же возникает мультфильм о капитане Врунгеле и яхте «Беда», название которой появилось после того, как оторвались две первые буквы в слове «Победа».

С одной стороны хорошо, что в названиях улиц стало появляться больше разнообразия в отличие от советского периода с его обязательными в каждом городе Ленина, Кирова, Маркса, Фрунзе, Строителей, Комсомольской и т.д. (я сейчас говорю именно о схожих названиях – сами они, как таковые, меня ничуть не смущают, так как это наша история). С другой же стороны порой выбор названий для новых улиц уже в наше время несколько озадачивает, а если подумать, то говорит об определённых тенденциях, которые, как их не прячь, всё равно просматриваются.

Что можно сказать о новых названиях? Евгений Мирковский – герой Советского Союза, получивший это звание в годы Великой Отечественной войны, пограничник, организатор партизанского движения, специалист по организации диверсионных групп и отрядов в тылу врага, уроженец Минска. В 1921 – 1940 годах служил на западной границе, где ситуация в тот период была непростой. Участник освободительного похода Красной Армии, позволившего снять польскую оккупацию Западной Белоруссии и Западной Украины, объединившего Советскую и Западную Белоруссии в составе БССР, воссоединившего белорусов в единый народ, ранее разделённый польско-советской границей. В 1941 году воевал в составе войск НКВД, командовал ротой, защищал Москву. С марта 1942 года по сентябрь 1944 года командовал советской разведывательно-диверсионной группой «Ходоки», которая постепенно разрослась за счёт уходивших в партизаны советских граждан и превратилась в партизанский отряд имени Ф.Э.Держинского. Отряд действовал на территории Украины – от Киева до Волыни и Ровенщины. Заходил и в Польшу. Было пройдено более 3000 километров, уничтожено 2000 фашистов, пущено под откос 3 бронепоезда, 48 эшелонов врага, сбито 2 самолёта, взорвано 10 мостов, собрана большая разведывательная информация. 5 ноября 1944 года Евгению Ивановичу Мирковскому было присвоено звание Героя Советского Союза. После освобождения советской территории Е.Мирковский до 1955 года передавал свой бесценный опыт партизанской и диверсионной борьбы молодым коллегам, а в 1955 году ушёл на пенсию по состоянию здоровья. Умер в Москве в 1992 году, прожив достойную жизнь. Здесь всё понятно.

Не вызывает никаких вопросов и улица Оловникова. Владимир Оловников, известный композитор, участник Великой Отечественной войны, автор музыки таких известнейших песен, как  «Радзiма мая дарагая», «Лесная песня» («Ой, бярозы ды сосны, партызанскія сёстры»), «Песня о Минске», «Песня о Брестской крепости». Они стали настоящим украшением белорусского кинематографа.

И Мирковский, и Оловников – советские белорусы, сторонники наших традиционных ценностей. Школьникам, живущим на этих улицах, можно приводить их биографии в качестве примеров для подражания, использовать для воспитательных целей.

Особняком стоит фамилия Айтматова. Чингиз Айтматов – признанный классик советской литературы, но, с учётом современных реалий и того, что Киргизия и Белоруссия сейчас самостоятельные государства, я надеюсь, что и в Бишкеке именем известного белоруса также названа одна из новых улиц. Это было бы, по меньшей мере, логично.

А вот в случае Герасименко, Дудара и Смолича всё далеко не так однозначно.

Александр Герасименко, умерший в 2017 году, известен тем, что в 1991-1995 годах возглавлял Минский горисполком, а далее находился на дипломатической работе, будучи послом в ряде стран Европы. Именно во время его руководства городом Минск (как, впрочем, и всю Белоруссию) заполонили бело-красно-белые флаги, и вовсю тиражировалась националистическая риторика. Это был переходный период между крушением Советского Союза и приходом к власти А.Г.Лукашенко, и даже с учётом той большой работы, которую проводил по обеспечению нормальной жизни Минска А.Герасименко, время и события того периода крайне неоднозначны. В большей степени на решение присвоить улице его имя повлияла его 19-летняя работа в МИД Белоруссии. Но подобных биографий в современной Белоруссии немало, как и известных людей, поэтому решение о присвоении одной из улиц имени Герасименко не представляется очевидным.

Можно поспорить и в случае с поэтом Алесем Дударом. Известен он мало, как мало известны и его произведения. Дудар был одним из основателей молодёжного литературного объединения «Молодняк», членом литобъединения «Полымя». При этом постоянно попадал в истории, так или иначе связанные с националистическими скандалами. В 1928 году вынужден был покинуть БГУ, куда поступил всего год назад. Тогда же написал несколько статей, где подверг критике белорусский театральный репертуар, призывая убрать русские переводные пьесы, а вместо них ставить белорусские, украинские и иностранные. В 1929 году написал стихотворение «Пасеклi наш край папалам…» (о разделе белорусских земель между Польшей и СССР), был арестован и выслан в Смоленск, а уже через год давал показания по делу «Союза освобождения Белоруссии» (об этом мы поговорим подробнее чуть ниже). Ареста он избежал, что не в последнюю очередь было связано с данными им на следствии показаниями. Но в 1936 году был вновь арестован за антисоветскую деятельность и позже расстрелян. Реабилитирован в 1957 году. Как видим, вопросов и к жизненному пути, и к творческой значимости А.Дудара даже с учётом его реабилитации немало.

Но наиболее спорным представляется название одной из новых улиц именем Аркадия Смолича. Совсем недавно, 25 марта 2018 года возле Оперного театра в Минске «прогрессивная общественность» под бело-красно-белыми флагами «отпраздновала» 100-летие Белорусской Народной Республики (БНР), «созданной» в 2018 году в Минске во время кайзеровской оккупации и запомнившейся подобострастными письмами в адрес немецкого кайзера и придумыванием бело-красно-белого флага.

В смутное время после Октябрьской революции 1917 года и начала гражданской войны на всём пространстве Российской империи возникали самые разнообразные директории, собрания, ревкомы, республики, армии, гвардии, «окрашенные» в самые различные цвета - красные, белые, зелёные, чёрные с черепом и костями и т.д. На этой ниве «трудилась» масса, как романтиков, так и прагматиков, но было и немало авантюристов, по-своему понявших лозунг «кто был ничем - тот станет всем».

21 февраля 1918 года Минск был занят кайзеровскими немецкими войсками. Это тут же попытались использовать в своих целях сторонники образования отдельного белорусского государства, видевшие себя в качестве его правительства - пусть и под протекторатом Германии. 25 марта 1918 года было объявлено о создании БНР, подписана «уставная грамота», избран «президент» Ян Середа. В качестве «государственных символов» утвердили старинный герб Великого княжества Литовского «Погоня» и придуманный в 1918 году как раз для БНР бело-красно-белый флаг.

Прагматичные немцы, рассматривавшие Белоруссию как часть России, относились к претензиям новоявленной БНР скептически и высокомерно. Ни о каком признании БНР не могло быть и речи. Середа и его соратники подобострастно заявили в письме кайзеру, что «только под опекой Немецкой империи край видит своё будущее». Но расчёт не оправдался - дни самого кайзера у власти были сочтены. В течение 1918 года БНР ни шатко, ни валко проводила разного рода «культурные мероприятия».

Одним из отцов-основателей сомнительной БНР, искавшей дружбы немцев и кайзера,  и был Аркадий Смолич, занявший в данном почти виртуальном «правительстве» пост народного секретаря просвещения. Он же был и одним из теоретиков белорусского социал-демократизма. Это, уважаемые читатели, самое главное и основное.

Вернувшись в СССР, в Белоруссию, Смолич занимался развитием географии, краеведением, научной работой. В 1930 году был арестован и осуждён по тому же делу «Союза освобождения Белоруссии», по которому «давал показания» Алесь Дудар. После освобождения в 1935 году был вновь арестован в 1937-м и расстрелян через год в Омске. По факту второго ареста и расстрела был реабилитирован в 1957 году, а вот по факту первого ареста – только в 1988 году, когда СССР шел к своему краху и вовсю царили уже «новые подходы».

О деле «Союза освобождения Белоруссии» сейчас сложно сказать что-то определённое. Во всяком случае, никаких доказательств существования такой организации нет, однако совершенно очевидно, что к 1930-м годам в Белоруссии существовал сильный крен в сторону националистических взглядов, что в той или иной мере выражала и позиция Дудара, Смолича и многих других. Были репрессированы многие националистически настроенные представители интеллигенции – те же Д.Жилунович, В.Ластовский, В.Игнатовский. Я.Купала и Я.Колас письменно отмежевались от такой деятельности, чётко заявив о своей приверженности советскому строю и советской политике интернационализма.

И ещё один немаловажный факт – по поводу улицы Смолича в 2016 году к властям обратилась Белорусская социал-демократическая партия (Громада), хорошо известная своей критикой союзных отношений с Россией, советского периода времён БССР, поддержкой идей БНР, и не пользующаяся сколь либо заметной поддержкой белорусов, так что присвоение новой улице имени Смолича по инициативе малозаметной партии, к тому же не поддерживающей стремление большинства белорусов к союзу с Россией, выглядит весьма спорно.

Я уже говорил ранее, что БНР – это попытка на волне мутной ситуации после Октябрьской революции и немецкой оккупации создать под себя «органы власти и страну» небольшой группы националистической интеллигенции, которая к тому же всячески пыталась найти одобрение у немцев, а их идейные наследники уже в годы Великой Отечественной войны из Белорусской Центральной Рады – у того же Гитлера. Оттуда же родом и «исторический» бело-красно-белый флаг, который официально развевался на улицах Минска три раза – при кайзере, при фашистах, и сразу после развала СССР. Поэтому любое почитание отцов-основателей БНР представляется неуместным и входит в идеологическое противоречие с советским партизанским прошлым БССР. К тому же это создаёт опасный прецедент – сейчас мы назовём улицы сравнительно нейтральными персонажами БНР, а в будущем это неизбежно внесёт сумятицу в умы тех же школьников. Но, если «звёзды зажигают», значит «это кому-то нужно». Кому? В данном случае – бело-красно-белой Громаде и… Минскому городскому совету. А вот самим минчанам – вряд ли…

В случае со Смоличем и улицей его имени ничего страшного на первый взгляд и нет. Но и большой необходимости в потакании Громаде тоже не было. Не зря же белорусский Президент А.Г.Лукашенко, говоря о БНР, прямо сказал, что «гордится там нечем». Да и не обязательно называть улицы чьими-то именами, тем более, когда нет согласия в оценке роли этих людей. Ведь можно было назвать просто и красиво – улица Нарочанская, Кленовая или вернуть одно из утраченных исторических названий.

Думаю, «идеологический винегрет» из названий новых улиц, когда настоящие герои Белоруссии едва ли не уравниваются с людьми, к биографиям которых есть вопросы, не будет способствовать ни цельному восприятию истории, ни воспитанию молодёжи. Лично мне не хотелось бы жить на улице имени «одного из отцов-основателей» БНР. Понятно, что, к примеру, для депутатов Конопацкой и Анисим, или же политиков под бело-красно-белыми флагами это как бальзам на душу, но наш народ давно определился с государственной символикой и на референдуме 1995 года отверг бело-красно-белые цвета. Но противникам нашей интеграции с Россией, нашего советского периода белорусской истории очень хочется это изменить не мытьём так катаньем. Об этом мы ещё обязательно поговорим отдельно, уважаемые читатели.

Как корабль назовёшь, так он и поплывёт…

17 июня 2018 года


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
13.01.25

Решение вопросов присоединения к США Канады и Гренландии, а также судьбы Шпицбергена превратят арктический вопрос в зону сугубо двусторонних американо-российских интересов. Узость Берингова пролива между Россией и Америкой позволяет обеим странам легко его контролировать, а владение всеми арктическими берегами и территориями – как материковыми, так и островными, позволяет США и России разделить Арктику, превратив её в сугубо территориальные воды и зону монопольных прав двух государств – каждого в своём секторе.

13.01.25

Президент России Владимир Путин в своем выступлении на форуме «Сильные идеи для нового времени» 20 июля 2022 года констатировал: «Модель тотального доминирования так называемого золотого миллиарда несправедлива. Она делит народы на первый и второй сорт, а поэтому является расистской и неоколониальной по своей сути, а лежащая в ее основе глобалистская, якобы либеральная идеология все больше приобретает черты тоталитаризма, сдерживая творческий поиск, свободное историческое созидание. Но как бы западные и наднациональные элиты ни стремились сохранить существующий порядок вещей, наступает все-таки новая эпоха, новый этап в мировой истории».

10.01.25

В настоящее время в Республике Беларусь фактически существует два историко-идеологических направления. Одно из них непосредственно вытекает из «польщизны» (оценка прошлого и настоящего через призму польско-шляхетских интересов), которая доминировала в белорусской историографии до событий 2020 года. Но после того, как Александр Лукашенко определил период Речи Посполитой как время польской оккупации белорусских земель, то приверженцы польщизны в среде белорусских гуманитариев сменили акценты. После упомянутого «Совещания по вопросам реализации исторической политики» эти круги начали продвигать ходульную идейку «литвинизма», которая преследует фальшивые цели. 

09.01.25

Во всём мире обсуждают высказывания вновь избранного Президента США Дональда Трампа, который вступит в должность 20 января 2025 года, посвящённые Канаде, Гренландии, Панамскому каналу и Украине.

08.01.25

За время существования суверенной Республики Беларусь протестантские сообщества прошли путь от религиозных сект до достаточно влиятельного конфессионального течения, которое, работая на русском языке, не только деятельно продвигает неправославную версию христианства, но и активно способствует западнизации самосознания белорусского населения. Хотя надо отметить, что после начала Специальной военной операции и проведения жёсткой санкционной политики Запада в отношении Российской Федерации и Республики Беларусь поддержка протестантских течений со стороны США (где находятся основные религиозные центры современного протестантизма) существенно ограничилась, что привело к заметному ослаблению протестантской религиозной активности на территории Белоруссии.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru