Аниматор Шварцман: изначально у Чебурашки были обыкновенные "ушки на макушке"

« Назад

Аниматор Шварцман: изначально у Чебурашки были обыкновенные "ушки на макушке" 30.08.2019 20:30

Режиссеру серии мультфильмов "Обезьянки", художнику-постановщику мультфильмов о Чебурашке и Крокодиле Гене, котенке по имени Гав и другой классики советской мультипликации, народному художнику России Леониду Шварцману в пятницу, 30 августа, исполняется 99 лет. О том, как он планирует отмечать день рождения, как сохранить хорошее настроение в любом возрасте и где должны были быть уши у Чебурашки, он рассказал в интервью ТАСС.

— Как вы планируете отмечать день рождения?

— Планирую отмечать день рождения в кругу семьи, будут домашние посиделки. Если позволят обстоятельства, а прежде всего здоровье и самочувствие, поскольку вы сами понимаете, что мне много лет и от этого зависит почти все, то придут самые близкие, посидим за столом, как обычно.

— Кого пригласите?

— Я думаю, что много народа нам сейчас собрать сложно, застолье будет небольшое — самые близкие друзья и родственники. Соберемся дома, вы не забудьте, сколько мне лет исполняется, это главное.

— Я восхищаюсь вами, потому что вы обладаете талантом сохранять хорошее настроение в любом возрасте. В чем секрет?

— Настроение — это решающий момент успеха, бесспорно.

Все идет от настроения, самочувствия и от того, есть ли у тебя какое-то интересное занятие в жизни, тем более если есть творчество, а я этим всю жизнь занимаюсь. Во-первых, я художник, а во-вторых, я оказался художником мультипликации для детей

Я много времени иллюстрировал книги, писал очень много — с этюдником ходил. У меня был период, когда я совмещал деятельность художника в мультипликации и режиссера, в частности, вся эта серия с мамой обезьяной и ее шаловливыми детишками ("Обезьянки", "Союзмультфильм", 1983 год — прим. ТАСС) была сделана мной как режиссером и художником-постановщиком, который придумывал все декорации, фоны, на которых происходит все это.

Я много лет проработал и в кукольной, и в рисованной анимации, поэтому мне близка и та и другая. В кукольной я вспоминаю наш самый лучший фильм с режиссером Романом Качановым "Варежка", ну и серию работ с Крокодилом Геной, Чебурашкой и Шапокляк. Потом большая серия у нас была с другим режиссером замечательным — Иваном Васильевичем Уфимцевым, с которым я сделал "38 попугаев" и много других фильмов.

Леонид Шварцман и Иван Уфимцев
Леонид Шварцман и Иван Уфимцев во время съемок кукольного мультфильма из серии "38 попугаев", 1978 год

— А в рисованной мультипликации?

— В рисованной я начинал, когда учился во ВГИКе на третьем курсе, мой преподаватель Анатолий Пантелеймонович Сазонов пригласил быть своим ассистентом на фильме "Федя Зайцев". Это мой первый фильм в мультипликации, где я был ассистентом художника-постановщика, а режиссерами были знаменитые, одни из основателей российской мультипликации сестры Зинаида и Валентина Брумберг. А когда я закончил и защитил диплом в 1951 году, замечательный режиссер Лев Константинович Атаманов, которого я считаю не только близким человеком, но и учителем в мультипликации и по жизни, пригласил меня быть художником-сопостановщиком с моим другом Александром Васильевичем Винокуровым на фильме "Аленький цветочек".

А потом мы сделали фильм, который до сих пор востребован, — "Золотая антилопа", затем — полнометражный фильм "Снежная королева", который тоже до сих пор смотрят зрители. Меня очень радует то, что фильмы, над которыми я работал как художник, а потом и как художник-режиссер, до сих пор живут, они востребованы и любимы многими зрителями, в том числе не только маленькими детьми, но и взрослыми. Это, конечно, радует, жизнь прожита не зря, и это меня до сих пор поддерживает.

— Сейчас рисуете?

— Я даже сейчас стараюсь что-то рисовать, придумывать какие-то темы, потому что рисование — это символ всей моей жизни, потому что я художник. Мой путь довольно длинный, начинал я с художественной школы в Минске, откуда я родом. Во время учебы в средней школе у нас открылась художественная студия, которой руководил Валентин Викторович Волков, еще будучи студентом Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, он, видимо, уже тогда лелеял мечту обучать молодых ребят этому великому искусству.

После того как я получил какие-то основы, знания и умения, у меня, конечно, была мечта поступить в Ленинградскую академию художеств, и после окончания школы я поехал в Ленинград, там жил мой старший брат. Я попытался сдать экзамены в Академию художеств, но подготовки у меня не хватило, и мне предложили поступить в среднюю художественную школу при Академии художеств, я согласился и стал учиться.

Удав из мультфильма 38 попугаев
Удав из мультфильма "38 попугаев"

— Получается, что любимое дело — это секрет долголетия?

— По-моему, да (смеется).

Это очень поддерживает жизнь, я бы даже сказал, придает смысл ей, когда ты чувствуешь, что не зря прожил, сделал много хорошего, особенно для маленьких детей

— Когда говорили о мультфильмах, то говорили, что вам сил придает то, что их смотрят до сих пор. Сейчас появилась тенденция осовременивать анимационную классику, а как бы вы отнеслись, если ваши мультфильмы захотели бы переснять?

— Отрицательно, я считаю, что вмешательство компьютера в такую тонкую и живую вещь, как творчество художника, — уничтожение этой великой профессии и деятельности живого человека. Компьютер — это фактически инструмент, а не человек, а создает все абсолютно в мире только человек, его разум и тонкое чувство в искусстве и жизни. И в этом прелесть того искусства, которое создает человек, даже с его ошибками, дрожанием рук, но в этом заключается индивидуальность и неповторимость каждого произведения.

Там, где появляются элементы творчества, там компьютер вреден, он разваливает уникальное творчество каждого отдельного человека: художника, режиссера, композитора

А вот как инструмент для тиражирования, там компьютер помогает, там его можно использовать. Поэтому я бы на пушечный выстрел не подпустил бы компьютерную мультипликацию к своим фильмам, тем более не стал бы сам привлекать компьютер, если бы мог работать дальше в мультипликации.

—  Леонид Аронович, то есть получается, что вы не против новых серий легендарных мультфильмов, главное, чтобы компьютер не "съел" их индивидуальность и человечность?

— Конечно! Если бы у меня были силы и возможности, я бы сам по-прежнему вручную делал самую интересную творческую часть в создании фильма.

Компьютер — это инструмент, это как карандаш или кисть в руках художника

— Немного философии... Что вы считаете своим главным достижением в жизни?

— Это то, что я сделал в мультипликации как художник и как режиссер. Ну и вообще за всю мою жизнь я кое-что оставил: у меня много интересных эскизов к мультфильмам, много этюдов, которые я писал на натуре, везде ездил с этюдником. Я считаю достижением, что я оставил что-то хорошее и положительное для наших маленьких зрителей. Ну и потом, мне очень приятно, что в 1997 году я ездил в Нью-Йорк, где мне вручили приз за вклад в мультипликацию для детей, и называется он "Голливуд детям". Это такая красивая хрустальная звезда, где написано об этом вкладе, естественно, по-английски.

И потом то, что я получил звание народного художника России — это огромная честь. Также то, что у меня есть круг близких друзей в творчестве, с которыми я до сих пор общаюсь, для меня ценно. Ну и то, что мы с моей женой живем очень много лет в согласии, — это тоже очень важно в жизни.

— Что вас вдохновляло, когда вы придумывали, как будет выглядеть Чебурашка?

— Многое от Чебурашки — это, конечно, произведение Эдуарда Успенского ("Крокодил Гена и его друзья"), который написал вместе с режиссером Качановым сценарий к фильму "Крокодил Гена". Это был первый фильм, где родились всеми любимые персонажи, потом они еще были в наших фильмах "Чебурашка", "Шапокляк" и "Чебурашка идет в школу". Последний уже был сделан без меня. Потом персонаж Чебурашки попал в Японию и стал там очень популярен и любим, особенно у японских женщин, которые видели в нем маленького, очаровательного ребенка.

5142525

© Станислав Красильников/ТАСС

Нужно сказать, что режиссер мультипликации Макото Накамура сделал даже два или три фильма — продолжения нашего сериала, которые он постарался сделать так же, как они были сделаны режиссером Качановым, сохранить эту тонкость, обаяние, трепетное отношение к детям. Они изучили его творчество, язык и сделали фильмы с другим сценарием, но главные персонажи остались наши — Крокодил Гена, Чебурашка и Шапокляк. И когда Накамура бывал в Москве, то всегда приезжал к нам. К одному из его последних фильмов "Кьери и Черри" о девочке и ее медвежонке, который потом вырос в большого медведя, он попросил меня сделать персонаж медвежонка. Фильм успешно прошел на многих международных фестивалях, получил разные премии, мне это очень приятно, так что я до сих пор не теряю связи с Японией.

 

' YouTube / Союзмультфильм'

— Насколько анимационный Чебурашка похож на своего книжного персонажа?

— У Успенского есть "Вступление, которое можно и не читать" (в книге "Крокодил Гена и его друзья"), и там он пишет, что, когда он был маленький, ему родители подарили бракованную игрушку, это был мохнатый зверек с большими желтыми глазами, как у филина, с большой круглой заячьей головой и с маленьким хвостиком, как у медвежонка.

— А про большие уши?

— Про большие уши ни слова не было сказано.

Когда Роман Качанов и Эдуард Успенский закончили сценарий, я его прочел и стал придумывать первые наброски персонажей, и если Крокодил у меня получился довольно быстро, Шапокляк тоже, то над Чебурашкой я работал почти весь подготовительный период, а он длился полгода. Персонаж был необычным. Ко мне довольно часто приходил режиссер Роман Качанов, и я показывал ему наброски, мы обсуждали, спорили, и так постепенно рождался персонаж

Эдуард Успенский ни разу не приходил, поскольку в подготовительном периоде я работал дома. Нужно сказать, что в начале у Чебурашки были обыкновенные "ушки на макушке", как у всех зверушек, потом они постепенно сползали вниз по бокам головы, как у человека, и постепенно увеличивались, даже я не могу сейчас вспомнить по какой причине. То есть это был процесс довольно длительный. Причем вначале у него был хвостик и небольшие ножки, но потом, когда мультипликаторы, в частности Юрий Норштейн, стали работать в кукольной мультипликации, то они сказали, что с ними неудобно двигать героя, и мы оставили только ступни. Потом мы убрали хвостик. А глаза я с самого начала сделал не желтыми, как у филина, а черными, и получились такие удивленные глазки маленького ребенка. Таким образом из "неизвестного науке зверя" получился Чебурашка.

5142536

— Что делать современным аниматорам, чтобы их мультфильмы получались такими же душевными?

— Во-первых, я бы посоветовал оставить компьютер в нашем сложном процессе. Его можно использовать разве что для технической части — для раскраски фаз на целлулоиде, например. Работа длительная, но абсолютно нетворческая. Творчеству компьютер не помогает, а вредит.

Второй мой совет современным мультипликаторам, которые работают в рисованной мультипликации, — быть наполненными. Я думаю, что главная причина (успешности советских мультфильмов — прим. ТАСС) — это наполненность художника, будь то режиссер, художник-постановщик или аниматор. Главное — в наполненности этого человека, в его способностях и талантах. Если ты как человек интересен и высоконравственен, тогда тебе есть что сказать, и поэтому те наши фильмы, которые были сделаны в эпоху расцвета "Союзмультфильма", до сих пор живы и до сих пор их помнят и любят большие и маленькие зрители.

Дарья Павлова, ТАСС


Комментарии


Комментариев пока нет

Добавить комментарий *Имя:


*E-mail:


*Комментарий:


Последние новости
все новости
18.04.24

23 марта 2024 года с космодрома «Байконур» в Казахстане стартовала ракета-носитель «Союз-2.1а», которая вывела на орбиту пилотируемый космический корабль «Союз МС-25». На борту было три человека – командир корабля российский космонавт Олег Новицкий (белорус по происхождению), астронавтка НАСА Трейси Дайсон и первая белорусская космонавтка Марина Василевская. Для современной Республики Беларусь это стало грандиозным событием – Марина Василевская, в прошлом проводница-инструктор национальной компании «Белавиа», отправилась покорять космическое пространство, а весь мир увидел на её космической одежде гордый красно-зелёный белорусский флажок с национальным орнаментом.

16.04.24

В наступившей тишине вдруг раздался голос Абрама. Одиннадцатилетний мальчик, который только что лишился родителей, попросил оккупантов о последнем желании – сыграть на скрипке. Удивленные неожиданной просьбой, немцы согласились. Они ожидали слезливо-молящей мелодии. Но неожиданно грянули звуки, которые гитлеровцы осознали не сразу. Зато их узнали все советские люди. Это был «Интернационал»! И распрямились плечи, и возродилась надежда, что Родина будет освобождена, чтобы ни случилось с ними. Сначала робко, а потом все громче и громче запели обреченные и те, кого фашисты пригнали устрашить расправой. Выйдя из оцепенения, враги заорали, чтобы мальчик немедленно прекратил играть. Но он продолжал до тех пор, пока его не прошили несколько автоматных очередей.

10.04.24

Россия сталкивается с масштабными и серьёзными вызовами. Решить их будет непросто. Но решать нужно – начиная от проверки правомочности получения российского гражданства за последние 10-15 лет и заканчивая наведением порядка в этнических анклавах и диаспорах. Миграционная политика должна быть пересмотрена – в Россию путь должен быть открыт не для тех, кто «хочет приехать», а для тех, кто действительно нужен и необходим, но опять же – на определённый срок.

04.04.24

Мировая экономика в конце 1990-х – начале 2000-х годов пережила «китайский шок» - резкий наплыв дешевой продукции из КНР. Все это привело к банкротству ряда отраслей промышленности на Западе, особенно в США, которые не выдерживали конкуренции с китайскими товарами. Надо отметить, что США долгое время поддерживали уровень жизни в стране за счет низких цен на китайский импорт. Судите сами: в 1991 году доля Китая в промышленном импорте США составляла 4,5%, а в 2011 – уже 23,1%.

01.04.24

В настоящее время с полным основанием можно утверждать о в целом сложившемся общем информационном пространстве Союзного государства. В связи с этим встаёт вопрос о его правовом оформлении. Речь идёт о согласованном принятии в Российской Федерации и Республике Беларусь закона «Об общем информационном пространстве Союзного государства», в соответствии с которым российские СМИ в Республике Беларусь и соответственно белорусские СМИ в Российской Федерации должны перестать считаться иностранными. Кроме того, в условиях жёсткой агрессии Запада против Российской Федерации и Республики Беларусь необходимы неотложные меры по совместной защите информационного пространства Союзного государства, включая создание соответствующей уполномоченной структуры.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru