Андрей Геращенко: Есть такая профессия – Родину защищать

« Назад

Андрей Геращенко: Есть такая профессия – Родину защищать 21.01.2019 13:19

16 января 2019 года исполнилось 85 лет со дня рождения знаменитого киноактёра и артиста театра Василия Семёновича Ланового. Он сыграл огромное количество ролей в кино и театре, озвучивал кинофильмы, но для всех нас он, прежде всего, ассоциируется с Иваном Вараввой – одним из трёх главных персонажей вышедшего в 1971 году на экраны легендарного советского художественного фильма «Офицеры».

Василий Лановой по происхождению – украинец. Его родители жили в селе Стримба Кодымского района Одесской области, но в 1937 году переехали в Москву. Летом 1941 года Вася Лановой, которому исполнилось 7 лет, гостил у дедушки и бабушки в родной Стримбе – по горькой иронии судьбы он приехал как раз 22 июня. Там его и застала война. Когда село захватили фашисты, один из оккупантов «забавы ради» пустил две автоматные очереди над головой у мальчишки – ребёнок сильно испугался и после этого долго заикался. Этот дикий поступок фашиста Василий Лановой запомнил на всю жизнь.

Вернувшись в Москву, ещё обучаясь в школе, В.С.Лановой стал посещать театральную студию при Дворце культуры автомобильного завода им. Лихачёва (завод ЗИЛ). Окончив школу с золотой медалью, Лановой в 1953 году поступил на факультет журналистики МГУ, но спустя полгода ушёл оттуда и поступил уже в Театральное училище им. Б.Щукина.

Уже в 1954 году, ещё во время учёбы Василий Лановой снялся в своём первом художественном фильме «Аттестат зрелости». А в 1957 году его ждал актёрский триумф – он сыграл главную роль в фильме «Павел Корчагин». Сыграть тогда Корчагина означало – сыграть едва ли не главную, ведущую в стране роль. На эту роль изначально был утверждён Георгий Юматов, но в итоге что-то пошло не так. Согласно официальной версии Юматов неожиданно заболел и ему на замену нашли Ланового. Впрочем, вполне вероятно, что это был только повод. В любом случае в главной роли Павки Корчагина снялся в итоге Василий Лановой. Это привело к обиде Юматова и их ссоре вплоть до совместных съёмок в фильме «Офицеры».

После окончания училища в 1957 году Василий Лановой стал актёром театра им. Е.Вахтангова, где сыграл Маяковского, Цезаря, Пушкина, Троцкого, Бернарда Шоу. При этом актёру не было ещё и тридцати.

Часто бывает, что киноактёр, снявшийся в культовой киноленте, становится заложником одной роли. Мы помним множество таких примеров – Евгений Моргунов и его комедийный киногерой «Бывалый», сугубо комедийные персонажи Савелия Крамарова или же современный пример – Сергей Безруков и его обаятельный бандит Александр Белов. Безруков, будучи современным киноактёром первой величины в России, так и не смог преодолеть этого, хотя кого только не сыграл – и Пушкина, и Есенина. Но, везде, как не отделывайся от этого впечатления, присутствовала частичка Белова. И дело здесь не в таланте или актёрском мастерстве, а в нашем восприятии, соединении кинообраза с личностью киноактёра.

Безусловно, не избежал этого и Василий Лановой. Но роль Корчагина, которая могла стать для него «типажеобразующей», таковой в итоге не стала. Причин здесь несколько. Несмотря на всю патриотичность фильма и популярность Павла Корчагина среди советских людей, тогда телевидение не имело такого распространения, а только киноаудитория не могла обеспечить этот самый эффект «главной роли». Свою роль сыграла и молодость актёра.

В силу этих и других причин роль Павла Корчагина не стала главной для Ланового. Тем не менее, эта роль не могла не наложить свой отпечаток на кинокарьеру актёра – после «Павла Корчагина» он не снимался несколько лет, пока в 1960 году не сыграл Фёдора Хмару в фильме «Сильнее урагана». Затем в 1961 году был Атур Грэй в «Алых парусах» и безымянный, но запомнившийся всем «отдыхающий на пляже» в «Полосатом рейсе», произносящий фразу «Красиво плывут… Та группа в полосатых купальниках». После ряда других кинолент Лановой снялся в роли Курагина в эпопее «Война и мир» в 1965-1968 годах, и, практически параллельно, сыграл в 1967 году Вронского в «Анне Карениной». В 1968 году съёмки в «Солярисе» (Крис Кельвин) и в 1970-м Михаил Яровой в фильме «Любовь Яровая». В этот промежуток актёр снялся и в других, менее известных фильмах. Телевидение сделало большой шаг вперёд, и Павка Корчагин если и не растворился, то к этому времени стал всего лишь одной из удачных ролей Василия Ланового.

Не Павке Корчагину было суждено быть главной ролью Василия Ланового. Им оказался Иван Варавва из ставшего легендарным фильма «Офицеры», вышедшего на экраны в 1971 году.

Фильм «Офицеры» стал редким примером того, когда совпал и заказ власти, и талант сценаристов и актёров, и несомненное попадание «в десятку» для зрительского восприятия.

Съёмки фильма проходили по инициативе Министра обороны, маршала Советского Союза Георгия Гречко. Ему и принадлежат слова, которые я несколько перефразировал в названии статьи – «Есть такая профессия – защищать Родину». Самое любопытное, что и маршал Гречко не предполагал того эффекта, который вызовет фильм «Офицеры» - по замыслу военачальника это должно было быть киноповествование, показывающее помимо всего прочего непростые судьбы жён офицеров, переезжающих с одних мест службы в другие, разделяющих со своими мужьями трудности военной судьбы и уже в силу этого являющихся для них одной из важнейших опор в жизни.

Однако фильм получился куда глубже и значимее.

Сценарий был основан на повести «Офицеры» писателя Бориса Васильева. Незадолго до съёмок в 1969 году в журнале «Юность» была опубликована его знаменитая повесть «А зори здесь тихие», вызвавшая восторг у читателей. Повесть была сразу же одобрена к публикации практически в авторском варианте ни кем иным, как главным редактором «Юности» Борисом Полевым (автором знаменитой «Повести о настоящем человеке»). К слову, годом спустя после экранизации «Офицеров» в 1972 году на экраны вышел и фильм «А зори здесь тихие».

Это один из важных моментов – изначально материал для сценария был очень качественным и профессиональным, чего не достаёт современным сценаристам уже в наше время. Б.Васильев часто писал и сценарии для КВН, однако это не говорит о том, что те, кто сейчас пишут сценарии для КВН, могут писать и сценарии для кинофильмов. Это примерно как полагать, что если талантливый скульптор по дереву может вырезать ложку, то и ложкарь может вырезать великолепную деревянную скульптуру. Впрочем, это отдельная тема, хотя и напрямую затрагивающая качество современного отечественного кинематографа.

Кратко напомню сюжет киноленты – старшее и среднее поколение знает фильма едва ли не наизусть, а вот молодёжи, особенно далёкой от военной темы, он знаком меньше, хотя я бы советовал всем, кто не видел ленту, обязательно её посмотреть – спецэффектов там нет, но картинка, может и не такая современная, но добротная, качественная и, самое главное, кино с большим внутренним смыслом и сильной положительной энергетикой.

Действия фильма разворачиваются в период с начала 1920-х годов до конца 1960-х – иными словами с конца Гражданской войны до современного на момент съёмок фильма периода. Главными действующими лицами являются семья Алексея и Любови Трофимовых, которые направляются на новое место службы в Среднюю Азию для борьбы с басмачами. Там они знакомятся с Иваном Вараввой, который и становится третьим главным героем киноленты. Варавва влюбляется в Любу Трофимову, но, пронеся это чувство через всю свою жизнь и так в итоге и не женившись, не позволяет себе дать хотя бы повод помешать семейной жизни Трофимовых, с которыми у него складываются тёплые, дружеские отношения. Судьба разлучает главных героев, которые встречаются уже в Китае во время противостояния с японцами. Алексей Трофимов воюет в Испании. Начинается Великая Отечественная война. В войну погибает сын Трофимовых – Егор. Люба Трофимова возглавляет санитарный поезд и опознаёт тело сына по найденной у него фотографии. Главные герои встречаются уже после войны – Анатолий Трофимов, генерал-майор, Герой Советского Союза, командует Кантемировской танковой дивизией, в которой воевал его погибший в войну сын. Его внук (сын погибшего Егора) Иван учится в Суворовском училище. Происходит неожиданная встреча в Москве с Иваном Вараввой – тот уже генерал-полковник, дважды Герой Советского Союза, начальник одного из управлений Министерства обороны. Встреча трогательная. Варавва узнаёт, что внук Трофимова назван в его честь, зовёт Трофимовых в Москву, но Трофимов принимает решение пока остаться в дивизии. Иван Трофимов становится офицером-десантником.

Этот момент был специально внесён в фильм по просьбе генерала армии Василия Маргелова – легендарного командующего войсками ВДВ. «Дядя Вася» в отличие от многих сразу понял значение киноленты для воспитания будущих офицеров и не прогадал, что тоже говорит о многом.

 

В конце фильма звучит легендарная песня «Вечный огонь» («От героев былых времён…») на слова Евгения Аграновича и музыку Рафаила Хозака, исполненную Владимиром Златоустовским (сыгравшему майора – адъютанта Вараввы, а также второго режиссёра картины).

Главных героев сыграли Алина Покровская, Георгий Юматов и Василий Лановой. По сути, именно эта «звёздная» троица была в центре и сюжета, и актёрской игры.

Нельзя не отметить большой вклад режиссёра Владимира Рогового и сценариста Кирилла Рапопорта, который «подгонял» повесть Б.Васильева под требования заказчиков киноленты.

На съёмках фильма Юматов и Лановой, рассорившиеся после фильма «Павел Корчагин», наконец, помирились.

В перспективы киноленты не очень верили даже сами актёры. Георгий Юматов, сам в прошлом участник войны (в фильме он после Испании показывает реальную, полученную им в боях рану), считал, что ничего особо путного не выйдет и картина получится серой и средней – ему казалось, что из-за неопытности режиссёра Владимира Рогового все военные сцены получаются недостоверно, не соответствуют правде войны.

Не очень понятным и мне лично, и практически всем зрителям был момент, когда генералы удивлённо встречаются друг с другом – будто до этого времени они не интересовались судьбой друг друга, не поддерживали отношений. Но дело в том, что сценарий был сокращён – согласно повести оба пострадали, были репрессированы, сидели перед войной в лагерях и потеряли друг друга. Но это в фильм не вошло – официально из-за сокращения двухсерийного варианта до обычного фильма, но мне, всё же кажется, что дело в другом – просто не стали портить красивую историю мрачными и чёрными мазками.

В итоге родился шедевр на все времена. Кинофильм тепло приняли зрители, особенно – военные. Этот фильм стал гимном профессии, офицерской судьбы, патриотизма. Он сделал больше, чем все замполиты и вся идеологическая армейская вертикаль – слово «офицер» зазвучало не просто весомо, но и по-настоящему гордо. Фильм собрал в прокате 53,4 млн. зрителей – его посмотрел весь Советский Союз. В том же 1971 году Василий Лановой согласно опросу журнала «Советский экран» был признан лучшим актёром года. Это была его главная роль. С этого момента образ Иван Вараввы слился с образом Василия Ланового, соединив воедино кинолегенду и реального человека.

У Ланового и дальше было множество фильмов, причём знаковых – «Семнадцать мгновений весны» в 1973 году (Карл Вольф), «Дни Турбиных» в 1976 году (Леонид Шервинский), «Петровка, 38» и «Огарёва,6» в 1980 году (Владислав Костенко) и многие другие.

В 2005 году Василий Лановой блеснул в сериале «Брежнев», сыграв Юрия Андропова. Это стало ещё одним попаданием в точку. Образ Андропова получился ярким и вызывающим симпатии – во многом ещё и потому, что было в Андропове в исполнении Ланового что-то от фильма «Офицеры».

Но всё же роль Ивана Варравы так и осталась кульминацией его актёрской карьеры. Даже если бы Василий Лановой сыграл только эту роль, он навсегда бы остался в истории отечественного кино.

Василий Лановой сыграл сердцем и душой, а не просто «отбыл номер» - в этом, помимо всего прочего, немалая часть его личного успеха и успеха фильма.

В 2006 году был снят сериал «Офицеры», где Василий Лановой сыграл роль отца главного героя – генерала Осоргина, но ни по уровню режиссуры, ни по уровню сюжета сериал никак не сопоставим с фильмом «Офицеры».

Слившись воедино с Иваном Вараввой, Василий Лановой остался патриотом своей Родины и в жизни. Поэтому совсем не случайно он стал одним из руководителей шествия «Бессмертного полка» - очень символично, что он возглавил колонну, идя рука об руку с Президентом России Владимиром Путиным. Без опыта прошлого, без сохранения советских  военных традиций подлинное возрождение России будет просто невозможным. Когда в 1990-е российскую армию оплёвывали все, кому не лень, а офицеры испытывали унижение, порой не получая даже зарплат, как мне говорили многие военные, именно фильм «Офицеры» помогал надеяться на лучшее – на фоне тех испытаний, через которые прошли герои фильма, даже мрачная действительность 1990-х казалась не такой страшной.

Фильм «Офицеры» оказался более действенным и стойким, чем всё армейское политвоспитание и политработа и способствовал сохранению нашего боевого духа, престижа армейской службы, её почётности, необходимости быть готовым к самопожертвованию и подвигу.

В последнее время интерес к войне, к военной службе опять вырос. Появились новые интересные фильмы - «В августе 1944-го», «Девятая рота», «Сталинград», «Т-34», «Тарас Бульба», «Брестская крепость», сериалы для молодёжи – «Кадетство», «Солдаты». Но фильм «Офицеры» остаётся непревзойдённым по уровню сценария и актёрской игры, оставаясь пока недостижимым ориентиром в области военно-патриотического киноискусства, воспитав целые поколения офицеров советской, а теперь и российской и белорусской армии. Я лично знаю командиров, которые у себя в кабинетах и даже дома до сих пор держат в рамках кадры из фильма «офицеры», а любая встреча с Василием Лановым для них (как это было, например, в Доме Москвы в Минске), становится важнейшим событием в жизни.

Ещё несколько лет назад вся Белоруссия была заполнена плакатами, на которых Василий Лановой в генеральской форме склонился к маленькому суворовцу, повторяя сюжет фильма «Офицеры».

В 2010-2011 годах фильм «Офицеры» был раскрашен компанией «Формула цвета». Премьера цветной версии состоялась 23 февраля 2011 года на Первом канале российского телевидения. 9 декабря на Фрунзенской набережной в Москве у входа в Министерство обороны России был открыт памятник героям фильма «Офицеры» - скульптурная композиция повторяет момент трогательной встречи Вараввы с семьёй Трофимовых. А в сентябре 2018 года в Главном управлении кадров Министерства обороны России открыли скульптурную группу – командир взвода Алексей Трофимов и командир эскадрона Георгий Петрович из фильма «Офицеры». А за ними – знаменитая фраза в том виде, в котором я озаглавил статью «Есть такая профессия – Родину защищать!».

Наверное, о таком итоге никогда не думали ни создатели фильма, ни сами актёры. Но так было нужно для страны и для нашего народа, для будущих поколений офицеров. И в этом смысле Василий Лановой сделал гораздо больше, чем думал сделать сам. Он сполна ответил фашистскому недоумку, развлечения ради пустившему над головой ребёнка в 1941 году две автоматные очереди.


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
19.04.24

Всего два дня спустя после приводнения «Аполлона» на 26 июля 1975 года Землю вернулся и спускаемый аппарат «Союза-18». П.И.Климук и В.И.Севастьянов провели на борту «Салюта-4» 62 дня, но, конечно же, их полёт остался несколько в тени триумфального завершения проекта «Союз-Аполлон». По возвращении на родную планету П.Климук стал готовиться к новому полёту в рамках международной космической программы «Интеркосмос» - Советский Союз решил оказать помощь в подготовке к космическим полётам и их практическом осуществлении космонавтам своих стран-союзников.

18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru